Как проходит обучение детей с расстройствами аутистического спектра в школе
Аутизм, а точнее, расстройства аутистического спектра (РАС), — это клинически разнородная группа нарушений психического развития. Для постановки диагноза РАС у ребенка должны проявляться нарушения в социальном взаимодействии и коммуникации, а также присутствовать ограниченное, стереотипное, повторяющееся поведение. Также у детей с РАС отмечается неравномерный профиль развития высших психических функций и особенности обработки сенсорной информации. Данные особенности таких детей создают трудности для их школьного обучения, что указывает на необходимость индивидуального подхода. О том, как помочь ребенку с РАС обучаться в школе, рассказывает Камилла Данилина, научный сотрудник научной лаборатории Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра МГППУ.
Оптимальные условия для учебного процесса для детей с РАС
Возможности учителя при реализации индивидуального подхода к обучающемуся ребенку с РАС в полнокомплектном классе ограничены. Определенные приемы можно применять и в этом случае, но эффективность будет невысокой. Оптимальные условия для адаптации учебного процесса для детей с РАС создаются в малокомплектном классе, где учитель может уделить больше времени конкретному ученику, либо при наличии в классе тьютора, который может помогать ученику и учителю в работе. Тьютор может помогать тем детям, у которых в данный момент возникли затруднения, либо конкретным детям, постоянно нуждающимся в помощи взрослого.
Исходя из опыта Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра, при организации группового обучения детей с РАС используются следующие приемы.
Организация комфортной среды в школе
Составление наглядного (визуального) расписания
Расписание представляет собой выстроенные по порядку картинки или слова, символизирующие определенный урок. В расписание необходимо вносить перемены, обед или переодевание перед уроком физкультуры. В начале дня расписание изучается, далее к нему обращаются при необходимости.
Предъявление плана действий в наглядной форме
Ребенок с ограниченным пониманием речи, недостаточным развитием образного мышления или слабостью произвольного внимания часто не может начать работать, только лишь выслушав объяснения учителя. Часто требуется предоставить ребенку план действий, записанный словами по пунктам (если ребенок хорошо читает), либо в виде картинок, схем и т. д. В зависимости от уровня класса такие планы помещаются на доску либо выдаются в виде карточек тем ученикам, которые испытывают затруднения. Для разных детей карточки могут быть разными.
Структурирование пространства класса
Зонирование пространства класса с выделением игрового уголка позволяет детям сориентироваться в ситуации и привыкнуть, что за партой играть нельзя. Еще удобнее привыкнуть к чередованию уроков и перемен при наличии игровой комнаты, куда дети уходят со звонком с урока.
Комфортная сенсорная среда
Многие дети с РАС имеют особенности сенсорного реагирования, например, повышенную чувствительность к звукам, свету, прикосновениям. В таких случаях рекомендуется обеспечить более комфортную сенсорную среду в кабинете, например, избегать использования неисправных (мигающих или гудящих) ламп дневного света, громких звонков, шумных занятий. Ребенок может использовать вспомогательные средства, позволяющие снизить интенсивность ощущений (шумоподавляющие наушники, темные очки). Во время перемены ребенку с РАС можно предоставить возможность побыть в тишине, например, остаться в классе, если он просит. Некоторые дети с РАС, наоборот, нуждаются в дополнительных ощущениях, они могут раскачиваться на стуле, издавать звуки, раскручивать предметы и т. д. Если такое поведение мешает проведению урока, можно предложить замену или выделить для таких игр отдельное время на перемене.
Организация урока
Использование игровых приемов
Детям с низким уровнем произвольной регуляции деятельности трудно усваивать материал в течение всего урока. В таких случаях рекомендуется чередовать учебные занятия с игровыми. В зависимости от интересов детей это могут быть элементы сюжетной игры, игры с правилами, викторины.
Физкультминутки, дежурство по классу
Детям с гиперактивностью и дефицитом внимания часто бывает сложно сидеть за партой в течение всего урока. Рекомендуется дать ребенку социально приемлемый способ «размяться» на уроке. Для него выход к доске с заданием стереть с доски или просьба раздать тетради детям в классе будет способом взбодриться и вернуться к участию в уроке.
Подача учебного материала
Опора на собственные интересы ребенка
Для обучения детей с РАС оказывается весьма эффективной опора на собственные интересы ребенка. Так, если ребенок не любит ручную деятельность и не хочет лепить из пластилина, можно сделать темой урока лепку букв, или определенной техники, или любимой еды — в зависимости от интересов ребенка. Если такие трудности наблюдаются у нескольких детей в классе, может быть предложено несколько тем на выбор (лепим буквы или цифры). Можно опираться на интересы ребенка, и не меняя тему урока: если ребенок любит писать — можно записывать с ним план занятия и вычеркивать сделанное, если любит цифры — нумеровать пункты задания, считать и записывать, сколько заданий надо сделать и сколько осталось, и т. д.
Индивидуальный подбор заданий
Индивидуальные задания не должны занимать значительную часть урока и могут быть даны, например, если ребенок раньше других выполнил общее задание и ему трудно ждать. В остальных случаях имеет смысл применять вспомогательные средства и разноуровневые задания.
Разноуровневые задания
Такие задания необходимы, если уровень подготовки учащихся в классе существенно различается. Их преимущество в том, что дети выполняют разные, по сути, задания, считая, что задание одинаково для всех. Таким образом сохраняются все преимущества группового обучения, но каждый ребенок решает те учебные задачи, которые актуальны для него, несмотря на различные уровни подготовки учеников.
Включение в уроки предметной деятельности
При недостаточном развитии у детей образного и словесно-логического мышления, при нарушениях символизации часто возникают трудности при оперировании абстрактными понятиями, схемами, знаками и символами. В этом случае рекомендуется вернуться на более ранний этап и попробовать сформировать соответствующую операцию с предметами и лишь потом переходить в символический план. Это может быть раскладывание предметов вместо деления в уме или проращивание луковицы при изучении темы «Труд людей в огороде». Если затруднения возникли не у всех учеников, часть класса учится в предметной деятельности, а другая часть, справившись с предметным уровнем, отрабатывает навык, выполняя те же задания в тетради.
Использование наглядных опор и другие способы привлекать разные сенсорные модальности
Некоторые дети с особенностями развития с трудом воспринимают устную речь в больших объемах. Причиной может быть нарушение понимания речи, недостаточность произвольного внимания, слабость слухоречевой памяти и фонематического слуха, игнорирование слуховой модальности, недостаточная ориентация на взрослого, повышенная чувствительность к сенсорным раздражителям и др. В связи с этим необходимо весь материал предоставлять также в наглядном виде. Кроме того, нельзя забывать, что у многих детей также нарушено формирование зрительно-пространственной сферы, и в дополнение к зрительной опоре потребуется тактильная стимуляция (материал нужно подержать в руках). Так, при изучении образа букв и цифр мало показать их ребенку и рассказать, как они пишутся. Весьма желательно иметь мешок с буквами, которые можно трогать и угадывать на ощупь для создания полимодального образа.
Использование вспомогательных средств
Часто ребенок с особенностями, в целом справляющийся с программой, принятой в классе, испытывает затруднения при освоении определенных навыков, при выполнении конкретных типов заданий. Например, понимает разрядное строение числа, но не осваивает устный счет в пределах десяти; понимает смысл умножения и деления, но не может выучить таблицу умножения. В этой ситуации имеет смысл разрешить ему использовать вспомогательные средства — линейку и таблицу умножения — и продолжать изучение школьной программы. Практика показывает, что со временем потребность в этих вспомогательных средствах может исчезнуть, но иногда они продолжают быть необходимы на протяжении всего школьного обучения. Вспомогательные средства подбираются индивидуально и могут применяться на любых уроках.
Обучение детей с РАС в общеобразовательной школе требует сотрудничества большого количества специалистов. Совместно с учителями, специальными педагогами, нейропсихологами, психологами, логопедами разрабатываются индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная адаптированная образовательная программа для ученика с РАС, решаются актуальные педагогические проблемы, подбираются индивидуальные средства обучения, отслеживается эффективность обучения и коррекционно-развивающей работы.