background picturebackground picture

Помочь дочери-подростку принять себя

Подростки

566

Выясняем, обсуждаем и вспоминаем свою историю

С переменами переходного возраста тяжело справляться и детям, и родителям. О том, как прожить этот период по возможности безболезненно, научиться впускать новое в свою жизнь и при этом не потерять доверие друг к другу, рассказывает детский и семейный психолог ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России Мария Афонина.

Буря внутри и снаружи

Подростковый возраст — это период «напряженной внутренней жизни человека, тонких рефлексий, заводящих подростков в такие глубины таинств человеческой психики, что порой дух захватывает от диапазона образов, теснящихся во внутреннем мире потрясенного подростка». Так характеризует процессы, происходящие во внутреннем мире уже взрослых детей, известный отечественный психолог профессор В.С. Мухина.

Начало подросткового возраста связано с растущей выработкой в организме определенных гормонов, запускающих широкий спектр различных изменений (физических и эмоциональных), которые определяют жизнь подростка на протяжении нескольких лет. Активизируется физический рост (который чаще всего происходит очень неравномерно), меняются пропорции тела и его функции, развиваются половые признаки, изменяется состояние кожи и волос.

Помимо заметных взгляду физических изменений, в организме подростка происходят и внутренние метаморфозы. В частности, значительные преобразования претерпевает мозг, причем префронтальная кора, отвечающая за рациональное мышление, самоконтроль и планирование созревает в последнюю очередь, что (наряду с гормональными перестройками) во многом объясняет повышенную эмоциональность, импульсивность и рискованность подростков.

«Что же это такое?»

Стремительное созревание мозга и всего организма в целом увеличивает потребность в отдыхе и сне, а еще незавершившаяся гормональная перестройка может приводить к более поздней выработке гормонов сна и, соответственно, к проблемам со сном. Именно поэтому многие подростки с трудом засыпают вечером (и чтобы не мучиться от бессонницы, «сидят в телефонах»), с еще бóльшим трудом просыпаются утром, постоянно чувствуют себя уставшими в течение дня и в целом ощущают снижение работоспособности. Все это может отразиться и на внешности.

Помимо физических изменений, значительные трудности и для самого подростка, и для родителей представляют частые перемены настроения, которые связаны как с физиологией, так и с внешней социальной ситуацией. Отсутствие подруг или конфликты с ними, непонимание того, как правильно поступить в новой ситуации, предстоящие экзамены и усложнение школьной программы, недостаток свободного времени, возросшие ожидания взрослых — все это и многое другое вызывает целую гамму чувств, в которых сложно разобраться и еще сложнее их контролировать.

Зачастую девочки тяжело переживают свои перепады настроения, недовольны собой, обвиняют себя из-за того, что не могут вовремя сдержаться, опасаются, что несдержанность может испортить отношения с друзьями или родителями, создаст негативное мнение в обществе. Различные жизненные трудности влияют на общее ощущение благополучия (ведь подростки только учатся справляться с неудачами), поэтому неустойчивым в подростковом возрасте становится не только настроение, но и самооценка.

«Покрашу волосы в зеленый цвет!»

Происходящие физиологические изменения нередко сопровождаются чувством растерянности, неловкости, стеснения, смущения, неуверенности. Насмешки со стороны сверстников, неосторожно сказанные значимыми взрослыми слова, сравнение себя с подругами или одноклассницами (у которых процесс созревания протекает в своем темпе), изучение нереалистичных идеалов красоты в социальных сетях могут усилить эти чувства, что приведет к негативному отношению к своей внешности, недовольству собой, снижению самооценки. Для того чтобы чувствовать себя более уверенно, некоторые девочки начинают экспериментировать с внешним видом, примерять на себя различные образы, которые не всегда соответствуют ожиданиям родителей и стандартам социального окружения.

В этот период важной поддержкой станет информация — разобравшись в том, как работает тело, что с ним происходит сейчас, а что будет происходить завтра, через месяц или через год, девочке будет легче принять себя. 

Причем в первую очередь информация важна самим родителям. Понимание того, что поведение дочери во многом не зависит от ее желания или нежелания делать что-либо, а просто объясняется физиологическими причинами, поможет более спокойно относиться к ее раздражительности по пустякам, слезам из-за очередного прыща, трудностям утренних пробуждений, невнимательности на уроках и многому другому.

В силу разных причин родителям бывает сложно принять эксперименты девочки с внешностью (яркий макияж, экстравагантная стрижка, необычный гардероб). Лучше честно поговорить об этом, поделиться своими чувствами, рассказать о том, с чем они связаны (например, часто возникает чувство стыда за необычную внешность подростка, страх осуждения окружающих, тревога, что эти эксперименты могут быть признаком психического расстройства и др.). Поделившись своими опасениями, важно поинтересоваться, что стоит за желанием девочки выглядеть именно таким образом (например, стремление быть принятой в группе, или стать заметной и уникальной, возможно, что-то еще).

Иногда родители испытывают неловкость и смущение, разговаривая о происходящих физических изменениях, или понимают, что не в полной мере владеют информацией. Важно честно сказать об этом взрослеющему ребенку. В качестве информационных источников можно использовать специализированную литературу (различные руководства по подростковому возрасту) или посетить профильных специалистов, которые не только расскажут о происходящих изменениях в теле, но и помогут подобрать необходимые средства профилактики, ухода или лечения при необходимости. В помощь взрослым создана специальная горячая линия, куда можно обратиться за советом квалифицированного психолога.

Кроме того, процесс взросления и принятия себя в новом статусе будет более спокойным и гармоничным, если в этот период у девочки будет достаточно сил и ресурсов (как бы банально это ни звучало). Сохранить и восстановить ресурсы помогут качественный сон, сбалансированное питание, достаточная физическая и умственная активность.

Разговор, поддержка и забота

Помочь девочке принять свой телесный образ позволит искренний и открытый диалог на эти темы, наличие возможности высказывать возникающие сомнения в привлекательности, выражать любые переживания и мысли, не опасаясь обесценивания или критики. В беседе с дочерью можно поделиться своими похожими переживаниями из прошлого опыта, рассказать о том, что тогда помогло с ними справиться.

Некоторые переживания могут быть связаны с ложными убеждениями, которые стоит вместе попробовать развенчать при помощи фактов (например, показать, как обрабатываются и отбираются фотографии для публикаций в социальных сетях). При наличии объективных проблем (например, акне, повышенная жирность волос, лишний вес и др.) важно вместе наметить план конкретных действий по их решению и реализовать его.

Часть трудностей можно переформулировать: например, вместо стремления к определенному весу или размеру одежды предложить девочке сфокусироваться на достижении хорошей физической формы, поиске своего стиля в одежде. Вместо самокритики и самообвинения попробовать относиться к себе как к другу и отмечать не только то, что раздражает, но и то, что нравится, подумать, как подчеркнуть это.

Искренний диалог позволит разобраться в целях экспериментов с внешностью и найти альтернативные способы их достижения. 

Кроме того, он будет способствовать повышению осознанности подростка в своих действиях, покажет, что одну и ту же проблему можно решать разными способами, научит обращаться за поддержкой в сложных ситуациях.

Если подросток испытывает сильные эмоции, важно в первую очередь организовать безопасное пространство для их выражения, а когда интенсивность чувств снизится, обсудить случившееся. Поддерживая, стоит сосредоточиться не на поведении и поступках, а на событиях (конкретной ситуации или воспоминании), которые их вызвали.

Девочке станет легче, если она будет знать, что испытывать различные чувства — это нормально, что эмоции сигнализируют организму о том, что что-то важное находится под угрозой, что неприятные чувства можно пережить и стать сильнее и устойчивее. Умение разбираться в своих чувствах позволит понять, какие меры стоит предпринять для изменения ситуации.

Обрести устойчивость помогут и напоминания о сильных сторонах дочери, о том, как ей раньше удавалось справиться с похожей ситуацией. Также полезными будут постановка четких целей и активные шаги в нужном направлении; возможность обратиться за помощью к разным людям; примеры из жизни других.

В каждой сложной ситуации важно помнить (и говорить об этом своему взрослеющему ребенку), что любая ошибка — это всего лишь одно конкретное событие, а не вся жизнь, что на ошибках учатся, что в следующий раз с учетом уже имеющегося опыта решения будут более правильными, а переживания менее сильными. 

Бывает, что самостоятельно решить проблему негативного самовосприятия и самоотношения не получается. В случае длительного сохранения недовольства собой, стойкого снижения настроения, сужения круга общения можно предложить девочке обратиться за профессиональной помощью.

Привыкнуть к жизни в новом теле и новом статусе, к новой себе — непростая задача. Поддержка и понимание взрослых, их спокойствие и уверенность, своевременная помощь, умение находить баланс, их гибкость, с одной стороны, и устойчивость — с другой, умение быть рядом в нужный момент, но в то же время готовность отпустить в самостоятельное плавание помогут с интересом пройти этот непростой путь к взрослой жизни.

Беседовала Анна Демина

Фото: Pixabay, Unsplash

Поделиться в соцсетях