Рекомендации психолога
Переезд в другую страну, другой город, даже в другой район — это всегда стресс как для родителей, так и для ребенка. Ведь в этой ситуации детям кажется, что весь привычный мир рухнул, а строить новый очень страшно. Именно поэтому так важно быть рядом с ребенком в подобные моменты, поддерживать его, говорить нужные слова. О том, как правильно это сделать, помочь адаптироваться в новой реальности и настроиться на учебу в новой школе, расскажет кризисный психолог, специалист Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования РФ (МГППУ) Анна Шипилова.
Что переживают дети при переезде
Смену обстановки непросто переживают как взрослые, так и дети. Однако если родители чаще стараются взять себя в руки, заняться делами, то дети могут чувствовать все гораздо острее. С какими трудностями чаще всего сталкивается ребенок при переезде?
Потеря контроля над собственной жизнью. Раньше все было знакомо и привычно, а теперь складывается такое ощущение, что ситуация совершенно не контролируемая. Получается, что вынужденная мера, которую ребенок не выбирал, заставляет его чувствовать себя беспомощным из-за потери контроля.
Неопределенность будущего. Ребенок не может знать, как будет складываться его жизнь дальше, сможет ли он найти друзей, получится ли учиться в новой школе и т. д.
Длительный стресс, который ребенок переживает и в момент подготовки к переезду, и некоторое время после него.
Потеря дома, друзей, привычного образа жизни. Эти чувства сродни процессу горевания при потере близкого человека.
Тревога и страх, которые могут выражаться по-разному. Ребенок может говорить о них, а может, наоборот, замкнуться и не говорить ничего. Но родители должны знать, что он точно это испытывает.
Отдельно перечислим опасения детей перед началом обучения в новой школе
Согласно опросам психологов, дети чаще всего говорят о нескольких факторах, которых они опасаются при переезде в другую страну, город или район и переходе в новую школу.
— Я не понравлюсь одноклассникам или они не понравятся мне. Мы не найдем общего языка.
— Мне страшно начинать заново: я боюсь, что не смогу снова учиться, я отвык вставать рано.
В случае если был длительный перерыв в учебе.
— Я боюсь, что не смогу восстановить документы.
Хотя обычно этим занимаются родители, но их страхи часто передаются детям.
— Мне стыдно, что меня в школу будет водить мама (папа).
Обычно детям необходимо, чтобы первое время в школу их провожали родители. В этом нет ничего плохого, но чувство неловкости перед одноклассниками все равно может быть.
— Я боюсь языкового барьера. Надо мной будут смеяться или издеваться из-за акцента (из-за того, что мой уровень знаний не дотягивает).
Нужно понимать, что школьный буллинг действительно существует, дети могут быть жестокими, и поводом для травли может стать что угодно. Очень важно вовремя распознать ее и пресечь. О том, как это сделать, читайте в наших статьях.
10 вопросов специалисту: беседа с психологом о буллинге в школе
Травля по национальному признаку: как защитить ребенка
Травля в Сети: как защитить ребенка
— Я плохо вижу или слышу, но не могу сказать об этом новому учителю.
— Я хочу учиться в старой школе и не предавать своих друзей.
В этой ситуации очень важно поговорить с ребенком и сказать, что в новой школе будут новые друзья, при этом старые связи не прервутся, если он этого сам захочет.
Все эти переживания ребенок может высказать одной единственной фразой: «Я не хочу ходить в школу» / «Я сегодня в школу не пойду». И очень важно, чтобы родители в доверительном разговоре постарались выяснить причины всех переживаний. Можно спросить: «Что должно измениться, чтобы тебе стало лучше?», выслушать ребенка и обязательно проговорить все страхи.
Как помочь ребенку во время переезда и после него
Составьте расписание. Это может быть как подробный план занятий, так и распорядок дня и даже меню на каждый день. Ребенок точно должен знать, что будет дальше: это дает ощущение того самого контроля, который был потерян.
Очень важны полноценный сон, питание, активное движение для восстановления сил. По возможности старайтесь гулять, играть в подвижные игры, кататься на велосипедах, самокатах и т. д.
Помогите ребенку найти свое место в новой среде. Вместе исследуйте новый район или город. Гуляйте, ходите по выставкам и музеям. Пройдитесь до ближайшего магазина, посмотрите, где находится автобусная остановка, библиотека и т. д.
По возможности заранее как можно больше узнайте о школе. Посмотрите фото, познакомьтесь с учителем и одноклассниками. Можно сделать это по видео или попросить учителя написать письмо с приветствием. А по приезде постарайтесь обязательно вместе с ребенком пройтись по школе, познакомиться с правилами и распорядком.
Перед первым походом в школу обязательно вместе подготовьтесь к учебе: выбирайте канцтовары, одежду, рюкзак, подготовьте рабочее место. Важно, чтобы вы вместе получали радость и удовольствие от этой подготовки.
Дайте время на адаптацию и перестройку. Нужно понимать, что на усвоение даже очень простого материала в школе ребенку в состоянии стресса нужно больше времени, не торопите его.
Обеспечьте ребенку безопасность — в той мере, в которой это возможно. Важно, чтобы он сам знал, как действовать в случае опасности (напоминайте как можно чаще об общих правилах), или был уверен в том, что об этом знают родители. Что бы ни случилось, мама и папа всегда защитят его и не дадут в обиду. Также очень важно обеспечить безопасность по дороге в школу и из школы. Даже если ребенок уже старшеклассник, пройдите вместе с ним до школы, еще раз напомните о правилах дорожного движения, проследите, чтобы он их не нарушал. В стрессовой ситуации все это легко забывается. Провожайте в школу до тех пор, пока точно не будете уверены, что ребенок справится сам.
Проговорите с педагогами школы все опасения и предупредите о сложностях. Например, если ребенок боится громких звуков или не хочет снимать верхнюю одежду, чтобы при необходимости скорее убежать. Учитель должен знать, как реагировать на такую ситуацию. Также поговорите с педагогами о том, что делать, если ребенок не сможет усваивать программу. Может быть, есть смысл позаниматься дополнительно, взять репетитора и т. д. Расскажите учителю о страхах ребенка, о возможной низкой мотивации и ее причинах, о возможных негативных ожиданиях ребенка. Попросите быть снисходительнее в первое время.
Обязательно оставьте привычные рутинные дела. Например, если дома было принято играть в настольные игры по воскресеньям, постарайтесь эту традицию сохранить. Ребенок должен понимать, что если внешне все изменилось, то внутри все осталось по-прежнему.
Поддерживайте старые традиции и формируйте новые. Будет здорово, если вы узнаете о традициях в новом городе или стране, попытаетесь внедрить их и в свою жизнь. Это возможность для ребенка осознать себя частью культуры, нового общества, понять, что он не одинок.
Поддерживайте общение как внутри семьи, так и вовне. Очень важно, чтобы у ребенка была возможность поддерживать связи, которые у него были ранее, — общаться с друзьями и родственниками, а также находить новых друзей.
Получайте поддержку сообщества. Ребенок должен понимать, что он не один: он может слышать слова поддержки как от родственников, которые остались дома, так и от тех людей, которые уже пережили подобное.
Хобби (как и учеба) тоже является элементом поддержки. Это отвлекает, структурирует жизнь, дает понятное ощущение будущего.
Интересуйтесь ребенком, его знаниями и успехами, поощряйте любые достижения и в первое время обязательно снижайте требования.
В момент стресса ребенок может требовать к себе больше внимания, ему очень важно, чтобы его хвалили и показывали, что у него все получается. В период острых переживаний может происходить ухудшение памяти, даже регресс в учебе, школьник может стать невнимательным, рассеянным — это нормально. Такую ситуацию нужно просто пережить и поддерживать ребенка.
Мечтайте вместе о будущем. Покажите ребенку, что, несмотря на переживания, вы уверены, что все будет хорошо. Вместе составьте план, помечтайте о том, как дальше будет складываться ваша жизнь.
Не требуйте многого от себя, помогайте по мере сил. Зачастую взрослые сами напуганы и растеряны. Если вы понимаете, что не справляетесь, подключайте родственников, педагогов и не стесняйтесь обращаться к специалистам.
Например, можно всегда получить поддержку, обратившись в Службы оказания услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи по месту жительства. Консультант Службы совместно с родителями найдет решение возникающих проблем, подскажет, куда обратиться за помощью. Получить бесплатную консультацию можно очно или дистанционно (по телефону или посредством письменного обращения). Для получения консультации необходимо позвонить по номеру «Горячей линии по оказанию помощи родителям» 8 (800) 444-22-32 и/или обратиться в Службу на портале Растимдетей.рф, выбрав нужный регион.
Посмотреть вебинар Анны Шипиловой вы можете по ссылке.