Работаем со страхами и предрассудками
Представьте: новый учебный год, 3 «Б» класс, и за парту садится новый одноклассник. Он такой же любознательный мальчишка, как все остальные, только передвигается на коляске. Или в класс приходит девочка после операции, которая пока ходит на костылях. А может, новый сосед по парте носит слуховой аппарат и говорит чуть тише обычного. И вдруг родители узнают: их ребенок сторонится нового одноклассника с инвалидностью. Отказывается сидеть с ним за одной партой. Или робко признается, что новый ученик его пугает, смущает или «просто не нравится».
За такой реакцией стоит не детская жестокость, а естественный страх перед неизвестным — тот самый механизм, который когда-то защищал наших предков от опасностей. Но в современном мире, где все больше говорят о важности принятия людей с особенностями, неумение общаться с ними может ограничить кругозор ребенка и его способность к эмпатии. О том, что стоит за детскими страхами и предрассудками и как превратить опасения в понимание, рассказывает Елена Горинова, социальный психолог, ведущий эксперт Центра толерантности и антибуллинговой программы «Каждый важен».
Страх ребенка перед одноклассником с инвалидностью — это не стыдно
Такой страх в детском возрасте вполне естественен. Дети, особенно младшего возраста, познают мир через категории «нормально» и «не как у всех», усвоенные в семье, ближайшем окружении и через доступные им средства массовой информации — фильмы, мультфильмы, сказки. Чаще всего главные герои историй — это условно привлекательные люди или милые антропоморфные персонажи. А герои, которые сильно отличаются от остальных, как правило, либо второстепенные, либо отрицательные. Так складывается детское представление о норме, в которое не укладываются отличия, связанные с физическим обликом или особенностями развития. Поэтому встреча в реальности с тем, что выходит за рамки привычного опыта, может детей пугать.
Наша задача как взрослых — не ругать за этот страх, а помочь ребенку понять и принять различия, превратив тревогу в здоровое любопытство и эмпатию.
Почему возникает страх? Психология «непохожести»
Корни страха перед людьми с инвалидностью лежат в фундаментальных психологических механизмах. Для полноты картины стоит сказать, что этот страх могут испытывать не только дети, но и взрослые. Проявляется он по-разному (как и любая ксенофобия): в избегании, насмешках, открытой агрессии, предрассудках и дискриминации — не хотят брать на работу, не хотят обслуживать, косятся, пересаживаются. Какие механизмы срабатывают в голове у человека?
Когнитивный диссонанс
Мозг, особенно детский, выстраивает шаблоны восприятия: все люди ходят, говорят, видят, слышат. Когда ребенок встречает человека, который не может ходить и передвигается на коляске, не говорит звуками, а объясняется на жестовом языке, ведет себя иначе (боится шума, яркого света), его привычная картина мира начинает рушиться.
Это вызывает естественную растерянность, тревогу, страх и защитную реакцию — убежать, отвернуться или, наоборот, начать смеяться и дразнить. Незнакомое и непонятное часто воспринимается как потенциально опасное, особенно если ребенку некому задать волнующие вопросы или сама тема считается неприемлемой для обсуждения — запрещено спрашивать об этом, смотреть на людей с инвалидностью.
Детская прямота и запрет
Дети, в отличие от взрослых, еще не научились скрывать свое любопытство. Они могут пристально смотреть, указывать пальцем и громко спрашивать: «А что с ним?», «Ой, смотри, какой дядя!»
Это не проявление жестокости или неуважения, если речь идет о детях. Это их попытка устранить информационный пробел, понять логику происходящего, встроить новый элемент в свою картину мира. Взрослые же, с детства усвоившие, что «так делать невежливо», часто одергивают детей, транслируя им идею, что эта тема запретная и стыдная.
Так детское любопытство смешивается с чувством вины и страхом сделать что-то не так, и сами ситуации встречи с людьми с инвалидностью становятся травматичными. Дети не могут самостоятельно осознать и проработать причину этих переживаний, поэтому включается психологическая защита — агрессия, избегание, страх.
Проекция и базовые страхи
Еще одна неочевидная причина — ребенок неосознанно может проецировать ситуацию инвалидности на себя: «А это может случиться со мной? Я тоже могу перестать ходить?», «А глухотой можно заразиться?», «А вдруг, если я буду с ним общаться, все остальные решат, что я тоже такой?»
Это глубинные страхи утраты контроля, безопасности, одиночества, собственной уязвимости. Важно понимать и правильно называть эти переживания.
Страх — это не предрассудок. Предрассудок — это уже сформированное негативное убеждение («Все такие люди — неполноценные»).
Страх — это первичная эмоция, материал, из которого при правильной работе можно создать как эмпатию, так и ксенофобию.
От страха к эмпатии: практическое руководство для родителей
Что делать, если ребенок пришел домой и сказал: «Мама, я боюсь Сашу, он странный»?
Шаг 1. Услышать и признать чувства
Никогда не отвечайте: «Как тебе не стыдно!» или «Не говори так!» Это загонит страх внутрь. Скажите примерно следующее: «Я понимаю, что тебя может пугать тот, кто выглядит или ведет себя не так, как ты привык. Это нормально — бояться чего-то непонятного. Кого-то, кто отличается от тебя». Этой фразой вы снимаете с ребенка чувство вины и показываете, что готовы поговорить с ним, выслушать и объяснить.
Шаг 2. Обсудить и объяснить
Говорите спокойно, просто и честно, но не жестоко.
Для ребят 5–7 лет используйте понятные аналогии. «Представь, что все люди — это разные виды транспорта. Кто-то ходит пешком, кто-то ездит на велосипеде, кто-то на машине, а кто-то на коляске. Все они могут добраться туда, куда нужно, просто по-разному. И все они одинаково важные люди с интересными мыслями и чувствами».
Для школьников 8–12 лет можно объяснять более научно. «Люди рождаются очень разными — с разным цветом глаз, разным ростом, разными способностями. У кого-то руки и ноги работают так, как ты привык видеть, а кто-то передвигается на коляске. Кто-то общается голосом, а кто-то — руками на жестовом языке. Кто-то видит глазами, а кто-то познает мир через слух и осязание. Это просто разные способы жить и взаимодействовать с миром. И все эти люди думают, чувствуют, мечтают и хотят дружить — точно так же, как ты».
Шаг 3. Найти точки соприкосновения
Помогите ребенку найти общее и лично-человеческое. Задайте наводящие вопросы:
- «Может, он тоже любит динозавров (комиксы, футбол)?»
- «Интересно, какие у него любимые предметы в школе?»
- «А вдруг у вас одинаковый любимый цвет или вы оба не любите брокколи?»
- «Как думаешь: есть ли что-то, что вам обоим (обеим) нравится делать?»
Шаг 4. Обучить основам корректного общения
Ребенок не знает, как подойти, нужно ли предложить помощь, как это сделать деликатно. Объясните простые правила.
- Помощь нужно предлагать, а не навязывать: «Могу я тебе помочь донести портфель?» — и спокойно принять отказ. Все люди могут справляться со многими вещами сами и имеют право сказать «нет, спасибо».
- Общаться нужно напрямую с одноклассником, а не через сопровождающего (родителя, тьютора), если ребенок сам участвует в разговоре.
- Не бояться задавать вопросы, если это уместно и вы уже знакомы: «А как тебе удобнее играть в эту игру?»
- Помнить о личном пространстве. Не трогать коляску, слуховые аппараты или другие вспомогательные средства без разрешения — это часть личного пространства человека.
- Разговаривать обычным голосом, как с любым другим.
Профилактика травли детей с инвалидностью: роль родителей, учителей и школы
Травля очень редко возникает там, где царят взаимное уважение и понимание. Ее профилактика — это системная работа, которая должна включать всех участников образовательного процесса: весь класс, родителей и педагогов.
Рекомендации для родителей
Помните: там, где началась травля одного ребенка, от нее больше не застрахован никто. В какой-то момент по каким-то параметрам или ситуациям каждый из нас может быть «отличающимся».
1. Работайте над собственной реакцией на тему инвалидности
Ваше спокойное и адекватное отношение — главный пример для ребенка. Дети считывают наши эмоции и установки, даже когда мы думаем, что хорошо их скрываем.
2. Выбирайте правильный контент
Смотрите вместе фильмы, читайте книги, где герои с инвалидностью представлены не как объекты для жалости и помощи, а как герои собственных историй. Например, фильм «1+1», мультфильмы «Чудо», «В поисках Немо», «Лука», книги о детях с различными особенностями.
3. Проявляйте инициативу в школе
Не ждите, когда проблема возникнет. На родительском собрании можно предложить:
- пригласить в класс представителя организации, работающей с людьми с инвалидностью;
- организовать встречу с представителем проекта, занимающегося профилактикой травли;
- провести классный час о разнообразии и принятии различий.
Для учителей и администрации школы
1. Инклюзия как один из основных принципов работы
Важный принцип работы с классом, в котором обучаются дети с инвалидностью: «Инклюзия, а не просто присутствие». Ребенок с инвалидностью должен быть вовлечен в жизнь класса. Необходимо адаптировать задания, использовать технологии групповой работы, где каждый может проявить свои сильные стороны.
2. Системная работа по профилактике травли и развитию инклюзивной среды
Это могут быть регулярные занятия, на которых дети учатся распознавать свои и чужие эмоции, развивают эмпатию и сопереживание, осваивают навыки взаимопомощи, учатся ценить разнообразие в классе и правильно общаться с людьми с особенностями. Важно помочь детям понять, что каждый одноклассник ценен, научить их реагировать на ситуации травли и создать правила уважительного поведения. Такая системная работа проводится в рамках бесплатной программы «Каждый важен: профилактика травли в начальной школе». Это восемь интерактивных занятий для 1–4-х классов в игровом формате. Если вы не житель Москвы, то можете воспользоваться открытым банком материалов на портале «Каждыйважен.рф».
3. Ясные правила и нулевая терпимость к травле
В классе и школе должны быть четко прописаны правила общения и донесены до всех последствия за травлю. Важно работать со всеми наблюдателями и свидетелями, которые молчаливо одобряют буллинг, а не только с жертвами и агрессорами.
4. Подготовка класса
До прихода нового ученика с инвалидностью классный руководитель должен поговорить с детьми, объяснить ситуацию, ответить на вопросы и настроить их на позитивный и поддерживающий лад.
Заключение
Страх ребенка перед «непохожестью» — это на самом деле не тупик, а точка роста. Это возможность всей семьей поговорить о самом главном: о том, какими разными бывают люди, и о том, что к ним нужно относиться с добротой, задавая вопросы и находя ответы. Пусть возможность научиться видеть человека, а не его диагноз, предоставится ребенку сейчас.
Когда мы, взрослые, спокойно, без страха и предрассудков ведем этот диалог, мы создаем новое поколение — поколение, для которого инклюзия будет не модным словом, а естественной нормой жизни. Поколение, которое умеет не бояться, а дружить. Не отвергать, а поддерживать. И в этом — наша самая важная инвестиция в будущее.