Педагоги о том, почему такие знания очень важны для малышей
Когда родители задают вопрос: «Нужно ли детям рассказывать историю названия улиц?», то все педагоги хором ответят: «Да, конечно. Обязательно». Вы можете возразить: ребенок еще слишком мал, чтобы интересоваться историей как таковой. Педагоги и родители будут солидарны в одном: в воспитании ребенка не бывает мелочей, необходимо использовать все доступные ресурсы для его развития, повышения его познавательной активности, наблюдательности, мышления, воображения. О том, как правильно знакомить малышей с историей родного города, нам рассказали педагоги Калининградской области.
Почему этот вопрос так важен?
Многие взрослые сами не всегда осознают значение названий улиц, на которых они живут. И чаще всего задумываются об этом, когда их собственный ребенок задает свой вопрос «Почему?» Действительно, почему бы не подумать, порассуждать о том, в честь кого или чего названа улица.
Для ребенка первые представления о родном доме, о своей малой родине формируются через призму ближайшего окружения: семьи, детского сада, улицы, где он живет. Рассказывая детям историю названия своей улицы, мы развиваем навыки поисковой деятельности, нравственные качества, интерес к истории, топонимике, чувство патриотизма и формируем понятие о Родине.
С какого возраста начинать рассказывать детям историю названия улиц?
Конечно, не стоит рассказывать ребенку двух и даже трех лет, почему именно так называется улица, на которой он живет. Дети восприимчивы к новой информации. Однако их внимание неустойчиво, а мышление наглядно-образное. Поэтому очень важно учитывать психологические особенности ребенка дошкольного возраста на разных этапах его развития.
Что же важно для детей двух, трех и даже четырех лет, что они способны понять и запомнить? Улица, на которой находится их дом, — это, прежде всего, улица, по которой они каждый день идут в детский сад или ближайший магазин. А дом — это то место, где ребенок чувствует себя в безопасности, где его любят и ждут самые близкие люди — мама и папа, а если в доме живет сразу несколько поколений семьи, то еще и бабушка с дедушкой. Это место, куда хочется возвращаться в любом возрасте.
В младшем дошкольном возрасте важно помочь ребенку запомнить адрес своего дома, научить ориентироваться в своем дворе, на своей улице.
На первых порах достаточно просто называть, не требуя от ребенка повторения: «А вот и наша улица… (далее следует ее название), а вот и наш дом». И так изо дня в день. Пока в один прекрасный момент вы не услышите, как ребенок самостоятельно повторяет название вашей улицы. Если каждый день вы идете домой одним маршрутом, вы показываете и объясняете ему, как правильно перейти дорогу по пешеходному переходу, обращаете внимание на таблички с названием улицы на домах, радуетесь вместе с ним, что уже скоро будете дома, потому что вот она — ваша улица.
И однажды вы слышите: «А почему наша улица так называется?» Это означает, что пришла пора начинать ваше увлекательное путешествие в историю названия улицы. Как правило, это происходит на пятом году жизни.
Что вы должны знать о происхождении названий улиц?
Улицы могут быть названы в честь географических, культурных, военных объектов или природных особенностей города, а также в честь знаменитых писателей, героев войны, труда и других выдающихся личностей.
Знакомство с улицами родного города можно превратить в увлекательную игру.
Каждое название улицы несет в себе смысловую нагрузку. Если улица носит географическое название или название природного объекта, то попробуйте превратить его в речевую игру. Например, улицы Садовая, Полевая, Яблочная, Озерная, Заводская, Калининградская — произнесите вместе с ребенком их названия в различном темпе, выделяя голосом корень слова, чтобы ребенок смог самостоятельно проанализировать его и сделать вывод о том, почему улица так называется.
Как рассказывать детям об истории улиц города?
Когда ребенку будет 4–5 лет, расскажите ему историю названия вашей улицы. Если она названа в честь известного человека, покажите его портрет, кратко расскажите о его заслугах, подчеркивая те аспекты, которые будут понятны четырехлетке. Если на одном из домов расположена памятная табличка, прогуляйтесь к ней.
Поиграйте в «Поиск сокровищ». Нарисуйте или напечатайте фрагмент карты, где будут ваш адрес и адреса близлежащих улиц, добавьте на нее фотографии уже знакомых ребенку объектов, чтобы ему было легче ориентироваться. А начните со своего домашнего фотоальбома или фотоальбома бабушек и дедушек. Наверняка в фотоархиве найдутся фотографии, которые запечатлели ваш дом и улицу в разные временные периоды (когда ваши родители были молоды, а вы еще ходили в школу; когда ваш ребенок только родился, и вы гуляли с ним рядом с домом и т. п.). Предложите вашему сыну или дочери найти на этих фото ваш дом или знакомые для него объекты, расположенные на вашей улице. Это и будет ваше первое найденное «сокровище». Предложите ребенку отправиться на поиски новых сокровищ, познакомив его с картой.
В 5–7 лет вместе с ребенком можно разработать «маршрут выходного дня» по улицам города.
Советуем заранее пройти маршрут самостоятельно, без ребенка, чтобы посмотреть, на что именно обратить его внимание.
Очень приветствуется, если в прогулке-игре будут участвовать и другие члены семьи. Постарайтесь сделать так, чтобы этот день запомнился ребенку, вышел за рамки обычной прогулки. Во время прогулки рассказывайте ребенку историю улицы, интересные факты, обратите внимание на архитектуру, деревья, растения, красоту и особенности того места, где вы живете.
С ребенком старшего возраста обязательно посетите памятные места, если они находятся на этой улице, обратите внимание ребенка на внешний вид памятника, гранитную плиту, на которой выбиты имена героев, предложите положить цветы и почтить память солдат минутой молчания, можно прочитать соответствующее событию стихотворение или заучить стихотворение дома. С ребенком младшего возраста обращайте внимание на высоту зданий, их форму, цвет, количество и т. д.
Во время прогулки делайте разнообразные фото, чтобы позже сделать интересный фотоколлаж, или оформите на память об этом дне страницы в фотоальбоме вашего ребенка. По возвращении домой спросите ребенка, что его заинтересовало больше всего, куда бы он хотел пойти в следующий раз.
Изучение истории названий улиц — это не только познавательный, но и очень увлекательный процесс, который поможет вашему ребенку полюбить свой родной город и гордиться его историей и историей своей семьи.
Авторы статьи:
Жанна Паньшина — заместитель заведующего по УВР МАДОУ муниципального образования «Светловский городской округ» — детский сад № 2 «Светлячок», г. Светлый, Калининградская область;
Юлия Барыкина — заведующая МАДОУ муниципального образования «Светловский городской округ» детский сад № 1 «Пчелка», г. Светлый, Калининградская область;
Наталья Лебедева — заместитель заведующего по УВР МАДОУ муниципального образования «Светловский городской округ» — детский сад № 3 «Золотая рыбка», г. Светлый, Калининградская область;
Наталья Михеева — заместитель заведующего по УВР МАДОУ муниципального образования «Светловский городской округ» — детский сад № 7 «Огонек», г. Светлый, Калининградская область;
Елена Остапенко — заместитель заведующего по ВМР МАДОУ детский сад № 6 г. Балтийска, г. Балтийск, Калининградская область.
Материал подготовлен при содействии ФГБНУ «Институт развития, здоровья и адаптации ребенка».