background picturebackground picture

Помогаем дошкольнику лучше понимать смысл прочитанного

Дошкольники

299

Почему ребенок может не понимать смысл текста и что с этим делать

Самые юные читатели порой много сил тратят на то, чтобы соединить буквы в слоги, а те, в свою очередь, в слова и предложения, поэтому им не всегда удается уловить смысл текста. Учитель-логопед, аналитик Центра защиты прав и интересов детей Антонина Каковкина рассказывает о простых правилах, играх и упражнениях, помогающих детям развить смысловую сторону чтения и улучшить понимание прочитанного.

Чтение — это не просто механическое преобразование букв в слова, но и способ восприятия и обработки информации. Важно как можно раньше распознать, что ребенок не понимает прочитанное, пока объем текстов и заданий невелик. Это легко сделать, задавая вопросы по тексту, например, по прочитанной сказке. Без ответов на вопросы ребенок сам может не обратить внимания на то, что он не понимает смысла того, что прочитал.

Когда стоит переходить к обучению чтению

Для того чтобы ребенок успешно научился читать, нужно предварительно сформировать словарный запас и ряд других навыков:

  1. осознание звуковой стороны речи;
  1. слуховое внимание;
  1. правильное звукопроизношение (например, если малыш еще путает в своей устной речи звонкие и глухие звуки, то учиться читать ему пока рано);
  1. зрительно-пространственное восприятие и наглядно-образное мышление (они необходимы, чтобы распознавать буквы и переводить их в звуки);
  1. способность к удержанию плана действий (ведь чтение, как и письмо, — сложный, многосоставный процесс).

Различают две стороны чтения: техническую и смысловую. Техническая сторона — это способ и скорость чтения, наличие или отсутствие ошибок. А вот понимание прочитанного относится к смысловой, или понятийной, стороне чтения.

Главные причины непонимания прочитанного могут быть следующими.

Нагрузка и усталость. Современные дети живут в мире больших информационных нагрузок. Нередко ребенок читает фразу и коверкает ее смысл, стремясь выполнить задание как можно быстрее, чтобы перейти к следующему.

Автоматическое чтение. Ребенок тараторит текст, не вникая в его смысл. К сожалению, часто взрослые в первую очередь уделяют внимание скорости чтения, а не его качеству. Пока ребенок учится читать, не стоит гнаться за скоростью. Лучше читать более медленно, но вдумчиво.

Недостаточный словарный запас. Ребенок может прочитать слово, но не знать его значения и потерять от этого смысл предложения или даже всего текста. Объясните ребенку, что смысл непонятных и незнакомых слов можно (и нужно!) уточнять у взрослых.

Принципы обучения осмысленному чтению

Если ребенок уже может читать слоги и короткие слова (то есть технически научился читать), значит, пора подключать смысловую составляющую. То есть связывать образ слова с конкретным предметом, действием или признаком. Так ребенку будет гораздо интереснее учиться читать. Чтобы помочь ребенку осознавать прочитанное, старайтесь придерживаться следующих принципов.

Играйте! Игра — естественное состояние дошкольника и ведущий для него вид деятельности. Поэтому игры — наиболее эффективная форма познания мира в этом возрасте. В первую очередь используйте игровые задания, чтобы учить ребенка читать.

Ориентируйтесь на интересы ребенка. Нужно найти сферу интересов конкретного ребенка и опираться на нее. Например, если сейчас он без ума от динозавров, читайте с ним простые тексты об этих вымерших животных.

Важна не длительность, а регулярность занятий. Лучше заниматься по чуть-чуть, но ежедневно, чем устраивать учебные «марафоны» один или два раза в неделю.

Объяснения должны быть краткими и емкими. Не стоит использовать пространные объяснения и запутанные сложноподчиненные предложения. Четкие и короткие фразы, в которых используются слова, которые ребенку уже понятны, работают гораздо лучше, чем пространные объяснения.

Двигательные паузы для снятия напряжения. Можно делать паузы вроде физкульт-минуток, а можно давать задания, подразумевающие движение. Например, разместить карточки с вопросами в разных местах квартиры, а затем предложить ребенку найти их, прочитать вопросы и сформулировать свои ответы.

Не перегружайте ребенка. Если вы видите, что у малыша возникает отрицание заданий, если он отказывается заниматься, то, возможно, эта нагрузка для него чересчур велика. Дайте ему время перезагрузиться и заняться тем, что ему нравится, а затем попробуйте постепенно вернуться к занятиям.

Ребенок имеет право не знать и не уметь. То, что нам кажется элементарным или очень простым, у дошкольника может вызывать ощутимые трудности. Поэтому взрослым важно оставаться терпеливыми и сдержанными и дать ребенку постепенно научиться тому, что мы давно умеем.

Не сравнивайте ребенка с другими. То, что сын друзей или двоюродная сестра читает в полтора раза быстрее и легко пересказывает истории, никоим образом не делает вашего малыша хуже. Единственный, с кем можно и нужно сравнивать своего ребенка, — это он сам в прошлом. Если есть прогресс, не забывайте отметить успехи малыша.

Игры для развития осмысленного чтения

Пазлы из слов, словосочетаний и предложений. Взрослый пишет на бумаге слово и разрезает его на кусочки, предлагая ребенку сложить «пазл». Со временем задача усложняется до предложений.

«Слово потерялось». Взрослый читает текст и пропускает слова, задача ребенка — угадать, какие слова были «потеряны».

Игры на расширение словарного запаса. Предлагайте ребенку перечислить как можно больше слов на загаданную букву. Эта игра хороша тем, что играть в нее можно где угодно, ведь она не требует материалов и подготовки.

«Эрудит». По очереди называйте синонимы — от простых слов к сложным. Например: дом — здание — жилище — постройка — домашний очаг — пристанище. Играя со взрослым, ребенок расширяет словарный запас.

Театр по прочитанной сказке. Для этой игры понадобится реквизит. Можно использовать обычные игрушки или купить готовый кукольный набор под определенную сказку. Задача ребенка — прочесть сказку, а затем попытаться вместе со взрослым воспроизвести ее при помощи кукол.

Если ребенок все равно плохо понимает прочитанное

Для начала нужно четко понимать, что ребенку тяжело и он не создает проблемы специально. Ему нужна помощь, и недовольство взрослого только ухудшит ситуацию.

Прежде всего убедитесь, что ребенок уверенно знает все буквы алфавита. Не по азбуке или кубикам, а по тексту, где нет картинок, способных подсказать. Не стоит подгонять ребенка, как бы медленно он ни читал. Наоборот, можно останавливать его и задавать уточняющие вопросы, особенно по поводу слов и фраз, чтение которых вызвало затруднения.

После прочтения текста обязательно обсуждайте его, задавайте вопросы, чтобы удостовериться, что ребенок понял прочитанное. При заучивании наизусть стихов также уточняйте, понимает ли ребенок их смысл.

Пусть малыш читает, как ему удобнее: подчеркивая линию текста линейкой, листом бумаги или водя по странице пальцем. Проблема, которой родители не всегда придают значение, заключается в том, что ребенок может просто сбиться и запутаться в массиве текста, поэтому ему важно выделить читаемую строку. Если ему трудно читать абзацы из нескольких строк, предлагайте книги с крупными буквами, короткими фразами, интересным сюжетом и обилием картинок.

Помните, что в любом деле главное — практика. Возможно, успех придет не сразу, но со временем при регулярных занятиях ребенок будет понимать смысл прочитанного все лучше и лучше.

  

Источник:

Вебинар Центра защиты прав и интересов детей «Развитие смысловой стороны чтения», 31.05.2020

Фото: Коллекция/iStock, Pixabay

Поделиться в соцсетях