background picturebackground picture

Не мешайте детям ошибаться!

Родители

Раннее детство

Дошкольники

Школьники

Подростки

14

Почему важно позволять ребенку сталкиваться с неприятностями

Потребность оградить детей от невзгод — это естественное и мощное проявление родительского инстинкта. Однако тотальная забота, постоянный контроль и создание стерильной, полностью подконтрольной родителям среды превращаются в фактор риска для развития личности ребенка. Декан факультета психологии Новосибирского государственного педагогического университета, профессор Ольга Андронникова рассказывает, почему ребенку важно давать право на ошибки, как научить его справляться с трудностями самостоятельно и к каким последствиям приводит гиперопека.

Тепличные дети

Есть такое понятие — тепличные дети. Это дети, которые выросли под куполом чрезмерной заботы, внимания и постоянного контроля, ограждены от неудобств и неприятных столкновений с действительностью. За них все решено, предусмотрено и спланировано: от кружков до будущей профессии. Их желания, идеи и планы часто не учитываются и вместо внутренней мотивации у детей развивается стремление соответствовать внешним требованиям.

О необходимости баланса опеки и свободы

Для гармоничного развития ребенку уже с раннего возраста необходим определенный баланс опеки и свободы.

Во-первых, каждый ребенок проходит стадии психосоциального развития, что требует возможности самостоятельно исследовать мир и принимать решения, сталкиваться с первыми трудностями и справляться с ними. Гиперопека этот процесс блокирует, и ребенок не получает необходимый опыт, что может привести к выученной беспомощности и отсутствию так называемого психологического иммунитета, который позволяет человеку в кризисной ситуации выстоять, справиться и чувствовать себя компетентным.

Во-вторых, ребенок, который все время слышит транслируемые ему родительские послания типа «не лезь, упадешь, ты не способен, ты неумелый, ты не справишься, сама все сделаю», быстро теряет веру в собственные силы, у него формируется низкая самооценка, неуверенность в себе, он боится браться за новые задачи, все время чувствуя себя неуспешным и неспособным, ждет одобрения или помощи извне.

В-третьих, высок риск возникновения панических настроений, фобий и тревожности. Гиперопекающие родители часто сами становятся источником тревоги, потому что их постоянное беспокойство передается ребенку, и мир начинает восприниматься им как опасное место, полное угроз. Это приводит к низкой социальной активности и очень часто — к нарушению социальной адаптации: неумению решать споры, низкой коммуникативной компетентности, склонности к социальной изоляции.

И наконец, если ребенок все время ограничен родителями, он не умеет адекватно оценивать риски и рассчитывать свои силы. Буквально, когда он лезет на дерево, то не может понять, какая ветка надежная, а какая нет. У него формируется некритическое поведение и экстернальный локус контроля — достаточно устойчивое убеждение, что все события его жизни напрямую зависят от внешних сил, то есть не от него, а от других людей, условий, ситуаций. Такой человек не умеет рассчитывать на собственные силы и склонен в своих неудачах обвинять окружающих.

Ошибки — неизбежная часть обучения

При воспитании очень важно, чтобы родители нашли золотую середину, то есть создали рамку безопасности, внутри которой ребенок может столкнуться с мелкими опасностями и посильными сложностями и преодолеть их. 

Родители должны позволить ребенку ошибаться, потому что неудача — это эффективное средство, чтобы научиться преодолевать трудности, развивать критическое мышление, осознавать, что произошло, почему именно так и как сделать в следующий раз, чтобы получилось по-другому.

Преодолевая ошибки — к достижениям!

Столкнувшись с промахом, ребенок начинает исследовать альтернативные подходы к разрешению ситуации. Часто именно через испытания и разочарования он приходит к самым неожиданным и новаторским ответам.

История знает немало выдающихся личностей, чьи трудности не стали преградой на пути к признанию и достижениям. Многие из них утверждают, что их триумфы были бы невозможны без способности учиться на собственных ошибках. Это относится к различным областям деятельности — от научных изысканий до политической карьеры, бизнеса и творчества. Рассмотрим конкретные примеры таких людей.

Альберт Эйнштейн в школьные годы испытывал сложности с освоением учебного материала. Его оценки были далеки от идеальных, даже по физике. Одно время его считали умственно отсталым, однако это не помешало ему стать одним из самых значимых физиков в истории человечества.

Томас Эдисон был оценен учителями как умственно отсталый ученик, что привело к его исключению из учебного заведения. Он получил образование самостоятельно, и это обстоятельство не помешало ему быть автором более тысячи патентов, создать электросчетчик, фонограф, лампочку накаливания, стать миллионером.

Константин Циолковский имел проблемы со слухом, что негативно сказывалось на его успеваемости в школе, но он самостоятельно преодолел образовательные программы школьного и университетского уровня. Его вклад в космонавтику невозможно переоценить: без наработок Циолковского немыслим полет Юрия Гагарина.

Исаак Ньютон, один из основоположников традиционной физики, выдающийся математик и астроном, испытывал немало сложностей в школьные годы. Болезненный мальчик поначалу не оправдывал ожиданий педагогов и демонстрировал скромные успехи, несмотря на свой природный талант. Переломным моментом стала стычка с одноклассником, когда его избили. Стремясь доказать свое превосходство, но уже не силой, а интеллектом, он углубился в изучение наук, делая акцент на математике и технике. Вскоре Ньютон стал одним из лучших учеников, а затем проявил себя как выдающийся ученый, совершивший открытия, которые легли в основу современной науки.

Лауреат Нобелевской премии по литературе, политик и дипломат Уинстон Черчилль демонстрировал неудовлетворительные результаты в учебе, многие педагоги считали его ограниченным в интеллектуальном плане. В то же время он обладал великолепной памятью и мог легко процитировать несколько актов из пьес Шекспира, а однажды удивил преподавателей, когда без единой ошибки продекламировал 1200 строк из книги стихов Маколея «Песни Древнего Рима».

Основатель корпорации Apple Стив Джобс в период обучения не отличался выдающимися успехами и даже не закончил университет, но это не остановило его на пути к созданию революционных продуктов. Впоследствии ему удалось построить один из наиболее процветающих бизнесов планеты.

Соичиро Хонда, основатель корпорации Honda, изначально предлагал Toyota разработку поршневых колец, но первый прототип не соответствовал требованиям компании. Вместо того чтобы опустить руки, Хонда продолжил работу над своей идеей.

Винсент Ван Гог не достиг признания как художник в годы обучения и часто сталкивался с неудачами и разочарованиями. Однако благодаря усердию он выработал неповторимый стиль, который сделал его легендарной фигурой.

Важное правило

Важно постепенно расширять границы детской компетентности, давать соответствующие возрасту задания, начинать с того, что ребенок действительно может сделать, увеличивая его компетентность по мере наработки навыка. Тогда ребенок максимально получит разнообразный опыт жизни в безопасной для себя ситуации, подготовится к полноценной социальной жизни, разовьет свою компетентность жить и получать удовольствие в этом неидеальном мире.

Поделиться в соцсетях