Педагог-новатор еще в середине XIX века предлагал учителям и родителям изучить законы развития человека, прежде чем его воспитывать
Всего 47 лет прожил на свете Константин Дмитриевич Ушинский, с 1823-го по 1870-й год. Но успел убедить всех, что воспитание и образование ребенка — не рутина, а творческая задача. И выполнение ее невозможно без знаний о том, как развивается человек. Он писал о том, когда и с чего начинать обучение, на какие детские особенности обращать внимание родителям и педагогам, чтобы процесс познания не наскучил и принес пользу.
Об Ушинском принято говорить, прибавляя слова «великий» и «основоположник». Это объяснимо: именно с него началась в России педагогика как наука. Вся жизнь Ушинского была связана с воспитанием детей — и часто он шел против устоявшихся привычек большинства, на практике доказывая свою правоту.
Еще совсем молодым человеком Ушинский понял: его призвание — педагогика. После окончания Московского университета он преподавал в нескольких образовательных учреждениях: в Ярославском лицее Демидова, Гатчинском заведении для сирот, Смольном женском институте.
Везде пытался изменить существующий ход вещей: искал продуктивные методики преподавания, выступал против физических наказаний и авторитарности по отношению к детям, старался вникать в их жизнь, разделять с учениками радости и беды.
Такой подход был новым и оттого пугающим — руководство везде было им недовольно и опасалось «как бы чего не вышло», так что Ушинскому приходилось покидать места работы одно за другим.
После ухода из Смольного института, который его стараниями стал лучшим женским образовательным учреждением в России, Константин Ушинский уехал на несколько лет за границу. Здесь он изучал иностранные образовательные системы и писал свои педагогические труды, на которые до сих пор ссылаются ученые.
Узнать человека прежде, чем воспитывать
Ушинский выстроил стройную и логичную систему взглядов на педагогику. «Только система, — писал он, — дает нам полную власть над нашими знаниями». Новизна ее заключается в том, что в центр этой системы был поставлен человек. Ушинский полагал, что без изучения законов, по которым развиваются организм и психика ребенка, трудно его чему-то научить.
При этом педагог подчеркивал, что универсальные законы человеческого развития не делают нас похожими друг на друга: «Мы не говорим педагогам: поступайте так или иначе; но говорим: изучайте законы тех психических явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте, соображаясь с этими законами и теми обстоятельствами, в которых вы хотите их приложить. Не только обстоятельства эти бесконечно разнообразны, но и самые натуры воспитанников не походят одна на другую».
«Человек как предмет воспитания», «Опыт педагогической антропологии» — эти работы Ушинского стали фундаментом научной педагогики в России. Он последовательно убеждал, что учителю следует знать физиологию, психологию человека, что педагог должен быть специально подготовленным профессионалом — и прежде всего, воспитателем.
Цель же воспитания, по мнению Константина Ушинского, — сделать человека нравственным и человечным, что позволит ему сострадать горю или радоваться счастью другого, любить родину.
Воспитание нравственности Ушинский считал «главной задачей воспитания, гораздо более важной, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями». Основа для этого — труд и народные традиции.
Как организовать занятия с ребенком
Родителям из всех многочисленных сочинений Константина Ушинского будет особенно полезна и интересна книга «Родное слово (для учащих)». В ней он дает учителям и матерям советы о том, как им учить ребенка, чтобы сделать «труд первоначального обучения» приятным. Эти советы звучат очень современно — о таком подходе часто говорят и сегодняшние психологи.
Когда начинать обучение
«Угадать настоящее время для начала ученья довольно трудно и, конечно, есть дело практики; но, во всяком случае, лучше начать ученье несколько позднее, чем несколько раньше», — писал Константин Ушинский.
Если учить ребенка, который еще к этому не готов, неминуемо возникнут трудности. Чем настойчивее взрослый будет стараться их преодолеть, тем больше вреда причинит ребенку. По мнению Ушинского, встречаясь с «чрезмерными требованиями ученья», ребенок может потерять веру в свои силы, что «надолго замедлит его успехи».
Ребенок не может встать «выше своего развития», обогнать его. «Наше дело — не ускорять и не замедлять этого развития, а только давать ему здоровую душевную пищу».
Ушинский советовал заниматься с ребенком с его 7 лет, когда «начинается пора отрочества», просыпается «самосознание в детях». Но родители могут определить, стоит ли это делать, в том числе и по таким признакам:
- способность сосредотачивать внимание на одном предмете;
- слушать то, что объясняют взрослые;
- говорить не словами, а полными предложениями.
Тренировка внимания и смена видов деятельности
Ребенка, который учится первый год, Ушинский советовал приучать к новым занятиям постепенно. «Постоянство умственной деятельности», устойчивая направленность внимания детей на один предмет выработаются у них позже, но важно тренировать ее.
Уроки должны быть разнообразными по форме деятельности: «самая перемена занятий действует на ребенка лучше … полного отдыха».
При этом Ушинский был против нескольких учителей у младших школьников: «Множество наставников, ревнующих каждый о своем предмете, могут начинить дитя всякими знаниями и уменьями, но умственные глаза его останутся нераскрытыми».
Школа — дело серьезное, но жизнь ребенка не сводится только к учебе
Описывая организацию образовательного процесса, Ушинский обращал внимание на то, как важно «с первого раза отделить [ученье] от игры и сделать серьезной обязанностью ребенка». Но при этом и серьезное занятие должно быть занимательным, а не утомительно скучным.
Для уроков взрослые должны отводить детям определенное место и время, на первых порах не делать уроки слишком длинными («будет довольно часа поутру и полчаса после обеда»).
«Мы сильно заблуждаемся, если думаем, что жизнь ребенка в школьном возрасте вся принадлежит школе. Нет, школа имеет только весьма небольшую долю в том естественном развитии дитяти, на которое гораздо большее влияние оказывают время, природа и семейная жизнь».
Ушинский переживал за маленьких учеников, настаивал на том, что не нужно загружать их сверх сил. Иначе в детях разовьется отвращение к учебе, потому что напряжение сверх развитых пока умений и навыков не приведет к успеху.
Позволить ребенку действовать самому
Педагог был против любого насилия над ребенком. Речь идет не только о физических наказаниях, распространенных в образовательных учреждениях того времени. Сам отец шестерых детей, Константин Ушинский с полным правом писал об уважении к растущему человеку, о необходимости прислушиваться к его потребностям, а не муштровать.
«Напрасно человеку говорить: делай так, делай иначе; покажите ему законы ума, законы природы, законы истории, укрепите его волю самою жизнью, а действовать предоставьте ему самому; введите его в мир, откройте ему глаза, но если вы не хотите унизить в нем человеческого достоинства, то не ведите его, слепого и связанного, к той цели, которая для вас кажется лучше».
Источники:
К.Д. Ушинский «Моя система воспитания. О нравственности» (АСТ, 2018)
С.Л. Паладьев «Феномен педагогического наследия К.Д. Ушинского»
Фото: Коллекция/iStock
На обложке: памятник Константину Ушинскому возле Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена в Санкт-Петербурге