Психолого-медико-педагогическая комиссия для ребенка с проблемами в обучении
Для большинства родителей осознание того, что их ребенок нуждается в обследовании психолого-медико-педагогической комиссией, является неприятной новостью. Однако ПМПК — это в первую очередь инструмент помощи ребенку. О том, почему не стоит бояться прохождения ПМПК, мы попросили рассказать профессора Новосибирского государственного педагогического университета, научного руководителя Областного центра диагностики и консультирования, главного внештатного педагог-психолога Министерства образования Новосибирской области Татьяну Чепель.
Что такое психолого-медико-педагогическая комиссия?
Это бесплатная государственная услуга по обследованию детей, которые имеют какие-либо проблемы с познавательной сферой — с восприятием, речью, вниманием, памятью, мышлением или воображением. Последние годы ПМПК, кроме этого, помогает педагогам и родителям детей и подростков, чье поведение вызывает тревогу, поскольку резко выходит за пределы социальных норм. Это дети с агрессивным поведением либо тревожные, подавленные, систематически нарушающие правила поведения.
Особенно эта услуга востребована у тех родителей, чьи дети должны пойти в 1-й класс или уже стали первоклассниками. Если ребенок посещает детский сад, то его сотрудники рекомендуют родителям, при необходимости, пройти обследование и получить необходимые рекомендации. Если же ребенок в детский сад не ходил, то родители, при наличии беспокойства, должны сами обратиться за помощью.
В Новосибирске таких комиссий две. Это территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия города Новосибирска, сотрудники которой принимают в нескольких районах города. Сюда можно обратиться через сайт городского центра образования и здоровья «Магистр». И вторая — Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия Новосибирской области, чьи филиалы находятся в нескольких районах области. Сюда родители могут обратиться через сайт регионального Центра диагностики и консультирования — ОЦДК. В других субъектах Российской Федерации работа ПМПК организована примерно таким же образом.
Некоторые родители не обращаются в психолого-медико-педагогическую комиссию, потому что опасаются, что ребенку поставят диагноз, который негативно повлияет на его дальнейшую жизнь. Это так?
Часть родителей воспринимает прохождение психолого-медико-педагогической комиссии как получение диагноза, однако это не так. Во-первых, комиссия диагноз не ставит, хотя ее заключение может выглядеть достаточно пугающе — например, «интеллектуальная недостаточность». Кстати, недавно принято изменение в закон «Об образовании в Российской Федерации»: исключен термин «умственная отсталость». Теперь никакому ребенку психиатры такой диагноз не напишут, он заменен на термины «интеллектуальная недостаточность» или «проблемы в развитии интеллекта» — это более мягко, но при этом честно.
Так вот, комиссия не ставит диагноз, это педагогическая организация — несмотря на ее название и на то, что в ней работают не только педагоги-психологи, учителя-логопеды, дефектологи, но и врачи — психиатры, неврологи, педиатры, иногда ортопеды, сурдологи.
Задача комиссии не в том, чтобы сказать родителям, что ребенок болен, а чтобы сказать школе, какие специальные условия обучения нужны ребенку.
Например, давать меньше заданий по математике, или предоставлять бесплатную логопедическую помощь в школе, или добавлять время на выполнение контрольных работ и экзаменационных заданий, или, в силу истощенности нервной системы ребенка, обеспечивать ему более щадящие условия и дополнительный выходной день, который не будет считаться пропуском занятий.
Перечень специальных образовательных условий очень большой, и он зависит от объективной оценки того, какова степень и особенности трудностей, которые испытывает ребенок. Иногда эти условия выражаются в специальной образовательной программе, и родители, уже записывая ребенка в 1-й класс, смогут предоставить школе заключение комиссии в качестве официального документа о том, как нужно работать с данным ребенком, какие дополнительные образовательные условия ему необходимы. Будем честны, школа не всегда рада организовывать эти условия, но при наличии заключения психолого-медико-педагогической комиссии она будет обязана это сделать. Это государственный документ, который будет действовать на всей территории России.
Что делать, если родители не согласны с заключением ПМПК?
Ребенка на комиссии обследуют несколько специалистов — как я уже сказала, это психолог, дефектолог, логопед, социальный педагог и врачи (психиатр, неврологи и другие — при необходимости). Они, изучив все представленные родителями медицинские и педагогические документы и материалы (в том числе и рисунки, и тетрадки ребенка), консилиумом выносят решение о том, как ребенку лучше учиться. Родители имеют право сразу сообщить, что не согласны с выводами специалистов, и даже имеют право получить заключение и никому его не показывать.
Конечно, это нехорошо, потому что к аргументированному мнению специалистов нужно относиться серьезно, тем более что все проблемы в развитии и здоровье ребенка все равно проявятся. Но некоторые родители думают, что если они промолчат, то о сложностях в развитии и здоровье их ребенка никто и не узнает. Это не так — в школе интеллектуальная недостаточность, задержка речевого развития, сложности с вниманием и памятью, с неспособностью регулировать свои эмоции и поведение будут видны сразу.
Почему-то взрослые считают, что когда у ребенка проблемы с физическим здоровьем (сломана нога, плохое зрение, зубы болят), то это нужно своевременно лечить, а вот умственные проблемы сами пройдут.
Однако великий психолог Лев Семенович Выготский говорил: «Ни одна высшая психическая функция — мышление, речь, память, внимание — не появляется на свет путем простого созревания мозга». Многие думают: подрастет — пройдет. Нет. Возможно, мозг, нервная система ребенка получили повреждение какого-либо уровня сложности либо во время беременности мамы, либо во время родов, либо из-за инфекционных или других заболеваний, травм, в том числе и психологических. И развитие отклонилось от возрастной нормы.
В этом нет ничего смертельного: мозг ребенка пластичен, психика развивается, но ребенку нужно оказать помощь и чем раньше, тем лучше. И этим занимаются не только врачи, но и психологи, дефектологи, логопеды и учителя. Если педагог будет знать, что сложности в поведении и обучении — это объективная данность, а не каприз ребенка, невнимание родителей или плохое воспитание, то он сможет помочь.
Самый тревожащий вопрос: заключение ПМПК — это навсегда?
Нет, при положительной динамике в развитии заключение может быть изменено. Если в школе ребенку будут давать правильную нагрузку, оказывать помощь и поддержку, если учитель будет соответствующе к нему относиться, то через год, два, три, а то и через полгода ребенок покажет положительную динамику и имеющиеся проблемы уйдут. Когда это произойдет, можно будет снова посетить комиссию и изменить заключение. Правда, следует понимать, что специальные условия обучения как особые образовательные права ребенка при этом будут скорректированы или вообще сняты.
И еще важно: заключение комиссии выдается на уровень обучения, то есть действует с 1-го класса до окончания 4-го, с 5-го класса до окончания 9-го, с 10-го класса до окончания школы.
И хотя прохождение обследования на ПМПК потребует от родителей некоторых усилий и организованности, важно помнить, что это основание оказания помощи ребенку и семье, воспитывающей его, а также — профессиональная помощь учителю и школе, получающим рекомендации о том, как можно, а как нельзя обучать и воспитывать конкретного ребенка. Кстати, напомню еще раз: родители имеют право присутствовать на обследовании и участвовать в обсуждении заключения комиссии, а значит — задавать вопросы специалистам, получать необходимую информацию и консультации.
Материал подготовлен при содействии Новосибирского государственного педагогического университета.