background picturebackground picture

Почему подростки не торопятся взрослеть

Подростки

508

Взрослая жизнь их не очень привлекает, а возможностей проявить самостоятельность стало меньше

Многие годы взрослые были уверены, что любой ребенок страстно желает повзрослеть. Но и исследователи, и родители все чаще замечают, что сегодня дети утратили это желание. Взрослая жизнь больше не представляет для них ценности, они хорошо себя чувствуют, оставаясь детьми. Как объяснить это новое явление?

Скорость изменений, которые происходят сейчас на протяжении одной человеческой жизни, не позволяет нам адаптироваться. Высокая скорость перемещений, новые виды связи, урбанизация и перенаселенность не могли не отразиться на отношениях и восприятии окружающей действительности. Это ускорение влияет и на семью.

Родителям кажется, что их дети живут в другой реальности: быстрее мыслят, легче ориентируются в потоках информации, но при этом не умеют ставить цели, проявлять упорство, добиваться автономии, а иногда как будто и вовсе не собираются взрослеть. 

Взрослые в растерянности; у них есть опыт собственного детства, есть представление о прошлом укладе семейной жизни, но нынешние дети им непонятны, они не знают, как их воспитывать.

На помощь родителям приходят психологи, социологи и педагоги: именно исследовательский подход позволяет немного отстраниться от практических трудностей родительства и посмотреть на детей и подростков, избегая оценочных суждений. Такой подход предлагает, в частности, научный руководитель Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ Катерина Поливанова: по ее мнению, следует «сконцентрироваться на исследовании детства в историческом, международном и современном контексте».

Сотрудники НИУ ВШЭ Катерина Поливанова, Александра Бочавер и Анастасия Нисская провели исследование с участием московских пятиклассников с целью сравнить модели поведения современных детей и их ровесников из 1960-х годов.

Оказалось, что взрослость в представлении 11-летних детей, стоящих на пороге подросткового возраста, связана с обилием обязанностей, ответственностью, финансовой независимостью. Этот образ не выглядит слишком привлекательным: при сравнении со взрослой жизнью детство выигрывает за счет разнообразных детских удовольствий и отсутствия обязанностей.

Учеба в настоящем ради профессии в будущем

Современные подростки менее самостоятельны, чем их ровесники из прошлых поколений. Раньше, когда родители были практически всегда на работе, дети могли сами себе разогреть еду, сходить в магазин и убраться дома. Сейчас у ребенка, как правило, нет регулярных домашних обязанностей. Он помогает по дому эпизодически, по просьбе родителей, хотя не стоит забывать, что и у взрослых работы по дому становится все меньше в силу автоматизации домашнего труда.

Для сегодняшних родителей главное — сделать так, чтобы ребенок успешно учился и получил хорошее образование. Из этого исходят дети, когда у них формируется представление о себе и своем будущем.

На вопрос, чего ждут от них родители, подростки отвечали: «Главное — это моя учеба, чтобы я хорошо учился», «Чтобы в будущем у меня было все хорошо, чтобы я была счастлива и нашла хорошую профессию». 

О том, чтобы создать собственную семью и поддерживать родителей, речи пока нет. Отчасти такая картина будущего объясняется большой загруженностью детей. Поскольку все время отдано учебе в школе и дополнительным занятиям, у ребенка практически не остается свободного времени. «Все остальное — дружба, развлечения, домашние обязанности — всего лишь вклинивается в образующиеся паузы», — отмечают эксперты.

Продлить детство

Большинство современных подростков не прочь продлить детство — возможно, потому, что они перегружены и им действительно не хватает времени на то, чтобы побыть детьми.

Условия комфортной и благополучной повседневной жизни современных подростков предоставляют мало возможностей для взросления в традиционном понимании этого слова. У сегодняшних пятиклассников меньше независимости в передвижениях по городу и меньше возможностей для принятия самостоятельных решений. 

Ответственность за учебные результаты наступает сравнительно рано, но родители ориентированы на долгое обучение и карьеру детей; учеба и учебные достижения остаются для большинства детей значительной ценностью. Но и здесь их самостоятельность ограничена: родители соревнуются в том, чьи дети более успешны; как правило, именно родители решают, что хорошо или плохо для детского развития и будущей карьеры.

Типы поведения подростков

Развитие ребенка согласно классическим психологическим представлениям происходит по схеме «стабильный период — кризис — стабильный период». Новый период означает смену ведущей деятельности, под кризисом имеется в виду кризис психического развития.

В момент перехода от младшего школьного возраста к подростковому у детей возникает чувство взрослости — из этого исходили авторы исследования 1960-х годов. При этом чувство взрослости может проявляться в протестных формах, а может и выражаться в новых позитивных практиках поведения. Опираясь на опыт предшественников, авторы нового исследования ожидали увидеть, как у пятиклассников интерес к учебе и авторитет учителя постепенно снижаются, уступая место интересу к общению и авторитету сверстников.

В реальности они обнаружили, что разные типы поведения, которые считались характерными, соответственно, для младших школьников и для подростков, сегодня присутствуют у части детей одновременно. 

Обычно предполагается, что на этапе младшего школьного возраста дети должны проявлять прилежание, внимание к школьным правилам, ответственное соблюдение этих правил и признание авторитета учителя и не особо интересоваться отношениями со сверстниками. А на этапе подросткового возраста дети (согласно каноническим представлениям) начинают пренебрегать школьными правилами и авторитетами и активно включаются в общение с приятелями.

В современной ситуации обнаружилось, что признаки следующего возраста не вытесняют признаки предыдущего, а могут присутствовать (или отсутствовать) одновременно. Исследователи выделили четыре типа соотношения признаков поведения школьников и дали им названия.

Младшие школьники

Это такой тип поведения, который более характерен для предшествующего (младшего школьного) возраста. Такие дети послушны на уроках, уважают учителя, ценят его мнение, переживают из-за академических успехов или провалов. Сверстники выступают для них в первую очередь как партнеры по выполнению заданий. Подросткового поведения в группе сверстников они не проявляют.

Типичные подростки

Для этого типа характерны протестные выходки на уроке, обесценивание (по крайней мере внешнее) учебы и фигуры учителя, частая полемика с ним, сомнение в безусловном авторитете взрослого. В общении со сверстниками преобладают подростковые темы: игры, гаджеты, телесность, сексуальность. Такие ученики могут быть названы истинными подростками, им свойственны кризисные проявления.

Смешанный тип

Такие подростки ведут себя прилежно на уроке в классе, они активны, им интересна оценка учителя, для них важна успешность. Вместе с тем они глубоко вовлечены в общение со сверстниками, начинают отстаивать себя перед некоторыми взрослыми, интересуются тем, что связано с образом себя и вопросами пола.

Такое поведение, с одной стороны, говорит о высоком уровне их социальной компетентности — способности различать и проявлять разное желательное поведение в разных условиях, а с другой — опровергает идею о переходе с одного этапа на другой, так как признаки обоих этапов представлены одновременно и нет оснований говорить об ослаблении одного и усилении другого.

Подавленные дети

У них слабый интерес к учебе и учителю. С ровесниками они общаются формально, крепких дружеских отношений не завязывают. При внешнем безразличии к учебе и новым формам группового поведения они могут испытывать сложные эмоции, не позволяя им выплескиваться наружу. Это одинокие дети, которые могут стать изгоями и подвергнуться травле

Кто такие взрослые?

Мы живем в условиях постоянных перемен. Наше будущее слишком непредсказуемо. Существовавший ранее единый образ взрослого и единый для всех путь взросления предполагал, что образование — это некий подготовительный этап к последующей взрослой жизни. В юности необходимо было определиться с выбором профессии и принять ответственное решение на всю последующую жизнь.

Сейчас образование перестало быть подготовкой к последующей работе и жизни. Границы между образованием и работой, между юностью и зрелостью быстро стираются: сегодня учиться внутри профессии, менять профессию, соединять навыки из разных областей — самый продуктивный путь развития.

«В современном обществе действительно возросла ценность молодости. Она рассматривается как время силы, власти, больших возможностей, — говорит Катерина Поливанова. — Мне кажется условным само деление на поколения, на взрослых и детей». По мнению психолога, периодизация детства требует пересмотра. Представление о том, что к концу каждого возраста должны складываться устойчивые психологические конструкты, становится предметом дискуссий. Одно из предположений выглядит так: после окончания периода младшей школы разделение по возрастам «расплывается». Дальнейший путь зависит от множества обстоятельств и может быть очень разным. Задача родителей — своим примером создавать у подростка положительный образ взрослой жизни и давать ему уверенность в том, что он может рассчитывать на их поддержку и после 18-летия.

    

Фото: Коллекция/iStock

Поделиться в соцсетях