background picturebackground picture

Приучаем ребенка к дисциплине

Раннее детство

Дошкольники

439

Что поможет родителям установить правила, а детям — их не нарушать

Ребенок выполняет все требования, потому что послушный, или он стал таким в результате того, что усвоил правила? О проблеме дисциплины размышляет научный сотрудник Лаборатории технологий и средств психолого-педагогической абилитации Института коррекционной педагогики Евгения Медведева.

Что первично?

По мнению известного педагога Антона Макаренко, дисциплина есть не причина, не метод и не способ правильного воспитания, а его результат.

Сначала необходимо установить добрые, дружественные отношения с ребенком, а затем уже на их основе укреплять дисциплину. При этом без умений учитывать эмоции и переживания, интересы и потребности ребенка и свои собственные родители не смогут наладить дисциплину.

Для того чтобы наладить взаимоотношения с ребенком, важно безусловно принимать его, любить не за что-то, а просто за то, что он есть. Оказывать ему помощь, и эта помощь должна быть правильной и приходить к нему только в тех случаях, когда он готов ее принять.

Еще важно стараться избегать принуждения, активно слушать ребенка и давать ему обратную связь о его чувствах и переживаниях, потому что он не всегда их сам осознает. Также нужно сообщать ребенку о своих переживаниях на доступном ему уровне.

Зачем детям нужна дисциплина

Каждому ребенку необходимы режим дня, порядок и правила поведения. Более того, дети хотят и ждут этих правил. Это делает их жизнь понятной, предсказуемой, размеренной и создает чувство безопасности. Дети порой готовы поддерживать порядок даже больше, чем взрослые. Возможно, вы замечали такие вещи со своими детьми. Они любят, чтобы все было последовательно, по правилам.

С помощью разумных правил, установленных родителями, дети обретают покой, чувствуют себя более защищенными в условиях заведенного порядка.

Почему же тогда дети часто норовят этот порядок и правила нарушить? На самом деле дети восстают не против самих правил, а против способов их внедрения.

Правила и как их написать

Правила обязательно должны быть в жизни каждого ребенка с ранних лет. Не стоит идти на поводу у малыша, чтобы порадовать его и (или) избежать конфликта. При этом важно учитывать интересы и чувства ребенка, чтобы методы воздействия не вызывали у него бурного сопротивления и отказа.

Ребенок должен четко понимать, что такое хорошо и что такое плохо. Тем не менее обязательно должны присутствовать свобода и самостоятельность. Ребенок должен проявлять себя и порой на собственном примере убеждаться в некоторых причинно-следственных связях между своими поступками и следующими за ними событиями.

Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка. Например, взрослым часто досаждает чрезмерная активность детей, которые бегают, прыгают, шумят и т. п. В таком поведении проявляется их естественная потребность. Запрещать подобные действия бессмысленно, лучше позаботиться о том, чтобы разнообразная активность ребенка была направлена в мирное и безопасное русло. К примеру, не стоит запрещать ребенку бегать в доме из-за боязни, что он поскользнется. Лучше надеть на малыша нескользкую обувь или носочки, обозначить место и время для бега и убрать с пути ребенка лишние предметы.

В создании правил будьте последовательными. Не забывайте соблюдать порядок, даже если чувствуете, что вам не хватает сейчас сил претворять в жизнь ваши планы относительно дисциплины. Не стоит забывать, что дети очень чутко на все реагируют и проверяют на прочность правила поведения постоянно. Если родители одно и то же действие то запрещают, то позволяют, дети поймут, что им совершенно не требуется следовать правилам, потому что эти правила каждый раз новые.

Кроме того, родители сами должны придерживаться своих рекомендаций, чтобы сохранить дисциплину. Всегда демонстрируйте хорошие примеры. Нужно вести себя так, чтобы дела и слова не противоречили друг другу, и дозволенное должно иметь свои четкие границы.

Важный момент: ограничения, требования, запреты, которые вы обсуждаете с ребенком, должны быть обязательно согласованы между родителями, бабушками и дедушками. Требования, исходящие от всех членов семьи к ребенку, должны быть одинаковыми.

При сообщении запрета или требования лучше отказаться от повелительного тона. Пусть интонация будет дружелюбной, разъяснительной. Бывает очень полезно предвидеть трудности ребенка в выполнении требований и обсуждать их с ним заранее. Так вам будет проще избежать конфликтов, столкновения с негативными реакциями ребенка. Например: «Еще немного поиграем и пойдем в душ». Можно воспользоваться таким устройством, как кухонный таймер. Они бывают очень красивыми и яркими. Это привлечет внимание ребенка и может помочь научиться чувствовать время.

Объяснять правила и приучать ребенка к порядку желательно в форме игры. Так скучное нравоучение превратится в интересное занятие. Тогда ребенок будет более охотно, с позитивными мыслями делать то, что от него требуется.

Если ребенок отлично справляется с задачами, не делает ничего плохого, то обязательно поощряйте его. Хвалите ребенка, говорите, как сильно вы его любите, проявляйте максимальную заботу. Таким образом вы не только порадуете ребенка, но и привлечете его к ответственному выполнению новых указаний.

Правил, ограничений и требований не должно быть слишком много, и они должны быть достаточно гибкими. 

Как найти золотую середину

Золотая середина правил находится между попустительским и авторитарным стилями воспитания. Найти ее помогает образ четырех световых зон поведения ребенка.

В зеленой зоне ребенок может сам выбрать игрушки, в которые хочет поиграть, решить, с кем хочет дружить, и т. п.

В желтой зоне ребенку предоставляется относительная свобода. Например, малыш хочет съесть конфету, но для этого ему необходимо соблюсти некоторые условия (сначала пообедать).

Эта зона очень важна, поскольку именно здесь ребенок приучается к внутренней дисциплине, по известному механизму «извне — внутрь». Родитель на первых порах помогает ребенку сдерживать непосредственные импульсы, быть осмотрительным и учиться контролировать себя как раз с помощью норм и правил, которые установлены в семье.

Ребенок постепенно привыкает к этим правилам и следует им без особого напряжения. Однако это происходит только в том случае, если вокруг правил не было постоянных конфликтов. Поэтому бесконфликтное принятие ребенком требований и ограничений должно быть предметом особого внимания родителей.

В каждом случае старайтесь спокойно и достаточно коротко объяснять ребенку суть ваших требований. При этом обязательно подчеркните, что именно остается ребенку для его свободного выбора. Когда дети чувствуют уважение к их чувству свободы и самостоятельности, они легче принимают родительские требования.

Бывают ситуации, когда установленные правила нарушаются. Такие случаи попадают в оранжевую зону. В этом сегменте находятся такие действия ребенка, которые в целом нами не приветствуются, но ввиду особых обстоятельств допускаются. Например, малыш напуган, проснулся ночью, ему приснился страшный сон. Мама может взять его в свою кровать, пока он не успокоится, но только непосредственно в такой ситуации. Не стоит бояться подобных исключений, если они действительно редкие и оправданные. Дети бывают очень благодарны родителям за готовность пойти навстречу их особенной просьбе. Тогда они даже больше готовы соблюдать правила в обычных ситуациях.

Действия из красной зоны неприемлемы ни при каких обстоятельствах. Это категорические нельзя, из которых не делается никаких исключений. Нельзя бить, нельзя щипать или кусать, нельзя играть с огнем, ломать вещи, обижать младших. Этот список взрослеет вместе с ребенком и подводит его к серьезным моральным нормам и социальным запретам.

Объединение всех зон в единую систему говорит о том, что правила правилам рознь и что вполне можно найти золотую середину между готовностью понимать и быть твердым, между гибкостью и непреклонностью в процессе воспитания.

Когда нужна помощь

Родители всегда могут получить поддержку, обратившись в Службы оказания услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи по месту жительства. Консультант Службы совместно с родителями найдет решение возникающих проблем, подскажет, куда обратиться за помощью. Получить бесплатную консультацию можно очно или дистанционно (по телефону или посредством письменного обращения). Для получения консультации необходимо позвонить по номеру «Горячей линии по оказанию помощи родителям» 8 (800) 444-22-32 и/или обратиться в Службу на портале Растимдетей.рф, выбрав нужный регион.

Поделиться в соцсетях