Ресурсные классы в обычных школах: на пути к инклюзии

Что такое ресурсный класс?

  • готовность образовательной организации создать специальные образовательные условия для детей с аутизмом/ментальными нарушениями;
  • наличие или создание команды специалистов ресурсного класса;
  • решение вопросов финансирования ресурсного класса.

Как устроены ресурсные классы

  • рабочее место учителя/специалиста;
  • место для проведения так называемого «круга», для приветствия друг друга/ прощания;
  • столы для индивидуальных занятий;
  • место для групповой работы;
  • зона/комната сенсорной разгрузки для снятия напряжения после занятий.

Подходы и методы

Формы работы в классе

Ключевая роль тьютора

  • проведение индивидуальных занятий по формированию новых навыков по конспектам, подготовленным педагогом ресурсного класса/учителем планам-конспектам;
  • выполнение учебных планов обычного класса;
  • сопровождение ребенка на уроках/групповых занятиях в общеобразовательном классе и на групповых занятиях ресурсного класса;
  • помощь ребенку в соблюдении режима учебного дня;
  • организация совместной деятельности школьника ресурсного класса с одноклассниками из общеобразовательного класса.

  • выраженные агрессивные и аутоагрессивные проявления;
  • трудности организации собственной продуктивной деятельности в урочной, внеурочной деятельности, в ходе режимных моментов и самообслуживании;
  • ограничения в понимании речи учителя.

Другие специалисты

Учитель ресурсного класса

  • участвует в составлении и реализации адаптированной образовательной программы ребенка;
  • выявляет приоритетные навыки ребенка на данный момент;
  • определяет навыки для формирования на индивидуальных занятиях и указывает критерии их усвоения;
  • анализирует результаты тестирования, на основе которого составляет и корректирует индивидуальную часть адаптированной образовательной программы;
  • анализирует данные наблюдений за поведением обучающихся ресурсного класса;определяет учебные дисциплины, которые школьник с РАС будет изучать совместно с общеобразовательным классом;
  • подбирает, адаптирует и модифицирует используемые учебные материалы;
  • совместно с учителем общеобразовательного класса участвует в организации процесса обучения детей ресурсного класса;
  • проводит различные мероприятия по распространению знаний об аутизме и эффективных методах работы с детьми.

  • формирование базовых предпосылок учебной деятельности (понимание инструкций и заданий, навыки работы по образцу), стереотипа учебного поведения, навыков социального взаимодействия, учебных и коммуникативных навыков;
  • развитие представлений о себе и своем социальном окружении, помощь коллегам в адаптации учебных, дидактических материалов и организации образовательной среды, обеспечение методической поддержки учителю класса.

Обучение по методу прикладного анализа поведения

Движение к инклюзии

Марина Любимова, канд. пед. наук, доцент кафедры логопедии МПГУ