background picturebackground picture

Пять главных ошибок в воспитании детей

Родители

Младенцы

Раннее детство

Дошкольники

Школьники

Цифровая среда

631

Рекомендации психолога, как их не допустить

Какие ошибки сегодня наиболее часто делают родители, воспитывая своих детей, каковы последствия этих ошибок и почему их нельзя допускать? Наш эксперт Юлия Быстрова, доктор психологических наук, доцент, заведующая научной лабораторией Федерального центра инклюзивного общего и дополнительного образования МГППУ, отвечает на эти вопросы и объясняет, какое огромное влияние члены семьи оказывают на ребенка, как ошибки воспитания могут повлиять на его взрослую жизнь и, главное, как не сломать судьбу ребенку, но и не вырастить избалованного эгоиста.

Первые дни и месяцы жизни ребенка

В семье появился малыш. Вот его только принесли из роддома, хлопоты, заботы, связанные с кормлением, сном, — казалось бы, о воспитании крохи совсем рано задумываться. На самом деле первые дни и месяцы жизни ребенка — это тот важный этап, когда родителям впервые необходимо задуматься над правильным воспитанием малыша. Ведь младенчество — это тот благодатный возраст, когда у ребенка формируется доверие к миру, его познание и общение с ним через эмоциональный контакт с близкими, особенно с мамой.

Первая ошибка: «Малышу ничего не нужно, кроме ухода, кормления и обеспечения комфортного сна. Качать и брать на руки его не нужно, а то избалуем».

На самом деле именно процесс укачивания, объятия с малышом, телесные игры позволяют сформировать у ребенка ощущение своего тела и совместное со взрослым внимание. Качание, игры на коленках «в ямку бух», «полетели, на головку сели», «сорока кашу варила», «идет коза рогатая», «полетели, полетели» и т. д. позволяют малышу приобрести гравитационный потенциал, научиться управлять своим телом, удерживать равновесие, концентрироваться в определенной позе, развивают моторику, координацию «глаз — рука».

Кроме того, у ребенка формируется целый спектр совместных с родителями эмоций, их понимание, распознавание, что является основой для развития эмоционального интеллекта в будущем.

Появляется предвкушение и предугадывание последующих действий, что очень важно для развития внимания и мышления у ребенка.

Ребенок до 2 лет

Малыш взрослеет, начал сам играть и уже привык не требовать внимания: не обращается за помощью к родителям, не отзывается на имя и не просится на руки.

Вторая распространенная ошибочная реакция родителей: «Замечательно, не нужно вмешиваться, а если, наоборот, не может занять себя сам, то нужно ограничивать его назойливость, отказывать — поплачет и успокоится, не надо его баловать вниманием».

В мире гаджетов родители мало общаются между собой, нет совместных приемов пищи, вечерних прогулок, малышу тоже включают мультики, и он уходит в себя, привыкает изучать мир сам, без доверия к взрослому. 

Это чревато тем, что у малыша из-за отсутствия совместного внимания со взрослым к 1 году не формируются образы назначения предметов, их признаков, образцы правильного поведения. Начинаются истерики, требования.

Родители не понимают, что происходит с ребенком, появляется выполнение просьб в ответ на истерику. Такой стереотип быстро закрепляется у ребенка. И к 2 годам, вместо доверия к родителям и понимания их просьб что-то сделать вместе или повторить, ребенок уходит от общения и деятельности, приобретая аутистические черты, и устраивает истерики, если взрослые вмешиваются или что-то запрещают. Только в этом возрасте родители начинают замечать, что что-то не так, и бить тревогу.

Ребенку 2–3 года

2–3 года — это возраст, когда развивается «самость».

Третья ошибка, которую часто совершают родители уже двухлетнего малыша, — они лишают его самостоятельности.

Малыш часто повторяет или требует жестами: «Я сам». Но родители спешат, им некогда ждать, когда кроха рассмотрит свою кроссовку, да еще и может надеть ее не на ту ногу, — они делают все за него. Или часто вселяют неуверенность в правильности его действий: «Ой, упадешь, ой, уронишь. Туда нельзя».

Причем такие указания звучат часто безапелляционно, ребенку никто не объясняет, почему нельзя или когда и при каком условии будет можно. Стыдят и ругают за неправильный поступок, притом осуждают не поступок, а именно ребенка: «Ты неряха, ты плохой». И вместо самостоятельности и воли таким образом формируют у ребенка нерешительность, зависимость и чувство неуверенности или стыда.

Ребенок не понимает, почему раньше, когда он был маленьким и кричал, его прихоти сразу выполняли, а теперь нельзя. В ответ на необоснованные запреты малыш начинает либо проявлять импульсивность, закатывать истерики, либо демонстрировать соглашательство, что становится чертой его характера.

Возраст ребенка от 3 до 5 лет

Дети в этом возрасте «почемучки» и «изобретатели». И если родители мало общаются с ребенком, не участвуют в его затеях, отказывают ему в его предложениях вместе поиграть или провести время так, как хочет он, называют его затеи глупыми, а вопросы навязчивыми, сравнивают с другими детьми, укоряя, что ребенок не так хорош и доставляет много хлопот по сравнению с другим мальчиком или девочкой, стыдят, привлекая мнение соседей, посторонних людей, значимых для ребенка взрослых, ребенок со временем перестает проявлять инициативу и начинает испытывать чувство вины, бояться, что его накажут.

Таким образом, четвертая ошибка — это часто встречающееся поведение родителей ребенка дошкольного возраста (3–5 лет), которое состоит в том, что они ограничивают его инициативность. Познавательный интерес при этом у ребенка снижается.

Получается, что родители отказами и запретами, нежеланием отвечать на вопросы ребенка формируют у него такие антиинтегративные качества личности, как соглашательство, импульсивность, безынициативность, чувство вины и страха перед принятием решений.

Никогда не сравнивайте ребенка с другими детьми, хвалите его достижения сегодня, сравнивая только с его вчерашними умениями, поддерживайте инициативу, направляйте ее, если вам кажется, что инициативы ребенка нереальны. Не осуждайте его — осудить можно только его поступок! — и обязательно объясняйте, чем этот поступок плох.

Возраст ребенка от 7 до 10 лет

Ребенок 7–10 лет всегда готов помочь родителям, учителю в школе. В этом возрасте формируется умелость, компетентность в бытовых, трудовых и учебных вопросах. И формируется она под воздействием значимых взрослых, прежде всего членов семьи.

Пятая ошибка: ограничение ребенка в выполнении трудовой деятельности.

Если родители не хвалят ребенка за его успехи, не воспринимают всерьез его достижения или вообще негативно высказываются о привлечении ребенка к труду в школе, о том, что учитель слишком много хочет от ребенка, таким образом формируют негативный образ учителя и школьной деятельности в целом, то это чревато тем, что у ребенка не сформируется положительное отношение к труду и вообще к целенаправленной деятельности. А следовательно, в дальнейшей жизни это окажет плачевное влияние на самоопределение и профессиональный выбор и трудовую деятельность по выбранной профессии.

Поощряйте желание ребенка трудиться, заниматься в кружках, не навязывайте свой выбор, дайте ему возможность самому все попробовать и выбрать. Не выполняйте за него домашние задания, а лучше придумайте, как его мотивировать и заинтересовать ими.

Все необходимые интегративные качества личности (общительность, инициативность, целеустремленность, самостоятельность, умелость, положительное отношение к труду) у человека формируются с момента рождения до 10 лет, в возрасте, когда велико влияние членов семьи. Именно от родителей зависит, каким вырастет их ребенок и чего добьется в жизни.

Материал подготовлен при содействии Отдела по информационной политике и связям с общественностью МГППУ.

Поделиться в соцсетях