background picturebackground picture

Призвание — учитель: как это выглядит в киноискусстве

Подростки

12

Посмотрите вместе с детьми старые фильмы о школе

Профессия учителя во все времена была трудной. И трудность эта не связана с условиями преподавания или материальным обеспечением школы. Педагог — прежде всего пример для своих учеников, образец знающего человека, к которому надо стремиться, и, конечно, воспитатель. На него возложена огромная ответственность за передачу подрастающему поколению не только знаний и умений, но и духовных ценностей. Образы таких учителей по призванию воплощены в советских фильмах о школьной жизни, которые стали настоящей классикой отечественного кинематографа.

«Это мы не проходили» (реж. Илья Фрэз, 1976)

Фильм Ильи Фрэза покажет подростку, решившему стать учителем, будни его будущей профессии. В ленте рассказана история о студентах педагогического института, которые впервые отправились на практику в школу. Руководитель практики, доцент Надежда Александровна напутствует своих студентов словами: «Учить детей всегда было трудно, а сейчас совсем невозможно».

Молодые практиканты даже не представляют, насколько права окажется их наставница. Первое занятие в школе станет для студентов испытанием стойкости и силы воли. Будущим учителям предстоит не только вести настоящие уроки, работать с детьми, но и выслушивать наставления и терпеть скептические насмешки опытных взрослых коллег. Если после просмотра этого фильма про юных педагогов и настоящую любовь к профессии ваш ребенок не отступит от своего решения работать в школе, значит, он действительно чувствует в себе призвание стать учителем.

«Чужие письма» (реж. Илья Авербах, 1975)

Молодая учительница Вера Ивановна берет под свою опеку девятиклассницу Зину Бегункову, девочку из неблагополучной семьи. Добрая женщина от чистого сердца хочет окружить подростка заботой и теплом, поделиться любовью. Но своевольная, бескомпромиссная и беспринципная школьница сама берется за перевоспитание мягкосердечной интеллигентной преподавательницы и делает ее жизнь невыносимой.

Ошибочно было бы трактовать «Чужие письма» как очередную ленту о трудных подростках, проблемах школьной жизни и переходного возраста. Картина куда глубже.

Вера Ивановна, учительница, «Чужие письма»

Режиссер Илья Авербах по первому образованию врач, и, по словам кинокритика Ольги Галицкой, в его фильмах можно наблюдать «четкое препарирование проблемы». Авторы фильма ставят перед зрителями вечные вопросы. Ведь глобальная задача учителя — быть готовым участвовать в жизни учеников. В картине нет привязки ко времени, описанные ситуации могли произойти и сегодня. Фильм Ильи Авербаха выглядит современно даже спустя почти полвека. Режиссер сумел очень просто рассказать невероятно сложную историю. И это стало ключом к сердцам зрителей.

«Доживем до понедельника» (реж. Станислав Ростоцкий, 1968)

Станислав Ростоцкий в своей картине рассказывает о системе образования, которая пытается унифицировать учеников, привести их к единому знаменателю. Главную роль учителя Илья Семеновича в картине сыграл Вячеслав Тихонов. Его герой идет против системы. Для него каждый ученик — личность. «Доживем до понедельника» — свидетельство эпохи, но как всякое талантливое произведение, оно переживает свою эпоху и рассказывает не просто о проблемах определенного времени.

Сергей Урсуляк, режиссер

В фильме очень ярко и четко отображены образы настоящей школьной жизни с ее непременными атрибутами, правдиво показаны ученики и учителя. История касается всего лишь трех дней из жизни школы. Но за этот промежуток времени столько всего произошло! Ученики успели устроить бойкот молодой учительнице и помириться с ней, написать сочинение, получить первый важный урок жизни от своего одноклассника и осознать истинную ценность таких понятий, как дружба, любовь, честь. И еще: они сумели понять, как важны в их жизни такие Учителя, как Илья Семенович.

Фильм о взаимоотношениях людей, об учителях и школьниках, об уроках и переменах, о сомнениях и открытиях. Он дает возможность взрослым думающим людям взглянуть на детей с несколько другой стороны: сколько мудрецов бились над вопросом, что же такое счастье? Оказывается, все очень просто: «Счастье — это когда тебя понимают».

Съемки фильма проходили в Москве, в школе № 234 (сейчас это школа № 1380) района Северное Медведково. Сняли картину очень быстро, но вышла она в прокат нескоро. И министр культуры восклицал: «Что ты делаешь со мной, Ростоцкий! Ты снял хороший фильм, но я даже радоваться этому не могу!» И только когда фильм показали на конгрессе учителей и восхищенные работники образования стоя скандировали «Мо-лод-цы!», фильм вышел на широкие экраны.

«Ключ без права передачи» (реж. Динара Асанова, 1976)

Фильм рассказывает о жизни простой ленинградской школы, куда устраивается новый директор Назаров, в прошлом военный офицер. Привыкший к строгости и распорядку дня, он сталкивается с беспорядочной суетой повседневной школьной жизни. Ему нелегко найти понимание с детьми и учителями, особенно с любимицей учеников — Мариной Максимовной, преподавателем литературы. За ее прогрессивные методы обучения, молодость и взгляды на жизнь Марину любят без исключения все дети. Она же, в свою очередь, спокойно может обсуждать с ребятами других учителей, не стесняясь упрекать их за глаза в узколобости и ретроградстве. Один из таких откровенных разговоров попадает на пленку, которую затем случайно находят родители одной девочки. В школе разгорается большой конфликт, выход из которого, как ни странно, находит именно новый директор.

Назаров обнаруживает в своем характере проницательность, тактичность и опыт преподавателя. Он, к удивлению педагогического коллектива, находит взаимопонимание с детьми и учителями, проявляя при этом неординарную проницательность, тактичность и незаурядный дар руководителя.

Молодая, еще не опытная Марина Максимовна ценой собственных ошибок, интуитивно смогла найти тот заветный «золотой ключик» к дверце недоверчивых юных душ, постоянно жаждущих свободы и справедливости. Она взрослый, профессионально состоявшийся учитель русской литературы, ценитель поэзии, чье мировосприятие, в силу ее молодости, еще близко к юношескому, смогла заслужить доверие и уважение учеников 10 «Б», смогла стать для них учителем, другом, старшим наставником, который всегда готов выслушать, понять, дать нужный совет, а иногда тактично потребовать, научить самостоятельно думать и защищать свои жизненные принципы.

«Расписание на послезавтра» (реж. Игорь Добролюбов, 1979)

В элитарный физико-математический лицей из обычной школы переходит работать учительница литературы Антонина Сергеевна. С удивлением она замечает, сколь уважительно здесь относятся к ученикам — как к полноценным творческим личностям.

При этом юные гении полностью отдаются науке и не видят смысла в пустой трате времени на литературу.

Фильм затрагивает две проблемы: во-первых, необходимость раздельных, специализированных школ. Есть ли в них смысл? Нужно ли такое «однобокое» образование и как оно влияет на жизнь подростков? Во-вторых, рассматривается большая разница и поразительное сходство между математической наукой и духовным образованием. Школьники отвергают нужность литературы в их полностью заполненных математическими формулами жизнях. Задача Антонины Сергеевны — привить, научить, объяснить, что духовное, нравственное образование не менее важно, чем постоянная интеллектуально-логическая нагрузка.

Диалог из фильма:

— И вообще, разве можно сравнивать Эйнштейна с Толстым или Ландау с Достоевским? Нам — физикам, писатели ничего не дают.

— Ну, это вам, может быть, не дают, а Эйнштейн говорил: «Достоевский дает мне гораздо больше, чем любой ученый. Он вызывает во мне этический порыв такой непреодолимой силы, какой возникает только от истинного произведения искусства». Кстати, он любил и Толстого, и Сервантеса, и Моцарта.

Фото: Коллекция/iStock

Поделиться в соцсетях