О важной роли мамы
Ежегодно в последнее воскресенье ноября в России традиционно отмечается День матери, один из основных праздников чествования главного человека в нашей жизни. Официально праздник был утвержден Указом Президента РФ от 30 января 1998 г. № 120 «О Дне матери» для повышения социальной значимости материнства. Символом Дня матери стала незабудка. Если верить поверьям, то именно этот цветок обладает способностью напоминать о забытых близких. О важнейшей роли матери в жизни каждого человека рассказывает Оксана Прохорова, доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной коммуникации и организации работы с молодежью факультета «Социальная коммуникация» МГППУ.
О различиях в отношении матерей к своим детям
Мама дарит нам жизнь, часто первое слово, которое произносит ребенок, — это «мама», оно звучит почти одинаково на всех языках мира. Основа жизни, ее оплот — материнская любовь, и путь к материнству начинается с младенчества. Падение рождаемости, брошенные дети при живых родителях и брошенные старики при живых детях, конфликтные взаимоотношения родителей и подростков, не любящие детей воспитатели в детских садах и учителя в школах — не звенья ли это одной цепи?
Отношение матерей к своим детям особенно хорошо видно в детских поликлиниках, на детских площадках. Например, наблюдая за женщинами с малышами в очереди на прием к педиатру, обращается внимание, что одна из мам нежно разговаривает с ребенком, неторопливо раздевая его на пеленальном столике, играет с ним, дает рассмотреть игрушки. А если малыш начинает плакать, тут же реагирует на это, пытаясь успокоить и отвлечь.
Другая женщина с суровым и безразличным лицом торопливо, резкими движениями раздевает ребенка. А если он начинает капризничать, то грубо «шипит»: «Хватит ныть!» Вместо того чтобы обнять и успокоить младенца, она начинает его резко трясти, словно в руках держит не ребенка, а куклу или другой неодушевленный предмет.
Не надо быть специалистом в области психологии, чтобы понять, что у одной мамы малыш чувствует себя любимым, нужным, защищенным, а у другой — одиноким, ненужным, представляющим собой помеху для окружающих.
Характерны и зарисовки поведения матерей на детских площадках. Одна мама вместе с малышом играет в песочнице, показывает, как правильно сделать куличики разными формочками. Поддерживает, когда у ребенка что-то не получается, предлагает свою помощь, радуется и хвалит, когда малышу удается справиться с задачей.
Другая мама также играет со своим чадом в песочнице, учит делать песочные фигурки, но не пытается помочь и поддержать, а, наоборот, понукает его и требует, чтобы тот —– неумеха! — учился все делать сам.
Ну а третья мама занимается своими делами, сидит в телефоне, присматривает за малышом и время от времени выкрикивает запреты и замечания: «Отдай чужие игрушки!», «Не бери песок в рот!», «Я кому говорю, сиди здесь!» Если ребенок ее не слушается, то она раздраженно и резко дергает его за руку, может побить и потащить волоком к скамейке или домой, не обращая никакого внимания на слезы, сопротивление малыша, у которого подкашиваются ноги. А дальше следует наказание: «Ты наказан, сиди здесь!», «Никаких сказок сегодня читать тебе не буду!», «Не умеешь себя вести, не будет тебе мультиков!» Ребенок сидит и плачет, но мама его игнорирует.
Три примера, из которых можно понять, у какого малыша доверительные близкие отношения с мамой и у какого ребенка больше шансов научиться делать куличики.
По этим незатейливым зарисовкам можно увидеть характерные черты материнского поведения, которые рассказывают о различном отношении женщин к своим детям и о стилях воспитания.
Хорошая мать, какая она?
Однозначного ответа на вопрос, какая она — хорошая мать, нет. Существуют разные, диаметрально противоположные мнения. Кто-то считает, что добрая и ласковая, кто-то уверен, что строгая и требовательная, кто-то думает, что в ней должны сочетаться нежность и строгость. Есть и такие люди, которые утверждают, что воспитанием ребенка с самого рождения должно заниматься государство.
Ответ на вопрос о хорошей матери пытались и пытаются найти разные народы в разные исторические времена, ибо эта проблема на протяжении веков у всех решалась по-своему.
Ученые разных направлений тоже не обходят стороной этот вопрос. Современные представления о психологической готовности к материнству и материнской компетентности на этапе младенчества показали, что детско-родительские отношения в первые месяцы и годы жизни ребенка имеют чрезвычайно важное значение для его дальнейшего развития и психического здоровья.
Исследования и наблюдения показывают, что если взрослые (в первую очередь матери) мало или неправильно общаются с младенцами, то уже в первые месяцы жизни детей это может привести к различным отклонениям и задержкам в их психическом развитии. Имеются даже данные, что неадекватное отношение матери к ребенку в раннем детстве может стать одной из причин в развитии шизофрении и других заболеваний.
В литературе описано также, что у большинства матерей, которые отказываются от своих детей, с раннего детства имеется негативный опыт межличностных взаимоотношений в семье. Эти данные побудили психологов к исследованию особенностей материнского поведения, их влияния на развитие ребенка и причин, определяющих формирование того или иного типа «материнствования».
Материал подготовлен при содействии Отдела по информационной политике и связям с общественностью МГППУ.