background picturebackground picture

Учим ребенка управлять гневом и злостью

Родители

Раннее детство

Дошкольники

Школьники

346

5 игровых техник от психолога

Каждый родитель сталкивается при взаимодействии со своими детьми с такими детскими чувствами, как гнев, злость, агрессия, обида. Они, как правило, захлестывают ребенка, из-за чего ему становится трудно контролировать свои состояния. Вместе с тем важно понимать, что подобные чувства — это естественно, и наша задача не подавлять их, а научить детей управлять этими сильными эмоциями. Старший преподаватель кафедры научных основ экстремальной психологии факультета «Экстремальная психология» МГППУ, кандидат психологических наук Азалия Зинатуллина предлагает детские, простые и в то же время эффективные игровые упражнения для управления гневом и злостью, которые даже сами родители смогут сделать вместе с детьми.

Способность испытывать и выражать гнев является очень важной для детей, так как она помогает восстановить силы, отстоять справедливость, постоять за себя. Однако когда гнев превращается в бурю, он может напугать и самого ребенка, и окружающих. Игры, направленные на работу с гневом, позволяют обучить приемлемым способам выражения сильных эмоций, сформировать навыки распознавания и управления своими чувствами и чувствами других, что снижает уровень конфликтности и развивает эмпатию, а также самоконтроль. Итак, представляем 5 эффективных упражнений для управления гневом и злостью.

«Термометр гнева»: учимся измерять эмоции

Эта техника помогает ребенку осознать интенсивность своей эмоции и понять, что ею можно управлять.

Взрослый зачитывает ситуации, которые могут вызывать раздражение (например, «у тебя сломалась любимая игрушка» или «друг не принял тебя в игру»). Ребенок с помощью «термометра» (нарисованной шкалы от 0 до 10) оценивает, насколько сильно его может разозлить эта ситуация — от «совсем не злюсь» (0 баллов) до «сильно рассержен» (10 баллов).

Ребенок учится распознавать интенсивность своих эмоций и понимать, что разные ситуации вызывают разную реакцию. После оценки можно обсудить, какие слова точнее описывают каждую степень гнева (например, «раздраженный», «злой», «бурлящий от ярости»). Это развивает эмоциональный словарь и самосознание.

Взрослым, которые проводят данную игру, необходимо помнить, что не следует позволять детям критиковать или высмеивать выбор друг друга. Нужно им спокойно объяснять: «Это нормально, что каждого из нас раздражают разные ситуации».

«Мешочек эмоций» и «антистрессовая подушка»: безопасно выпускаем пар

Когда эмоции зашкаливают, то необходимо дать физическому напряжению безопасный выход. Договоритесь с ребенком, что, пока он чувствует сильную злость, он может кричать и визжать в специальный «мешочек эмоций» (любой тканевый мешочек с завязочками). Как только он опускает мешочек, разговор продолжается спокойным голосом.

Для детей, которые в гневе склонны к физическим действиям (толкаться, пинаться), заведите «антистрессовую подушку» (небольшую подушку темного цвета). Объясните, что, когда руки и ноги так и хотят драться, они могут делать это с подушкой.

Данные техники легализуют потребность выплеснуть энергию и перенаправляют ее в безопасное русло.

Ребенок усваивает правило: «Выпускать гнев можно, не причиняя вреда людям и вещам».

«Ловушка для гнева»: осознанно выбираем способ успокоиться

Данное упражнение развивает саморегуляцию, которая помогает успокоиться, когда эмоции уже начали захлестывать.

Сделайте из бумаги подсказки, где с одной стороны будет написана цифра, а с другой — действие, которое надо сделать.

Примеры действий:

  1. Посчитать от двадцати до одного.
  2. Сделать десять приседаний.
  3. Сделать три глубоких вдоха с медленными выдохами.
  4. Скомкать и порвать листок бумаги.
  5. Напрячь все мышцы, а затем резко расслабиться.
  6. Выпить стакан воды.
  7. Срочно умыться или вымыть руки с мылом.
  8. Обнять самого себя и похлопать по плечу.

Когда ребенок чувствует, что злится, он может воспользоваться «ловушкой»: назвать число (или вытянуть с закрытыми глазами один из листочков с цифрой) и выполнить то действие, которое ему выпало.

Игра переводит фокус с проблемы на ее решение. Ребенок не остается один на один с непонятным чувством, а получает конкретный и простой план действий. Со временем он будет запоминать эти стратегии, чтобы применять их в будущем самостоятельно.

«Рубка дров»: снимаем физическое напряжение

Гнев — это мощный выброс энергии, который ощущается и на физическом уровне. Эту энергию можно истратить через интенсивную физическую активность. Предложите ребенку представить, что ему нужно нарубить дров. Пусть он встанет так, чтобы вокруг было свободное место, и будет с силой заносить воображаемый (или бумажный) топор над головой и резко опускать его на воображаемое полено, можно со звуком «Ха!».

Мышечная активность снимает излишнее напряжение и помогает сбросить избыток гормонов стресса.

После такой игры ребенку становится психологически легче, и он становится более восприимчив к диалогу.

«Листок гнева»: трансформируем эмоции через творчество

Арт-техники позволяют визуализировать, «увидеть» свой гнев, а затем изменить его или уничтожить.

Дайте ребенку лист бумаги и попросите изобразить свой гнев (в виде кляксы, чудовища, огненного шара — любого образа, который приходит в голову). Затем предложите сделать с этим рисунком все, что хочется: смять, разорвать, истоптать ногами, закрасить черной краской. Соберите все обрывки и с торжеством выбросите в мусорное ведро.

Творчество — это безопасный способ проявить чувства, которые трудно выразить словами. Уничтожая или преобразуя рисунок, ребенок символически справляется со своим гневом и ощущает контроль над ситуацией.

Таким образом, благодаря предлагаемым упражнениям мы видим, что умение управлять гневом — это навык, который, как и любой другой, требует практики и терпения. Игра — это тот самый мост, который помогает взрослым и детям встретиться на одной территории, где можно вместе учиться понимать свои эмоции и жить в гармонии с собой и окружающими.

Материал подготовлен при содействии Отдела по информационной политике и связям с общественностью МГППУ.

Поделиться в соцсетях