background picturebackground picture

Развитие одаренного ребенка: создавать условия, оставляя свободу

Дошкольники

344

Почему развитие креативности может вызвать проблемы в обучении? Объясняет психолог Мария Богоявленская

Талант, как говорят, пробьет себе дорогу, но ему будет легче, если одаренность ребенка окружающие заметили рано и помогли ему развить природные способности. Казалось бы, поддержать увлечение сына или дочери, создать условия для обучения — лучшее, что могут сделать родители для своего одаренного ребенка. Какие же тут могут быть опасности? Объясняет психолог Мария Богоявленская.

Одаренный ребенок и талантливый взрослый: в чем разница

Одаренность в нашем представлении всегда связана со способностью к творчеству. Одаренный человек — это тот, кто не просто виртуозно владеет какими-то навыками, а способен изменять мир, открывать новые законы, определять пути развития общества. В творчестве происходит преобразование и переосмысление действительности, создается то, чего раньше не было: новый подход к уже известному в науке, новый взгляд на мир в искусстве, новые возможности в технике.

Когда мы говорим о творчестве, мы имеем в виду качество деятельности взрослого человека, который уже сложился как личность и реализовался в профессии. Если же говорить о творчестве применительно к детям, то это творчество состоит в постижении мира. Постигая мир, ребенок одновременно творит себя самого, свою личность.

Замечательные способности, которые проявились в детстве, не гарантируют выдающихся достижений во взрослом возрасте. Способности и достижения ребенка могут быть следствием индивидуального темпа развития или условий жизни, но не отражать проявление свойств личности, характерных для творческого, одаренного человека.

Само понятие одаренности не имеет точного определения: ученые до сих пор не смогли договориться даже о том, много ли одаренных детей или это редкие избранники судьбы? То, что взрослые принимают за признаки одаренности ребенка, может исчезнуть со временем. И наоборот, далеко не каждый талантливый взрослый проявлял себя в детстве как одаренный ребенок. Поэтому о детской одаренности имеет смысл говорить тогда, когда из ребенка может вырасти талантливый взрослый, который проявит свой талант в каком-то деле. Как же создать условия для этого превращения?

Формула одаренности

Все согласны с тем, что одаренные люди отличаются инициативностью, ответственностью, самостоятельностью, приверженностью делу, которое они выбрали. В конце XIX века выдающийся английский ученый Фрэнсис Гальтон предложил такую формулу одаренности: единство таланта (способностей), характера, который обеспечивает реализацию таланта (мотивации, познавательной потребности) и способности к усердному труду.

Признаки одаренности у ребенка

Признаки одаренности проявляются в деятельности и поведении ребенка. Они могут отражать зарождение таких свойств личности, которые характерны для творческого человека. Часто мы принимаем за признаки одаренности любые способности ребенка, которые не свойственны детям его возраста (например, более раннее овладение счетом, чтением или письмом, большой словарный запас, употреблению в речи сложных слов и предложений; большой объем памяти, склонность к «философским», абстрактным суждениям, использование в речи научной лексики, участие во взрослых разговорах). Но эти проявления говорят лишь о частных аспектах развития ребенка, на их основании не стоит делать однозначных выводов об одаренности. Заранее ожидая от ребенка успехов в определенной области, мы можем искусственно вмешаться в его судьбу.

Какие качества развивать у ребенка, чтобы он вырос одаренной личностью

  1. Способности ребенка, прежде всего — умственные. От их сочетания со специальными способностями зависит возможность достичь успеха в будущей профессии. 
  2. Упорство, то есть умение доводить начатое до конца, не бояться ошибок и трудностей на этом пути. 
  3. Потребность в познании мира, открытость опыту. Это начало личности, которая сможет познать еще не познанное.

Креативность: одобрять или нет?

Под развитием одаренности часто понимают развитие креативности, то есть нестандартного мышления: умения видеть необычное в обыденном, использовать необычные способы, предлагать не одно, а много решений проблемы.

Где можно действовать не по правилам

Новизна, оригинальность действительно характеризуют подлинное творчество. Но в детстве оригинальность в действиях или речи ребенка возникает и тогда, когда ребенок что-то пробует делать, еще не умея. Такой процесс называют детским экспериментированием. Ребенок удовлетворяет свое любопытство, открывает для себя неочевидные свойства окружающего предметного мира, пробует делать что-то самостоятельно, «как взрослый».

Знакомая ситуация: малыш впервые берет в руки ложку и стучит ею по тарелке, радуясь новым звукам. И только при помощи взрослого ребенок постепенно осваивает функциональное назначение ложки — возможность зачерпнуть ей кашу, например.

Там, где родители уверены, что отступление от правил приведет к неуспешности ребенка, они жестко требуют послушания и действий по образцу.

Вряд ли взрослые захотят, чтобы ребенок использовал ложку не по назначению: ни у кого и мысли не возникнет, что это — проявление творчества. Но как только действия ребенка выходят за те рамки, где у взрослых есть точные ориентиры (как «правильно» держать ложку или шариковую ручку, застегивать пуговицы), такой вид экспериментирования принимают за проявление оригинальности, творчества. Обычно оригинальность ценится в интеллектуальной, речевой и художественно-эстетической областях.

Оригинальность хороша как развитие умения

Стимулируя оригинальность в деятельности ребенка (сейчас популярны подобные методики раннего развития), можно искусственно спровоцировать у него проблемы обучаемости. Малыш, чувствуя восхищение взрослых, может специально нарушать принятый в культуре способ действия. В этом случае есть риск, что малыш привыкнет «оригинальничать» и начнет бояться того, что если он научится делать что-то правильно, взрослые перестанут его замечать и любить. Как следствие, он теряет способность, необходимую каждому человеку, — действовать по образцу. Ему будет очень трудно учиться, тем более успешно!

Если же ребенок по собственной инициативе продолжает исследование уже усвоенного, того, что он уже умеет делать «правильно», и в результате порождает новое знание, открывает новые способы действия, — это первый шаг на пути формирования творческой личности.

Иногда взрослые этого не одобряют, воспринимают как непослушание или невоспитанность, ведь ребенок уже знает, как надо, но хочет действовать иначе. Но малыш-то рассчитывает на положительную реакцию, показывая свое достижение: «смотри, как я еще умею». Поэтому, если у родителей есть уверенность, что ребенок уже умеет делать нечто «хорошо», но пробует делать «по-своему», важно выяснить, какую задачу он решает. Можно спокойно спросить, зачем он так делает, почему ему делать именно так нравится больше, обсудить сильные и слабые стороны его способа.

Хорошо, если взрослые не будут давать оценок во время такого разговора: одобрение или восхищение будут стимулировать ребенка нарушать правила по любому поводу, а недовольство — блокировать развитие познавательной потребности, которая лежит в основе творческого потенциала личности.

Вырабатывая отношение к желанию ребенка что-то делать «не как все», «креативно», важно учитывать, что на начальном этапе «оригинальничанье» является подступом к умению, а на позднем ─ дальнейшим развитием этого умения. На первом ─ способом вхождения ребенка в мир и адаптации к нему, на втором ─ способностью этот мир преобразовывать. Это правило действует в любом возрасте и в любой деятельности, которой мы учимся.

Когда вопросы говорят о любознательности

Страсть к познанию присуща всем детям. Но в ходе взросления она претерпевает изменения. В младенчестве и раннем возрасте характерна потребность в новых впечатлениях, любопытство. Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними, живо реагирует на новизну.

К младшему дошкольному возрасту начинает складываться детская любознательность. Она лежит в основе исследовательского поведения. Ребенок задает вопросы об устройстве вещей, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей.

«Не обрушивайте на ребенка лавину знаний, — писал Василий Александрович Сухомлинский, — под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность… Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».

О любознательности мы можем судить по количеству вопросов, которые задает ребенок. Но многочисленные вопросы — это не обязательно проявление страсти к познанию. Он может задавать их еще и потому, что это, например, нравится маме, или потому, что так делает старший брат, или чтобы привлечь к себе внимание взрослых.

Главное тут — не количество и даже не содержательная глубина вопросов, а умение выслушать ответ взрослого и применить новое знание в игре, учебе, любимых занятиях.

Такое умение свидетельствует о развитии познавательной мотивации как признаке одаренности. Ребенок, открытый познанию, развивается оптимально.

Предлагать разное, но не ждать слишком многого

Одаренность часто проявляется в успешности такой деятельности, которая складывается стихийно и инициирована самим ребенком. Например, увлеченный техническим конструированием ребенок может дома с энтузиазмом строить модели, но при этом не проявлять активности в специально организованной среде.

Дети часто проявляют интерес «ко всему» — что бы им ни предложили, в какой бы кружок их не привели родители. В этом случае можно говорить о том, что у ребенка еще не выработалось отрицательное отношение к какой-либо деятельности и он «открыт ко всем предложениям». Но такое поведение может означать и то, что у него отсутствует собственный интерес к чему-нибудь.

Здесь важно разумно подходить к нагрузке — если она превысит физиологические или психологические возможности ребенка, то вместо желания познавать новое у него возникнет апатия, равнодушие в любой деятельности.

Иногда родители слишком нацелены на достижения ребенка и не учитывают его реальных возможностей. Но если дети чувствуют, что их достижения не соответствуют уровню ожиданий значимых взрослых, то всеми силами и способами будут стараться преодолеть это несоответствие.

Низкая самооценка, эмоциональная нестабильность, страх ошибки, отказ от незнакомой деятельности или от новых способов деятельности, когда нет гарантий, что это приведет к успеху, — лишь часть последствий, к которым приводят завышенные ожидания. Развитие познавательной потребности при этом блокируется.

Познавательная мотивация развивается, если родители создают ребенку условия для экспериментирования и обогащают его жизненный опыт. Стараясь вложить в сына или дочку как можно больше знаний в надежде, что этим он помогает ребенку стать успешным в жизни, взрослый упрощает и обедняет сложный процесс развития.

Приоритет воспитания

Умение анализировать, сравнивать, обобщать ─ умение мыслить; вкус к непрерывному познанию мира; желание привнести нечто новое в этот мир — все это необходимо развить и сохранить в ребенке. Развитие ребенка как одаренной личности в конечном счете разворачивается как диалог ребенка и взрослого о законах и красоте мира.

Сейчас популярна позиция, которая сводит развитие одаренных детей к развитию их способностей. Но очень часто, идя вслед за способностями ребенка, стараясь развить их еще больше, мы не учитываем его потребности и интересы, делаем его послушным исполнителем нашей воли.

Какова должна быть мера нашего вмешательства, чтобы в результате не выросла личность пассивная и управляемая или, наоборот, агрессивная и протестная? В обоих случаях развитые способности остаются невостребованными или человек их использует в эгоистических целях, а иногда и во зло другим.

В развитии одаренного человека решающую роль играет не образование, а воспитание. Переданные взрослым ценности и нравственные ориентиры, способность видеть и ценить красоту, — вот главное условие, при котором ребенок сможет стать творцом в избранном им деле, «автором и распорядителем» своей жизни. 

                               

Источники:

Д.Б. Богоявленская, М.Е. Богоявленская «Одаренность: природа и диагностика» (2018)

В.Т. Кудрявцев «Культурно-исторический статус детства: эскиз нового понимания» // Психологический журнал. 1998. № 3. С. 17–33

В.Т. Кудрявцев «К проблеме творчества дошкольников» // Одаренный ребенок. 2004. № 5. С. 47–66

«Одаренность: Рабочая концепция» (2-е изд., расш. и перераб., М., 2003)

Фото: Depositphotos, Pexels 

                           

Мария Богоявленская, заведующая лабораторией психолого-педагогических основ развивающего дошкольного образования Института изучения детства, семьи и воспитания РАО 

Поделиться в соцсетях