background picturebackground picture

Нам так нравится быть семьей!

Родители

Дошкольники

Школьники

Подростки

129

Трогательная история от многодетного папы

В большой и дружной семье Заборовских из г. Воронежа пятнадцать детей: двое кровных и тринадцать приемных. О том, как найти общий язык даже со сложными подростками, как научиться слушать и слышать друг друга, о самом вкусном в мире семейном плове и самых красивых рассветах рассказал многодетный папа Иван Заборовский.

Как все начиналось

Иван и Ирина вместе уже 32 года. Оба родом из Киргизии, много лет назад переехали в Воронежскую область и купили дом в деревне. Когда своим детям, Аленке и Андрею, было уже 14 и 8 лет, супруги решили записаться в школу приемных родителей. Иван всегда знал, что в их семье будет много детей: сил и любви хватит на всех.

Но одного родительского решения недостаточно. Как отреагируют дети на появление новых членов семьи? Первая реакция Алены и Андрея была негативная: «Вам что нас мало? Давайте мы сделаем так, что мы двое будем вам как десятеро».

И тогда Ирина и Иван решили не торопиться, а увлечь ребят волонтерством и рассказать, что это такое на самом деле — помогать другим. Вместе они стали волонтерами в детском приюте, участвовали в различных благотворительных проектах. Затем наступил и следующий этап: Заборовские стали приглашать ребят из приюта домой на выходные. Так прошло два года, и однажды Аленка уже сама вывела родителей на разговор: «Кажется, теперь я начала вас понимать. Вы можете брать еще детей. Мы вас поддержим». Андрей тоже поддержал сестру, тем более что он был рад, что наконец-то перестанет быть самым младшим в семье.

Денис, Сережа и Никита

Иван рассказывает, что одно дело — принять решение взять приемных ребят и совсем другое — перейти к действию, пройти школу приемных родителей, оформить все документы. Им с Ириной понадобился тот самый «волшебный пинок», о котором наш герой вспоминает с благодарностью. Однажды они с супругой поехали на конференцию в г. Воронеж, где встретили старых знакомых и поделились своими новостями. А те сразу и спросили: «А что это вы так долго думаете? Если бы действительно хотели, взяли бы уже давно и оформили документы». Эта фраза звучала не обидно, она звучала как руководство к действию. Тогда Ирина и Иван сразу начали поиски. И в жизни семьи появились трое братьев — Денис, Никита и Сережа.

Иван рассказал, что с самым младшим из ребят, Сережей, отношения выстраивать поначалу было непросто. Мальчик никак не шел на контакт. «Оказалось, наш малыш не умеет ни сидеть на руках, ни тем более ездить на плечах. Он боялся всего: когда я его подхватывал и прижимал к себе. Его старшие братья Дениска с Никитой с удовольствием просили, чтобы я их раскручивал держа за руки, подкидывал… А этот — ни в какую».

И тогда Иван и Ирина придумали интересную игру в «Гулливера и лилипутов». Родители рассказали, что дети могут брать любые вещи с верхних полок в «доме Гулливера», но для этого нужно залезть ему на плечи. Сережа с удовольствием включился в игру и достал для себя новенькие фломастеры.

«Всегда, когда я поднимал кого-либо из мальчишек, я делал это со словами: „Помнишь? Папа тебя никогда не уронит!“ И с Сережкой это стало для нас неким паролем и по сей день, а мы вместе уже шесть лет. Мы помним, что папа никогда не уронит».

Мудрый «почти» плов

Постепенно родители учили ребят и принятию ответственности. Как любые мальчишки, Никита, Денис и Сережа, конечно, баловались, что-то разбивали и ломали. Но в семье Заборовских есть такое правило. Нельзя говорить: «Кружка разбилась, игрушка сломалась», но можно говорить: «Я сломал, я разбил». И почти всегда наказание за шалости сводилось к шутке: «Опять этот „никто“ всю сгущенку в холодильнике съел. Скажите ему, чтобы в следующий раз хоть немножко оставил для других».

Точно так же, с помощью шутки, Иван избавился и от вездесущего «почти». Когда он спрашивал у ребят, заправили ли они кровать, пропылесосили ли в комнате, он получал: «Да, почти». Хотя дело даже начато не было.

И однажды летним вечером, папа позвал всех на ужин. На пустом столе лежали лук, морковь, мясо, масло, рис и стоял казан. Дети изумленно спросили: «Папа, а что это?» «Почти плов. Можете есть, приятного аппетита!» — с улыбкой ответил Иван.

Так ребята поняли, что «почти» — это не сделанное дело.

Постепенно любовь родителей, взаимопонимание и, конечно, трогательная забота бабушки — мамы Ивана — растопили сердца троих братьев.

Маша и Ульяна

Однажды Ирина и Иван увидели на сайте фонда «Измени одну жизнь» видеоанкету двух сестер-близняшек — Маши и Ульяны. И тут же поняли, что именно они смогут стать для девочек-подростков настоящей семьей. Поначалу сестры подолгу гостили дома у Заборовских, а затем в течение года Иван и Ирина смогли оформить документы и забрать сестер к себе.

И жизнь в большой семье с появлением четырнадцатилетних Маши и Ульяны кардинально изменилась.

«И мы только вот вечером 25 сентября приехали с ними из детского дома, и… они завалили наш дом мягкими игрушками, засыпали рамками с какими-то любимыми актерами, разными фенечками, рюкзачками с косметикой. Наполнили дом девчачьим смехом и щебетом, приводят нас всех в восторг и умиление».

Выяснилось, что девочки прекрасно рисуют. Иван и Ирина предложили сестрам самим раскрасить свою комнату. Получилось очень необычно: настоящая девичья спальня с яркими цветами на стенах.

Зона доверия

В своем блоге Иван нередко задается вопросом: так кто же кого воспитывает? И получается, что не только родители воспитывают ребят, но и дети воспитывают маму и папу.

Иван вспоминает необычную историю, которая произошла с Машей и Ульяной. Однажды он запретил гулять вечером тем, кто принес из школы двойки. Сестры решили поступить по-своему и ушли гулять, пока папа был в магазине. По телефону ответили, что домой возвращаться пока не хотят, а на учебу — все равно. А потом и вовсе перестали брать трубки.

Домой Маша и Ульяна вернулись поздно: в половине двенадцатого. В глазах у обеих страх в ожидании наказания и вызов: «Нам все равно, делай что хочешь!» Но мудрый папа решил поступить иначе.

— Девчонки, вы сами себе испортили вечер, вы даже гулять нормально не могли, вас домой не несли ноги и вы дотянули до последнего. А теперь вы сидите и не знаете чего ждать, побьют или не побьют… А я ожидал другого совсем.

— Чего? — насторожились девочки.

— Ну я ожидал, что вы придете, повиснете у меня на шее, обнимете, поцелуете, попросите прощения, а потом поужинаем, уже в мире, и обсудим, как быть, чтобы в таком страхе не ходить. Вот так дочери с отцами ошибки исправляют. Вот теперь точно не пойдете гулять пару дней. Пойдемте ужинать уже.

— А что так можно?

— Ну конечно! Именно так и нужно!

Вика, Маша и Паша

Под самый Новый год, 25 декабря, в семье появились еще трое детей — Вика (16 лет), Маша (13 лет) и Паша (15 лет).

Все остальные ребята приняли новеньких с большим энтузиазмом и теплом. Иван вспоминает, как самая старшая из всех, Вика, впервые решила устроиться на работу в ресторан быстрого питания, хотя родители очень сомневались таком решении. И это был неудачный опыт: девочке было нелегко войти в график, научиться многим тонкостям, общаться с незнакомыми людьми. Спустя месяц Вика с работы ушла. Конечно, она ожидала от родителей порицания. Но Ирина и Иван делать так не стали: «И после, при подведении итогов, нужно было не оттолкнуть, просто обнять, утешить и сказать, что эта неудачная попытка не значит, что не надо больше пробовать, нужно просто осознать, как правильно подойти к работе. Знаете, сколько в это время из нас с женой лезло: „А мы так и знали“, „А мы всегда говорили“, „Ты сама виновата“? И здесь вопрос: кому нужно воспитание — Вике или нам? Но мы, слава Богу, справились».

Лера, Саша, Данил, Назар и Андрей

Год назад в семье Заборовских появилась пятнадцатилетняя Лера. У девочки довольно непростая судьба, она уже прожила в приемной семье несколько лет, но там, к сожалению, отношения не сложились.

Поначалу Лера была замкнутой, не очень-то доверяла и на все вопросы и просьбы отвечала только «нет»: «Нет, не буду в комнате убирать, мне нравится бардак», «Нет, не буду вставать, буду лежать в кровати до вечера». Но и тут на помощь пришли мудрость и чувство юмора Ивана и Ирины.

— Лееер…

— Что, пап?

— А у тебя «нет», которое ты произносишь при любой просьбе, это «нет» или просто слово паразит?

— Нееет… — и рассмеялась сама.

В тот вечер много повспоминали ее «нетушек», посмеялись над ними, пришли к выводу, что без них было нельзя (они как кнопка звонка на входной двери, нажимая на которую слышишь «нет»), и узаконили их. Как? Да все просто! «Нет» возможно — и должно быть первым в предложении: «Почему бы и нет?»

Этим летом в большой семье произошло еще одно пополнение: появилась четырнадцатилетняя Саша — шестая любимая дочка. А 1 сентября новый дом обрели чудесные братья Данил, Назар и Андрей.

Семейные традиции и рассветы

В семье Заборовских есть много теплых домашних традиций. Ребята очень любят готовить вместе, особенно пельмени и вареники, пекут пирожки «с сюрпризом»: кому попадется монетка или перчик, тому будет удача.

На праздники для мамы сыновья обязательно создают поделки своими руками: вместе с папой в мастерской стругают, вытачивают, красят. Например, на последний день рождения подарили маме сахарницу ручной работы.

Но есть у семьи и своя особая традиция. Раз в год они встречают рассвет на природе. Раньше это был исключительно мужской поход, но в последние годы собираются все вместе, с мамой и сестрами.

Это чувство единения друг с другом и с природой просто непередаваемо, рассказывает Иван. И ради таких рассветов и разговоров по душам ребята сами, без напоминаний, просыпаются рано утром.

Самое главное в большой семье, уверен многодетный папа, умение слушать и всегда быть на стороне детей.

«Их доверие подобно коротковолновому радио, где нужна постоянная подстройка, где исходящий от них сигнал — от сильного звука до совершенно тихого шепота или же полного отсутствия эфира. И мы должны ждать. Ждать их следующего выхода на связь».

Материал подготовлен при содействии фонда «Измени одну жизнь».

Поделиться в соцсетях