background picturebackground picture

Проект «Травли.net»: отстоять достоинство каждого ребенка

Школьники

553

Если вы знаете о травле в школе, главное правило одно — вмешайтесь!

Травля — это не шутка, когда смешно всем, а жестокое высмеивание кого-то одного. Это не игра, в которую все вместе добровольно играют, а преследование, в которое жертва вовлечена принудительно. Это не здоровый конфликт, который можно разрешить и завершить, а систематическое унижение, требующее вмешательства со стороны. Что могут сделать родители, дети и сотрудники учебных заведений для прекращения травли?

С травлей как социальным явлением можно столкнуться в любом рабочем или учебном коллективе — в детском саду, школе, институте, в крупной или мелкой компании. Поводом для буллинга (травли) может послужить любое свойство человека: национальность или раса, религиозная принадлежность, социальный статус, заболевание или особенности внешности. Особая «предрасположенность» к травле возникает в случае повышенной чувствительности и эмоциональной уязвимости жертвы.

К сожалению, в России детская травля часто воспринимается многими как естественное явление, одна из неизбежных трудностей взросления. Как правило, взрослые предпочитают просто закрывать глаза на ситуации буллинга. Но мы никак не можем сегодня считать травлю обычным делом и пытаться ее оправдать.

Предотвращение жестокого отношения друг к другу

В 2017 году благотворительный фонд «Галчонок» по итогам конкурса получил поддержку Фонда президентских грантов на разработку и внедрение антибуллинговых программ в инклюзивных школах. «Дети должны учиться в безопасной среде, — говорит президент благотворительного фонда «Галчонок» Ольга Журавская. — Изначально мы отталкивались от потребностей детей с особенностями развития, но когда стали разбираться в школьной травле, выяснилось, что проблема куда шире. Травля носит очень массовый характер, и в защите нуждаются все дети».

Для борьбы с травлей, просвещения взрослых и детей и профилактики буллинга в школе был создан проект «Травли.net». Главная цель проекта — формирование психологически безопасной среды в образовательных организациях и профилактика агрессии и жестокого отношения друг к другу среди детей и подростков.

https://www.youtube.com/embed/cO5zxqxGz1k

Комплексная программа предотвращения школьного буллинга предусматривает регулярные занятия с детьми на темы безопасности, личных границ, понимания сути травли и базовых алгоритмов поведения. Обязательно проводится работа с учителями, организуются общешкольные мероприятия, направленные на создание в школе позитивной среды и информирование родителей

Специалисты проекта получают много запросов от школ на проведение разовых антибуллинговых занятий. К сожалению, часто уже после обострения ситуации, когда несколькими тренингами проблему устранить бывает сложно. Превентивные меры пока не пользуются популярностью, хотя в образовательной среде уже появляется понимание необходимости введения профилактики насилия в школе.

Задачи проекта «Травли.net»

Фонды «Журавлик» и «Галчонок» сотрудничают с известными психологами, педагогами, общественными деятелями и актерами. 1 сентября 2018 года в рамках Cемейного инклюзивного благотворительного фестиваля «Галафест-2018», организованного фондом «Галчонок», прошел круглый стол на тему «Травля: причины и методы борьбы», в котором принимали участие психолог Людмила Петрановская, президент благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елена Альшанская, детский поэт Мария Рупасова, учитель Ирина Лукьянова, руководители фондов «Галчонок» и «Журавлик», другие специалисты.

Эксперты пришли к выводу, что взрослые чаще всего игнорируют проявления агрессии и травли в детских коллективах. Широко распространено мнение о том, что отношения между детьми не относятся к образовательной деятельности и воспитание — зона ответственности родителей. Но травля происходит в школе, и справиться с ситуацией может и должен взрослый, отвечающий за коллектив.

По итогам дискуссии была принята резолюция, в которой сформулированы цели и задачи проекта:

  1. создание программы для учителей с рекомендациями по профилактике, выявлению и преодолению буллинга, подготовка экспертных учителей для работы с группой, разработка алгоритма действий учителя в ситуации конфликта между учениками и травли;
  2. проведение работы по повышению родительских компетенций: разработка алгоритмов поведения при выявлении случаев травли, повышение юридической грамотности, вовлечение родителей в процесс прекращения травли ребенка;
  3. проведение интерактивных тренингов для детей с конструктивным разбором различных ситуаций буллинга;
  4. привлечение органов государственной власти в сфере воспитания и защиты прав детей к решению проблемы травли и буллинга с целью построения содержательного взаимодействия государства и НКО в области создания программ и их внедрения в образовательных и социальных учреждениях.

Что делать родителям в ситуации травли

Авторы проекта уже подготовили антибуллинговую программу для школ. В нее вошли, в частности, методические буклеты, рассказывающие учителям и ученикам, как вести себя в условиях травли, серия авторских анимационных обучающих мультфильмов и социальный рекламный ролик.

https://www.youtube.com/embed/cL49VcICpvw

Ситуация травли может иметь к вашему ребенку прямое или косвенное отношение, он может быть жертвой или агрессором, может сочувствовать жертве или, наоборот, быть заодно с зачинщиками травли. Важную роль в этой ситуации всегда играют взрослые: учителя и воспитатели могут не знать о травле, игнорировать ее или пытаться с ней бороться. Проект «Травли.net» предлагает родителям разные способы реагирования для разных ситуаций.

Если ваш ребенок — жертва травли

1. Вмешайтесь! Помните, что самостоятельно выбраться из травли ребенку не под силу. Если конфликты могут быть полезны для развития, то травля никого ничему хорошему не учит, и ее необходимо остановить. Сделать это могут только взрослые.

2. Осторожно обсудите с ребенком его чувства, используйте книги, видеоролики, фильмы, чтобы облегчить ребенку доверительный разговор на эту тему. 

3. Поддержите ребенка. Дайте понять, что вы рядом, полностью на его стороне и сможете остановить травлю. Убедите ребенка, что его вины в сложившейся ситуации нет.

4. Обсудите с ребенком и потренируйте возможные варианты противостояния обидчикам:

  1. говорить твердым громким голосом фразы «Стоп! Мне это не нравится», «Со мной так нельзя», «Я сказал: нет»;
  2. спокойная уверенность и дружелюбие — лучший способ общения с агрессором;
  3. уходить в опасных ситуациях;
  4. глубоко дышать;
  5. обязательно сообщать взрослым в школе и дома, если его обижают.

5. Не советуйте давать сдачи! Это может привести к еще большим проблемам. Учите решать проблемы словами и уверенным поведением, а не кулаками.

6. Научите ребенка фиксировать агрессивные действия других людей по отношению к нему: делать аудиозаписи, скриншоты, фотографировать обидные записки и т. д.

7. Соберите факты и обсудите ситуацию с классным руководителем, завучем, директором школы. Помните, что обязанность учебного заведения — обеспечение безопасности каждого ребенка. Добейтесь принятия мер со стороны школы.

8. Если ситуация зашла слишком далеко, помните, что безопасность вашего ребенка превыше всего. Возможно, до полного разрешения ситуации ребенка лучше перевести на домашнее обучение.

Если ваш ребенок — агрессор

1. Вмешайтесь! Если другие родители, дети или учителя говорят, что ваш ребенок кого-то обижает, трезво оцените ситуацию и обсудите ее с ребенком. Спокойно выслушайте его позицию и точку зрения.

2. Поговорите с родителями жертв и пострадавшими детьми, извинитесь вместе с ребенком.

3. Говорите с ребенком, попробуйте понять, почему он так поступает, в чем причина агрессивного поведения.

4. Учите ребенка дружить: проговаривайте с ним ситуации, в которых он ведет себя агрессивно, и тренируйте дружелюбные способы взаимодействия с другими детьми.

5. Развивайте у ребенка эмпатию, обсуждайте вместе фильмы и книги, чувства их героев и других людей.

Если травля происходит в классе, где учится ваш ребенок

Травля — очень травматичный опыт для всех ее участников, в том числе и для наблюдателей. Если ваш ребенок не участвует напрямую в травле, но при этом не вмешивается, потому что не знает, как поступить, он испытывает мучительный внутренний конфликт. И вы можете это остановить.

Поговорите с ребенком о том, что нужно вступаться за того, кого обижают, даже если он не твой друг, и обязательно сообщать учителю, когда видишь, что кого-то обижают. Обсудите ситуацию с учителем, вынесите тему на родительское собрание. Помните, что травля затрагивает весь класс, способствует снижению общеклассной успеваемости и погружает в стресс всех детей.

Поделиться в соцсетях