Рекомендации психолога, как их не допустить
Какие ошибки сегодня наиболее часто делают родители, воспитывая своих детей, каковы последствия этих ошибок и почему их нельзя допускать? Наш эксперт Юлия Быстрова, доктор психологических наук, доцент, заведующая научной лабораторией Федерального центра инклюзивного общего и дополнительного образования МГППУ, отвечает на эти вопросы и объясняет, какое огромное влияние члены семьи оказывают на ребенка, как ошибки воспитания могут повлиять на его взрослую жизнь и, главное, как не сломать судьбу ребенку, но и не вырастить избалованного эгоиста.
Первые дни и месяцы жизни ребенка
В семье появился малыш. Вот его только принесли из роддома, хлопоты, заботы, связанные с кормлением, сном, — казалось бы, о воспитании крохи совсем рано задумываться. На самом деле первые дни и месяцы жизни ребенка — это тот важный этап, когда родителям впервые необходимо задуматься над правильным воспитанием малыша. Ведь младенчество — это тот благодатный возраст, когда у ребенка формируется доверие к миру, его познание и общение с ним через эмоциональный контакт с близкими, особенно с мамой.
Первая ошибка: «Малышу ничего не нужно, кроме ухода, кормления и обеспечения комфортного сна. Качать и брать на руки его не нужно, а то избалуем».
На самом деле именно процесс укачивания, объятия с малышом, телесные игры позволяют сформировать у ребенка ощущение своего тела и совместное со взрослым внимание. Качание, игры на коленках «в ямку бух», «полетели, на головку сели», «сорока кашу варила», «идет коза рогатая», «полетели, полетели» и т. д. позволяют малышу приобрести гравитационный потенциал, научиться управлять своим телом, удерживать равновесие, концентрироваться в определенной позе, развивают моторику, координацию «глаз — рука».
Кроме того, у ребенка формируется целый спектр совместных с родителями эмоций, их понимание, распознавание, что является основой для развития эмоционального интеллекта в будущем.
Появляется предвкушение и предугадывание последующих действий, что очень важно для развития внимания и мышления у ребенка.
Ребенок до 2 лет
Малыш взрослеет, начал сам играть и уже привык не требовать внимания: не обращается за помощью к родителям, не отзывается на имя и не просится на руки.
Вторая распространенная ошибочная реакция родителей: «Замечательно, не нужно вмешиваться, а если, наоборот, не может занять себя сам, то нужно ограничивать его назойливость, отказывать — поплачет и успокоится, не надо его баловать вниманием».
В мире гаджетов родители мало общаются между собой, нет совместных приемов пищи, вечерних прогулок, малышу тоже включают мультики, и он уходит в себя, привыкает изучать мир сам, без доверия к взрослому.
Это чревато тем, что у малыша из-за отсутствия совместного внимания со взрослым к 1 году не формируются образы назначения предметов, их признаков, образцы правильного поведения. Начинаются истерики, требования.
Родители не понимают, что происходит с ребенком, появляется выполнение просьб в ответ на истерику. Такой стереотип быстро закрепляется у ребенка. И к 2 годам, вместо доверия к родителям и понимания их просьб что-то сделать вместе или повторить, ребенок уходит от общения и деятельности, приобретая аутистические черты, и устраивает истерики, если взрослые вмешиваются или что-то запрещают. Только в этом возрасте родители начинают замечать, что что-то не так, и бить тревогу.
Ребенку 2–3 года
2–3 года — это возраст, когда развивается «самость».
Третья ошибка, которую часто совершают родители уже двухлетнего малыша, — они лишают его самостоятельности.
Малыш часто повторяет или требует жестами: «Я сам». Но родители спешат, им некогда ждать, когда кроха рассмотрит свою кроссовку, да еще и может надеть ее не на ту ногу, — они делают все за него. Или часто вселяют неуверенность в правильности его действий: «Ой, упадешь, ой, уронишь. Туда нельзя».
Причем такие указания звучат часто безапелляционно, ребенку никто не объясняет, почему нельзя или когда и при каком условии будет можно. Стыдят и ругают за неправильный поступок, притом осуждают не поступок, а именно ребенка: «Ты неряха, ты плохой». И вместо самостоятельности и воли таким образом формируют у ребенка нерешительность, зависимость и чувство неуверенности или стыда.
Ребенок не понимает, почему раньше, когда он был маленьким и кричал, его прихоти сразу выполняли, а теперь нельзя. В ответ на необоснованные запреты малыш начинает либо проявлять импульсивность, закатывать истерики, либо демонстрировать соглашательство, что становится чертой его характера.
Возраст ребенка от 3 до 5 лет
Дети в этом возрасте «почемучки» и «изобретатели». И если родители мало общаются с ребенком, не участвуют в его затеях, отказывают ему в его предложениях вместе поиграть или провести время так, как хочет он, называют его затеи глупыми, а вопросы навязчивыми, сравнивают с другими детьми, укоряя, что ребенок не так хорош и доставляет много хлопот по сравнению с другим мальчиком или девочкой, стыдят, привлекая мнение соседей, посторонних людей, значимых для ребенка взрослых, ребенок со временем перестает проявлять инициативу и начинает испытывать чувство вины, бояться, что его накажут.
Таким образом, четвертая ошибка — это часто встречающееся поведение родителей ребенка дошкольного возраста (3–5 лет), которое состоит в том, что они ограничивают его инициативность. Познавательный интерес при этом у ребенка снижается.
Получается, что родители отказами и запретами, нежеланием отвечать на вопросы ребенка формируют у него такие антиинтегративные качества личности, как соглашательство, импульсивность, безынициативность, чувство вины и страха перед принятием решений.
Никогда не сравнивайте ребенка с другими детьми, хвалите его достижения сегодня, сравнивая только с его вчерашними умениями, поддерживайте инициативу, направляйте ее, если вам кажется, что инициативы ребенка нереальны. Не осуждайте его — осудить можно только его поступок! — и обязательно объясняйте, чем этот поступок плох.
Возраст ребенка от 7 до 10 лет
Ребенок 7–10 лет всегда готов помочь родителям, учителю в школе. В этом возрасте формируется умелость, компетентность в бытовых, трудовых и учебных вопросах. И формируется она под воздействием значимых взрослых, прежде всего членов семьи.
Пятая ошибка: ограничение ребенка в выполнении трудовой деятельности.
Если родители не хвалят ребенка за его успехи, не воспринимают всерьез его достижения или вообще негативно высказываются о привлечении ребенка к труду в школе, о том, что учитель слишком много хочет от ребенка, таким образом формируют негативный образ учителя и школьной деятельности в целом, то это чревато тем, что у ребенка не сформируется положительное отношение к труду и вообще к целенаправленной деятельности. А следовательно, в дальнейшей жизни это окажет плачевное влияние на самоопределение и профессиональный выбор и трудовую деятельность по выбранной профессии.
Поощряйте желание ребенка трудиться, заниматься в кружках, не навязывайте свой выбор, дайте ему возможность самому все попробовать и выбрать. Не выполняйте за него домашние задания, а лучше придумайте, как его мотивировать и заинтересовать ими.
Все необходимые интегративные качества личности (общительность, инициативность, целеустремленность, самостоятельность, умелость, положительное отношение к труду) у человека формируются с момента рождения до 10 лет, в возрасте, когда велико влияние членов семьи. Именно от родителей зависит, каким вырастет их ребенок и чего добьется в жизни.
Материал подготовлен при содействии Отдела по информационной политике и связям с общественностью МГППУ.