Суть родительского парадокса объясняет психолог Наталья Кисельникова
Все мы испытываем удовольствие, когда достигаем своих целей. Родительство — одно из желанных, а для многих и жизненно важных состояний человека, которое наверняка сделает нас счастливее. Так ли это на самом деле? Нет, все наоборот: обычно у молодых родителей субъективное благополучие снижается и остается низким по сравнению с бездетными в течение многих лет. Психолог Наталья Кисельникова рассказывает, как был выявлен и чем объясняется этот родительский парадокс.
Дети — исключение из правил
В 2010 году два психолога, Соня Любомирски и Джулия Боэм, исследовали связи между счастьем, родительством и мотивацией. Они хотели проверить гипотезы: первая — что ощущение счастья у людей сильно возрастает, когда они реализуют базовые человеческие мотивы, к которым в том числе относится родительство. Вторая гипотеза — что ощущение счастья мотивирует человека само по себе.
Ученые изучали много разных мотивов, и действительно всегда, как только человек достигал цели, к которой стремился, он ощущал сильный прилив счастья, и ему хотелось делать еще больше.
Так что их предположения подтвердились за одним небольшим исключением. Оно касалось родительства: появление детей, вопреки ожиданиям исследователей, не вызывало прилива счастья у родителей, а, наоборот, было связано с падением удовлетворенности жизнью. А поскольку выборка была большой, результаты исследования достаточно надежны.
Парадоксальность ситуации в том, что обычно люди очень хотят завести детей, связывая это событие с сильным ощущением наполненности жизни, осмысленности. О желании иметь детей рассказывают, как об одном из главных желаний, связанных со счастьем в жизни. Тем не менее в реальности с их появлением удовлетворенность жизнью у родителей сильно падает.
Разные исследователи потратили немало сил, чтобы выяснить, почему так происходит, и выработали два объяснения родительского парадокса: эволюционное и «измерительное».
Как объяснить родительский парадокс: эволюционный подход
Плюсы и минусы деторождения сегодня
Если попытаться оценить те изменения, которые происходят в жизни родителей после рождения первого ребенка, можно обнаружить разнообразные плюсы и минусы этого события для современного человека. Минусов на сегодняшний день получается гораздо больше, чем плюсов.
Во-первых, снижается физическое благополучие, особенно у женщины. После рождения ребенка довольно долго родители не высыпаются, чувствуют усталость, вынуждены отказывать себе в развлечениях и в целом меньше удовлетворять свои потребности.
К тому же молодые родители часто ограничены в социальных контактах. Они перестают общаться с бездетными друзьями, потому что их интересы теперь не совпадают и они отдаляются друг от друга. Как правило, с уходом мамы в декрет страдает и материальное положение семьи. Также молодые пары уже не так много времени могут проводить друг с другом, да и общение их меняется: в нем проявляется тревога, забота о будущем ребенка и семьи в целом.
Что касается плюсов деторождения, то они, как правило, долгосрочные и ощущаются не сразу. Это забота в старости, общение, которое обычно обеспечивают взрослые дочери, и, конечно, передача своих генов потомству, продолжение рода.
В чем растить детей стало сложнее
Сторонники эволюционного подхода отмечают новизну социальных условий, в которых растут современные дети. Сейчас молодая семья, как правило, растит ребенка одна, в то время как еще 100–200 лет назад, в эпоху большего коллективизма, за ребенком могли ухаживать все члены общины.
К воспитанию подключались не только бабушки и дедушки, но и соседи — условно говоря, чужие люди. Таким образом, нагрузка, связанная с воспитанием и уходом за ребенком, распределялась более-менее равномерно на всех. Да и период детства был не таким длинным и не растягивался до совершеннолетия, за ребенком ухаживали не так тщательно, его воспитание не требовало интенсивной заботы и существенных вложений.
Периоды наибольшего напряжения
По данным исследований, проведенных в конце XX — начале XXI века, сильнее всего родители недовольны жизнью, когда ребенок маленький и когда он уже почти вырос.
Ранний возраст требует от родителей больше всего физических и психологических сил, а на подростковый возраст приходится период бунта, который становится испытанием для семьи.
Если брать не современную, а древнюю семью, то подростки тогда не жили с родителями. Так же устроена семья у высших приматов: подростки-обезьянки изгоняются на край стада, и там они могут шуметь, кричать, драться и делать все что угодно, но взрослых они не тревожат.
В современной цивилизации родители и другие взрослые члены семьи вынуждены жить вместе с детьми до совершеннолетия. По сути, став родителями, люди берут на себя обязанность заботиться о ребенке до взрослого возраста (и не факт, что только до 18 лет) — все это тоже усугубляет ощущение тяжести родительства.
Как объяснить родительский парадокс: мы не умеем измерять счастье
Другой подход пытается объяснить родительский парадокс несовершенством методик измерения, с помощью которых проводятся исследования. Возможно, опросники, которые выдаются родителям, чтобы измерить их уровень счастья, недостаточно грамотно сконструированы; в них выбраны недостаточно точные выражения, чтобы определить благо, которое дают дети родителям.
Ведь если бы минусы родительства были настолько очевидны, мы бы так не стремились заводить детей.
До сих пор во всех культурах, независимо от эпохи и общественного строя, потеря ребенка — одно из самых трагических событий в жизни. За желанием иметь детей явно стоит нечто большее, чем просто расчет на стакан воды в старости.
Среди методов исследования человеческих эмоций есть в том числе и описательные — они не дают количественных результатов, но предоставляют возможность участнику опроса описать переживания, которые вызывает у него общение с ребенком. Когда исследователи начинают подходить с этой позиции, они видят, что рождение ребенка не просто дарит какую-то эмоцию, как, скажем, покупка автомобиля.
Ребенок дает нечто большее — чувство осмысленности и ощущение цели в жизни. Это ощущение отличается от субъективного благополучия и счастья, но оно более интенсивно и более человечно.
Наша жизненная история обычно включает и победы, и неудачи. Исследователи отметили, что появление детей и ситуации, связанные с детьми, — то, что мы включаем в рассказ о своей жизни чаще всего. Эти моменты вовсе не обязательно связаны с ощущением счастья, однако именно их мы отмечаем как наиболее значимые.
Источник: Лекция Натальи Кисельниковой «Родительский парадокс» на портале «Постнаука»
Фото: Коллекция/iStock