О пользе рисования
Рисование — один из самых любимых для ребенка видов деятельности. С самых ранних лет, взяв в руки карандаш или маркер, малыш увлеченно, с большим удовольствием выводит свои первые каракули. А если дать ему в руку большую кисть и поставить рядом гуашевые краски, то он с радостью создает на листе яркие кляксы, проводит толстые линии. Да, это пока не шедевры, поскольку у ребенка нет опыта и не сформированы так называемые изобразительные умения. Это, скорее, экспериментирование с бумагой, красками и карандашом, в процессе которого ребенок познает свойства разных материалов и пробует собственные силы в рисовании. О том, почему ребенку любого возраста полезно рисовать, как развивается детское рисование и как организовать эту увлекательную деятельность для малыша в семье, рассказывает Юлия Гладкова, кандидат педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Лаборатории развития дошкольного образования ФГБНУ «Институт развития, здоровья и адаптации ребенка».
О пользе рисования
По мнению детских физиологов и психологов, рисование имеет особый смысл, поскольку способствует развитию мелкой моторики, зрительного восприятия, сенсомоторной координации. Рисование «участвует» в освоении ребенком представлений о форме, величине, цвете, пространственных отношениях предметов окружающего мира. Оно способствует более эффективному выстраиванию межполушарного взаимодействия за счет включения конкретно-образного мышления, за которое отвечает правое полушарие головного мозга, и абстрактно-логического, за которое отвечает левое полушарие.
Доказано и развивающее влияние рисования на речь малыша, поскольку в рисунке он передает собственное представление об изображаемом объекте. Неслучайно российский психолог Лев Выготский назвал детский рисунок «графической речью». Задействованные в процессе рисования психические процессы, такие как зрительное восприятие, моторная координация, мышление, речь, столь же интенсивно развиваются, способствуя постепенному формированию у ребенка системы представлений об окружающем мире.
Как развивается деятельность рисования на разных возрастных этапах
Знакомство с этим видом деятельности начинается благодаря познавательной активности малыша, когда он стремится взять в руки и обследовать практически каждый доступный для него предмет. Примерно в возрасте 15 месяцев, когда мама вкладывает в его ручку карандаш или фломастер и кладет перед ним лист бумаги, ребенок делает первое открытие о том, что этот предмет рисует. За счет такого рода открытий интерес к рисованию поддерживается еще достаточно длительное время, и ребенок с удовольствием выводит каракули разной формы и цвета, постепенно научаясь крепко держать карандаш и контролировать движения своей руки. Линии в своих рисунках он проводит достаточно спонтанно, передавать форму предметов ему, конечно же, пока не удается. Этот период исследователи называют «доизобразительным», и длится он, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, до 1,5–2 лет.
К 2 годам в рисунках малыша начинают появляться линии, которые он проводит, подражая взрослому, — дорожка, дождик, ленточки, заборчик. При этом ребенок способен контролировать длину линии и остановить движение руки в нужный момент.
К 3 годам в рисунках появляются округлые формы — мяч, яблоко, воздушные шары. Часто в рисунках можно увидеть так называемые спирали — это малыш подражает пишущему взрослому. Наступает следующий важный этап в развитии рисования, когда у ребенка пока нет замысла, это по-прежнему экспериментирование с материалами и игра, однако движения руки становятся все более «преднамеренными» и контролируемыми. Содержание рисунка постепенно приобретает все больший смысл, появляются образы, а затем и сюжеты.
Когда ребенок придет в детский сад, рисование, наряду с другими видами продуктивной деятельности (лепка, аппликация, конструирование), станет одним из видов организованной образовательной деятельности. На занятиях вместе с воспитателем дошкольники осваивают технику различных видов рисования — предметного, сюжетного, декоративного, учатся грамотно располагать изображаемые объекты на листе бумаги, передавать пространство, использовать такие средства художественной выразительности, как цвет, светотень и пр.
Безусловно, от того, уделялось ли внимание рисованию в семье, будет зависеть успешность ребенка в этом виде деятельности на следующих возрастных этапах.
Как организовать рисование в семье и сделать этот процесс увлекательным и развивающим
Вот несколько рекомендаций для родителей.
- Чтобы вызвать интерес к рисованию, расположитесь неподалеку от играющего малыша и рисуйте, взяв яркие краски (лучше гуашь), большой лист бумаги и крупную кисть; не переживайте о технике рисования, выводите круги, волнистые и прямые линии — ребенок сразу заинтересуется процессом и захочет рисовать вместе с вами.
- Поиграйте в краски: подготовьте альбомный лист, нанесите на него достаточно густо несколько пятен разных цветов, после этого сложите бумагу, разгладьте таким образом, чтобы краски растеклись, затем на глазах ребенка раскройте лист и вместе удивитесь, что получилось — прекрасная бабочка, волшебный цветок, причудливое дерево. В случае необходимости дорисуйте недостающие детали (например, усики и лапки у бабочки и т. д.).
- Создайте игровую ситуацию «кисточка пропала»: «Так хотелось порисовать, а где же кисточка, куда она спряталась? А ведь можно порисовать и пальчиками или ладошками!» Покажите ребенку, как можно рисовать пальцами, опуская их поочередно в краску разных цветов, нанесите краску на детскую ладошку и отпечатайте ее затем на листе бумаги. Что получилось? Пофантазируйте вместе и покажите малышу, как дорисовать изображение, чтобы получился, к примеру, петушок.
- Поиграйте в кляксы: будто бы случайно капните на лист слегка разведенную водой гуашь так, чтобы получилась капля; посмотрите на реакцию ребенка и предложите на нее подуть через соломинку, вместе понаблюдайте, как краска растекается, а клякса приобретает причудливую форму.
- Используйте для рисования предметы разной фактуры — вату, поролон, ткань, упавшие с дерева осенние листья. Нанесите на них краску и сделайте оттиск на листе бумаги.
- Порисуйте брызгами: для этого подойдет зубная щетка, краски (лучше гуашь, разбавленная до жидкого состояния) и тонкая палочка (можно использовать кисть, повернув ее другой стороной). Нанесите на край зубной щетки краску и движениями «на себя» брызгайте на бумагу; при этом можно использовать трафарет для получения изображения какой-либо формы.
- Порисуйте методом «тычка»: для этого подойдут ватные палочки, также можно обернуть ватой кончик карандаша. В результате получаем изображение, полностью состоящее из точек разного размера, — очень эффектно и красочно!
Подобных игр-развлечений, связанных с рисованием, очень много. Главное, не останавливаться и творить вместе с ребенком, проявляя интерес и творческий подход. Попробуйте сочетать рисование с другими видами деятельности, например, с аппликацией. Вырежьте ножницами нарисованный ребенком домик, приклейте на лист цветного картона, с помощью губки предложите малышу нарисовать облака, из журнала вырежьте и наклейте рядом с домом дерево, ватной палочкой предложите нарисовать цветы и т. д.
Наблюдайте вместе за природой, восхищайтесь, обращайте внимание на облака, отражения предметов в луже, причудливую форму снежинок; учите его видеть в окружающем мире, в самых обыденных вещах красоту. Поверьте, результат не заставит себя ждать.