background picturebackground picture

“Останемся дома?”

Родители

Раннее детство

Дошкольники

Школьники

Подростки

304

Интересные занятия для вечерних посиделок всей семьей

Если вы весь день гуляли на улице, веселились, играли в снежки, строили замки, ходили на ярмарку или на каток, то вечер так хочется провести дома, в теплой семейной атмосфере. Самое время устроить приятные новогодние посиделки. А чтобы никому не было скучно, найдите занятие, которое придется по душе и взрослым, и малышам. Мы попросили Ольгу Даниленко, доцента кафедры теоретических основ социальной психологии факультета «Социальная психология» МГППУ, рассказать нам о самых интересных и необычных занятиях для всей семьи.

Строим тайные убежища

Дети очень любят строить дома из подушек. Помогите им с помощью подручных средств соорудить свою «берлогу», а может быть, даже «замок».

В новогодние дни можно внутри зажечь гирлянду, которая работает от батареек, и «прийти в гости» с теплым чаем и печеньем, устроиться поудобнее и рассказывать там сказки или просто слушать подходящий подкаст.

Или, выглядывая из такой импровизированной палатки, смотреть мультфильм или сериал — особенно классно, если есть проектор, который позволит смотреть на стене, потолке или любом необычном экране.

Главное, чтобы ребенок решал сам, что в его «доме» можно делать и кого он позовет в гости.

Домашний кинотеатр

Киновечер — это особое удовольствие для всей семьи. Напишите на бумажках те фильмы, которые вы собираетесь вместе посмотреть на каникулах, сложите в шапку или вазу и вытаскивайте в случайном порядке фильм для каждого вечера. Особенно душевную атмосферу можно создать, сделав попкорн, приготовив любимый напиток, пиццу. Будьте вместе со своими детьми в такой вечер, прислушивайтесь к их мнению, воздерживайтесь от резких замечаний — и это может стать одним из самых приятных воспоминаний и для них, и для вас.

Совместное чтение

Совместное чтение подарит много приятных моментов и принесет большую пользу для отношений с ребенком. Выбирайте волшебные и увлекательные истории с хорошим концом — и читайте вслух!

Но помните: ваша цель сейчас не в отработке техники чтения, а — так же как и с другими занятиями в праздники — в наслаждении общением.

Не поправляйте и не делайте замечаний, обсуждайте важные моменты прочитанного, и такое чтение станет драгоценными минутами вашей близости.

Настольные игры

Любимая настольная игра — тоже отличное времяпрепровождение для всей семьи. Самое главное — подобрать интересную игру по возрасту ребенка.

Возьмите одну из тех, что есть у вас дома, или специально для каникул подготовьте несколько новинок.

Ольга Даниленко также предлагает родителям сделать настольную игру самим, причем вместе с детьми.

Процесс подготовки своей настольной игры не менее увлекателен, чем сама игра, и может занять ребят на долгое время. А также потом послужит основой для создания новых игр.

Для семейной игры вам потребуется большой лист бумаги — желательно, чтобы он был размером почти со стол, на котором вы будете играть. Приготовьте также фломастеры, ручки, небольшие листочки — желательно разного цвета, игральный кубик и небольшие подарки — сувениры, упакованные в плотную бумагу или непрозрачные пакетики.

Теперь возьмите циркуль или стакан, с помощью которого нарисуйте на листе цепочку кружков — шагов игры. Создайте из них извилистую дорожку, затем пронумеруйте кружки. Если дети достаточно большие, то они могут это сделать сами, если еще маленькие, то наметьте рисунок и цифры карандашом, а дети пусть обведут фломастером ваш эскиз.

Когда рисунок будет готов, расскажите детям правила игры. Перед ними дорога, по которой они отправятся в опасное путешествие — с ловушками и удачами. Некоторые кружки обозначьте как «удачи» — от них стрелки проведут игрока вперед (на один или несколько ходов). А от кружков — «ловушек» стрелками путник отбросится назад. 

В зависимости от возраста можно менять сложность ловушек: для старших сделайте возврат почти от финиша на большое число клеток назад, для маленьких — возврат не должен быть слишком дальним. Сделайте еще пару кружков, которые заставят пропустить ход.

Дети могут сами сочинить историю к игре и тематически ее украсить. Так, вперед может переносить, например, встреча с волшебником, но сначала нужно выполнить задание, которое он дает.

А какое задание? Это тоже нужно придумать самим. Прелесть игры в том, что можно менять задания, оживляя интерес детей.

Вот один из вариантов заданий: на отдельных бумажках напишите три загадки, три задания на активность (спеть, станцевать, выполнить упражнение на движение), три задания на взаимодействие (сказать комплимент соседу справа, не улыбнуться и не засмеяться до следующего хода, сказать соседу слева, что тот умеет делать круто). Тот, кто завершил все ходы первым, получает суперприз, проигравшие имеют право засунуть руку в коробку с утешительными призами и что-то вытащить для себя. Ходить можно любыми самодельными фишками — маленькими игрушками, раскрашенными крышечками от бутылок с водой и т. д.

Начинает игру всегда самый младший участник. Также попробуйте ввести особое праздничное правило: тот, у кого выпадает, например, единица, делает ход, а потом берет что-то из коробки с вкусными сюрпризами. Коробку (и сюрпризы!) нужно приготовить заранее.

Сочинение историй

Еще одна замечательная игра — сочинение историй. Для этого вы можете заранее купить готовый карточный набор или кубики со сказочными персонажами на гранях, но можно обойтись и своими силами.

Один из вариантов игры — «Волшебный мешочек».

В тканевый мешочек складываем разные предметы, небольшие и интересные на ощупь. Это могут быть маленькие игрушки, камушки, ракушки, шишки, точилка необычной формы, ластик и т. д. Теперь в прекрасный зимний вечер при свете гирлянд, а возможно, свечей или даже камина начинаем игру. Объявите детям, что все вы — волшебники, приехавшие на традиционную новогоднюю встречу, чтобы вспомнить старинные истории, которые вам рассказывали еще ваши прадеды, а им — их прадеды. И в этом мешочке лежат памятные предметы, которые помогают не забыть, что произошло в каждой истории в стародавние времена.

Начать лучше взрослому, который создает зачин истории. Он начинает рассказ, а потом запускает руку в мешочек и «вплетает» в рассказ тот предмет, который ему попался. Но при этом не показывая его, а описывая так, как он представляет его по ощущениям. Сказав несколько предложений в продолжение истории, рассказчик вынимает предмет и показывает всем. Затем мешочек передается следующему рассказчику, который развивает историю и тоже достает предмет.

Очень часто рассказ получается таким смешным, что дети хохочут, не переставая, до самого конца игры.

Продолжайте игру до тех пор, пока не закончатся все предметы в мешочке.

Для еще одного варианта игры-рассказа вам понадобятся листочки разных цветов.

Например, на красных листочках каждый должен написать имя известного персонажа, на синих — обстоятельства, которые могут произойти, а на желтых — суперспособности и/или волшебные предметы, которые появляются у персонажей в ходе игры. Все листочки сложите в коробку. Первый участник-рассказчик начинает историю с традиционного зачина «Жил-был…», а потом вытаскивает имя персонажа. Немного рассказывает о нем, достает из коробки листок с волшебными возможностями/предметами и развивает сюжет, а потом вытаскивает карточку обстоятельств, еще предложение — и ход переходит к следующему игроку.

Обычно рассказ выходит очень смешной и увлекательный. Такая игра отлично развивает воображение и поможет всем интересно провести время.

Зимние каникулы — прекрасный повод не только погулять на улице, сходить в кино или посетить интересные выставки, но и уделить внимание друг другу, устроив уютные семейные посиделки за веселыми играми и домашними разговорами.

Поделиться в соцсетях