Чем ребенку могут помочь его родители
Вопреки бытующему мнению, одинокими бывают не только взрослые. О том, почему дети чувствуют себя одинокими и несчастными и что с этим делать, рассказывает кандидат психологических наук, доцент кафедры дефектологии факультета психологии и специального образования ТГПУ Евгения Дергачева.
Чувство одиночества молодеет
В наши дни стала актуальной проблема детского одиночества. На сегодняшний день эта проблема встречается даже среди пяти-шестилеток. На сеансы к психологу приходят дети, которые хотят разговаривать со специалистом без родителей. Это говорит о том, что они уже не доверяют своим близким взрослым, а значит, придется исправлять то, к чему привели родительские действия. Причем на исправление ошибок потребуется достаточно большое количество времени.
Одиночество бывает разным
Существует два вида одиночества — физическое и психологическое. Физическое одиночество нормально: ребенок рождается и сразу учится жить и приспосабливаться к жизни. Физическое отдаление природно обусловлено. Каждый человек учится самостоятельному существованию с самого рождения.
Психологическое одиночество — действительно сильный феномен, который сейчас повсеместно наблюдается и постоянно омолаживается.
Ребенок уже в детском саду может чувствовать себя одиноким, потому что его не принимает коллектив, его не понимают, не поддерживают.
На самом деле одиночество бывает и положительное, и отрицательное. Многое зависит от индивидуальных особенностей. Бывает, ребенку комфортно быть одному или в маленькой компании, потому что это привычная для него атмосфера. Но когда ребенок уходит от этого общества, возникает проблема, которая будет продолжаться и во взрослом возрасте.
Причины и пути их устранения
1. Одиночество дома. По статистике, более 80% детей не хотят идти домой. У каждого человека есть определенные базовые потребности. Самая главная из них — ощущение чувства защищенности и безопасности.
Допустим, у ребенка есть проблема: он не чувствует себя безопасно в дошкольном учреждении или в школе. Потому что он не так ведет себя, он не так учится, он отвлекается. В этой ситуации воспитатели или педагоги сразу предупреждают родителей о том, что необходимо принять меры. Как правило, родители начинают ребенка в подобной ситуации ругать и предъявлять претензии. Ребенок оказывается между двух огней и понимает, что его никто не поддержит. Кроме того, родители часто не интересуются чувствами и переживаниями ребенка. Тогда он путем проб и ошибок начинает искать, куда бы ему «прибиться», чтобы почувствовать себя комфортно и естественно. Он может пойти в социальные сети, где возможно «ухватиться» за любое знакомство.
2. Отвержение сверстниками. Ребенок готов пойти на все, лишь бы быть в группе своих друзей и приятелей, удовлетворяя одну из основных потребностей этого возраста. Если принятия не происходит и ребенок остается в одиночестве, развитие его личности останавливается. Подобная ситуация чревата проблемами в отношениях с окружающими в будущем.
3. Проблема выбора друзей. Есть правило: хотите, чтобы ребенок доверял вам и не протестовал в любом возрасте, — никогда не судите его друзей. Друг — очень важная персона, доверенное лицо. Ребенок не видит, какой он, плохой или хороший. Нужно помнить: один раз брошенное резкое слово закрепляется в детском мозгу. Ребенок фиксирует непонимание и осуждение родителей.
Если вы понимаете, что друзья действительно плохие, просто покажите нужную модель поведения.
Покажите, что вам жаль, что он (она) поступает некрасиво, неправильно и т. п. То есть в общих чертах объясните модель поведения, которая вам не нравится, но не оценивайте, это очень важно.
Часто ребенок просто не может найти себе друзей, потому что не находит близких по интересам или по духу сверстников в том коллективе, в котором находится. В результате родители стараются записать ребенка в как можно большее количество кружков или секций. Но важно помнить, что в школе ребенок находится бо́льшую часть времени и ему в любом случае нужно устанавливать контакты именно в своем классе.
Помните: если в школе организуются какие-то мероприятия, ребенок должен там находиться. Можно пожертвовать занятиями в кружке, потому что ребенок входит в коллектив, у которого есть свои правила. Не стоит пренебрегать этими правилами.
4. Несформированные навыки общения. Когда родители учат ребенка только одному типу поведения («тебя бьют — бей тоже» или «бьют — беги, грубят — груби»), ребенок лишается понимания и осознания других моделей. Необходимо формировать разные навыки. Ребенок должен видеть, как можно поступить в зависимости от ситуации: объяснить, предупредить и ударить и убежать в том числе.
Если ребенок имеет в запасе большое количество вариантов поведения, он менее подвержен стрессу и стороннему влиянию.
5. Низкая самооценка. Сейчас довольно часто происходит следующее: ребенок развивается как несостоявшаяся личность. Это происходит из-за того, что родители лишают ребенка самостоятельности и все делают за него. Неуверенность в себе порождает проблемы. Неуверенный в себе человек не вступает в контакт. Проблема неуверенности может проявляться как замыкание на себе либо как тревожность или агрессивность.
6. Ситуации подмены. Иногда ребенку, у которого нет друзей и полноценного общения, родители покупают домашнего питомца. Но, как правило, это не исправляет положения вещей. Ребенок не занимается собакой или кошкой, родители начинают злиться и предъявлять претензии, и проблема усугубляется. Ведь ничто не может заменить полноценного человеческого общения. То же самое происходит, когда скучающему сыну или дочери родители предлагают для замещения гаджет. В такой ситуации лучше дать ребенку поскучать, для того чтобы он мог попытаться найти себе занятие, которое его увлечет по-настоящему. Идеальный вариант, если это будет какое-то совместное семейное времяпрепровождение. В данной ситуации лучше пожертвовать своими делами и привлечь ребенка к общему делу, которое объединяет и точно не позволит ему чувствовать себя в одиночестве.