background picturebackground picture

Ребенок — ябеда!

Родители

Раннее детство

Дошкольники

Школьники

207

Как быть родителям?

Почему дети ябедничают, жалуются на других, рассказывают то, что к ним не имеет никакого отношения, и что с этим делать взрослому? Этими вопросами задаются родители и большинство воспитателей, педагогов. Мы попросили ответить на них Оксану Коваль, кандидата психологических наук, доцента кафедры детской и семейной психотерапии факультета «Консультативная и клиническая психология» МГППУ.

Что такое ябедничество?

Постараемся разобраться с тем, что такое ябедничество. В психологии существует не так много научной литературы по данной проблеме, хотя явление это является распространенным в детских коллективах садов и школ.

В. Горбачева выделила два типа жалоб в детских коллективах дошкольников: жалобы пострадавшего из обиды и жалобы по поводу нарушения правил. Отмечается также динамика в жалобах дошкольников: в возрасте 4 лет жалобы носят характер сообщений от пострадавшего; в 5–6 лет — жалобы о нарушении правил из позиции стороннего наблюдателя (Л. Довыденко, И. Маланчук).

Существуют типологии ябедничества (М. Кравцова, А. Рузская, М. Абрамова), в которых выделяются: «беспомощность» (вынужденное сообщение), «защита себя и других», «предупреждение» (сообщение во благо) и др. Однако, как отмечает С. Оганесян, эти типы не являются собственно ябедничеством, которое со времен появления слова означало личную выгоду от сообщения.

Исследователь определяет ябедничество как сообщения ребенка с целью самоутверждения за счет обесценивания другого, из мести, обиды или зависти.

Это позволяет различать собственно «ябедников», желающих извлечь личную выгоду, и детей с обостренным чувством справедливости, стремлением к честности, защите других людей, которые сообщают взрослому об опасных ситуациях, при этом сами редко получают от окружающих ярлык «доносчика» или «стукача».

Возрастные особенности появления ябедничества

Второй важный аспект, который мы затронем, — возрастные особенности появления ябедничества. На этапе развития ребенка младшего школьного возраста и прохождения кризиса 7 лет может проявиться собственно ябедничество. Жалобы и «стукачество» могут наблюдаться у детей младше по возрасту, однако в 3 года дети еще не могут прогнозировать последствия своего поступка и могут увидеть их только после реакции взрослого.

Ребенок в возрасте от 3 до 5 лет, жалуясь на других детей, информирует взрослого о происходящем часто без каких-то целей. Закрепится ли такое поведение, зависит от реакции взрослого.

Намеренно ябедничать, рассчитывая, что за жалобой последует определенное действие взрослого в отношении того, на кого жалуется ребенок, возможно в старшем дошкольном и младшем школьном возрастах, когда ребенок может понимать, какие именно реакции взрослого последуют в результате его сообщения.

Становясь школьником, ребенок попадает в новую для него ситуацию, требующую соблюдения очень большого количества норм поведения. Несмотря на то, что к младшему школьному возрасту ребенок умеет подчиняться некоторым обязательным правилам или хорошо с ними знаком, в школе ему приходится соблюдать много правил сразу. Соблюдая эти правила, ребенок сопоставляет свое поведение с тем, как другие следуют правилам (девизом становится «Правила для всех одинаковы»). Как отмечает Д. Эльконин, первоклассники очень чувствительны к выполнению правил, и своими жалобами они скорее хотят сообщить, что ими правила усвоены.

Кроме того, в этом возрасте ребенок начинает оценивать себя в соответствии с мнением о нем окружающих, со своими удачами и неуспехами. У него формируется мотив социального признания взрослыми и сверстниками. Поэтому, если ребенок лишен этого признания, чувствует себя недооцененным, он может стремиться повысить свою значимость, прибегая к ябедничеству.

Одновременно ребенок может чувствовать себя «полезным» взрослому в том, что сообщил важную информацию, и ощущать себя «лучше» того, на кого пожаловался. В условиях формирования Я-концепции и интенсивного общения друг с другом дети активно сравнивают себя со сверстниками. Такое сравнение может привести к негативным чувствам и желанию ребенка навредить тому, кто в его глазах лучше, что также способствует ябедничеству.

Роль взрослых в детском ябедничестве

Роль взрослого в ябедничестве далеко не последняя. Именно ему и адресованы жалобы. Сообщая что-то взрослому, ребенок ждет его реакции. Эта реакция и определяет дальнейшее поведение ребенка.

Основная проблема в данном вопросе заключается в том, что взрослые по-разному реагируют на ябедничество в силу собственных мотивов и понимания причин такого поведения ребенка. Важно заметить и предупредить усугубление таких паттернов поведения, которые предшествуют и приводят к подкреплению ябедничества.

Игнорирование ребенка, который ябедничает, так же негативно сказывается на его развитии, как и поощрение ожидаемой им реакции на жалобу. Игнорируя ребенка в его обращении, мы игнорируем его потребность во внимании, в помощи построить доброжелательные отношения в коллективе сверстников, в чувстве значимости для окружающих.

Поощряя его ябедничество благодарностью за «донос» с последующим разбором ситуации, мы негативно воздействуем на его нравственное развитие и отношения в коллективе.

В младшем школьном возрасте нравственное сознание активно развивается, формируется общественная направленность личности. Моральные суждения детей основываются сначала на объяснениях взрослого, а ближе к завершению периода младшего школьного возраста моральные суждения становятся более осмысленными, разносторонними и осознанными, опирающимися на собственный опыт, анализ опыта других людей и умение ставить себя на место другого.

В начале младшего школьного возраста ребенок судит о нравственности поступка по последствиям, а не по намерениям. Правила для детей в этот период значимы с точки зрения четкого соблюдения.

Позже, ближе к окончанию младшего школьного возраста, дети осознают, что правила могут изменяться по мере возникновения потребности и представляют собой согласованный продукт разных людей. Происходит понимание того, что моральность поступка во многом зависит от его намерений, а не последствий.

В связи с этим многие дети, ябедничество которых имело целью призвать всех к порядку и справедливости, в этом возрасте ябедничать прекращают. Поэтому ближе к окончанию младшего школьного возраста ябедничество перестает быть распространенной проблемой детских коллективов начальной школы и если встречается в следующих возрастах, то является проявлением нарушений в развитии нравственности личности.

Влияние семьи

Необходимо учитывать семейный контекст ребенка. Как отмечает С. Оганесян, предпосылками возникновения ябедничества могут стать негармоничная семья и неадекватный тип воспитания. По мнению исследователя, непринятие и авторитаризм со стороны родителя могут стать причиной тяжелых переживаний ребенка, нарушения его Я-концепции в форме самоотвержения и низкой самооценки.

В результате ребенок может справляться с этой проблемой продуктивно и развивать свои компетенции или же непродуктивно — стремиться к самоутверждению за счет других посредством ябедничества.

Как быть родителям?

В заключение отметим, что взрослому (родителю, учителю), к которому обращается ребенок, важно понимать следующее.

Сначала ребенка надо выслушать, чтобы понять суть его обращения и мотив поведения (жалобы), без проявления категоричности, осуждения, оценки личности и жестких пресечений на этапе, пока еще не известно, с чем именно ребенок обратился.

Далее важна сама реакция взрослого, которая позволит ребенку установить причинно-следственные связи между его сообщением и поведением взрослого.

Возникает логичный вопрос: «Что делать взрослому, когда он понял, что ребенок ябедничает?»

Первое, что предлагается сделать, — узнать у ребенка, зачем он сообщил то, что сообщил, если он не является «жертвой» этой ситуации и не нуждается в защите, помощи в решении конфликта. То есть важно помочь ребенку понять причины его ябедничества.

Второй составляющей, которая часто оказывает конструктивное воздействие в такой ситуации, является призыв к ребенку поставить себя на место того, на кого он ябедничает: «Как тебе было бы, если бы на тебя другой ребенок стал жаловаться? А ты при этом ему ничего не сделал».

В случае если ребенок регулярно ябедничает, не следует ярко и эмоционально реагировать на его жалобы, так как причина такого поведения — в желании привлечь внимание. Однако, говоря с вами про других, он забирает ваше внимание, но направляет его на других, и здесь можно развернуть внимание на самого ребенка. Например, сказав, что вы услышали историю, которую он хотел рассказать про других, и хотели бы услышать про него что-то. Задайте прямой вопрос ребенку про него самого. Эта рекомендация в большей степени относится к родителям и легче реализуема именно ими.

Ребенку важно знать, что для родителей именно он в центре их внимания, а не другие дети.

Сосредотачиваясь на случаях ябедничества ребенка, родитель может выяснить, что именно беспокоит ребенка, в чем ему нужна помощь, где он сам не справляется, какая скрыта потребность за ябедничеством. Как только потребность начнет удовлетворяться другим способом, ябедничество перестанет быть закрепившимся способом поведения, направленным на достижение внимания и повышение самооценки, и ребенок сможет восстановить более благоприятные отношения с другими детьми в своем коллективе.

Материал подготовлен при содействии Отдела по информационной политике и связям с общественностью МГППУ.

Поделиться в соцсетях