Что поможет ребенку развить неординарные способности
Как воспитывать юных талантов? Какие факторы влияют на развитие одаренности? Что делать родителям, если их ребенок имеет какой-нибудь дар? На вопросы отвечает доцент кафедры психологии Ульяновского государственного педагогического университета кандидат психологических наук Ия Семенова.
В настоящее время какого-то правильного, единственного определения одаренности не существует. Традиционно под одаренностью понимаются актуальные или потенциально возможные успехи человека в одной или нескольких областях деятельности.
Две траектории развития
С точки зрения государства, развитие одаренных детей (корректнее — детей с признаками одаренности) — одна из стратегических задач страны. Поэтому на официальном уровне закреплено положение о том, что взрослые специалисты (воспитатели, педагоги) должны относиться к проявлениям одаренности как к бесценному запасу человеческого ресурса, за счет которого общество может разрешить сложные моменты в разных социально значимых сферах и обеспечить мощное продвижение научно-технического прогресса. Иными словами, идея целенаправленной поддержки детей с признаками одаренности закреплена на уровне государственной политики.
Эта идея может быть названа позицией высоких достижений. Согласно ее принципам, одаренные дети отбираются в соответствии со специальными требованиями. То есть, например, в математической школе могут учиться только те дети, которые владеют навыками на определенном уровне. Если ребенок не справляется со вступительными испытаниями, в обучении в такой школе ему могут отказать.
Это означает, что в теории высоких достижений предъявляются достаточно жесткие требования к тому, чтобы человека приняли в процесс и он получил возможность развиваться в рамках запланированных государственных траекторий.
Отлаженная система поиска одаренных детей, их поддержки, продвижения начинается с младшей школы, проектной деятельности и олимпиадного движения. Сначала на уровне школы, затем — района, далее — города, области и страны. Для школьников по всей России открыты «Кванториумы» — технопарки, в которых дети изучают лазерные технологии, нейротехнологии и искусственный интеллект, беспилотную авиацию, программирование, 3D-моделирование и многое другое, получают информацию и мотивационную личностную поддержку.
В настоящее время есть идея начинать поиск детей с признаками одаренности в детском саду. Для них существуют пробные направления в области природоведения, изучения окружающего мира и начального программирования.
Вторая идея в отношении к детям с признаками одаренности — позиция развития индивидуальности. В рамках этой теории специалисты придерживаются мнения, что неодаренных людей и тем более детей нет. Каждый человек имеет свои специфические таланты, уникальные возможности, которые на данный конкретный момент имеют разную степень выраженности, как количественную, так и качественную.
Например, востребованные математические таланты могут проявляться на недостаточном уровне для зачисления в математическую школу, но их достаточно для того, чтобы ребенок с удовольствием занимался в некоем элитарном математическом кружке.
Плюсы и минусы
У первого подхода есть безусловные плюсы, так как на уровне государства в развитие детей делаются масштабные вложения — в техническое оснащение, разработку образовательных маршрутов, обеспечение дополнительного образования.
Но есть и недостатки. Требования к ребенку довольно жесткие, выбор делают в основном родители, а в итоге может оказаться, что ребенок не достигнет успеха или ему просто станет неинтересно.
Позиция развития индивидуальности более гибкая. Одаренность в силу психофизиологических особенностей развития человека — это понятие нестабильное. Психологи говорят о том, что есть такой вид одаренности, как исчезающая. Организм, мозг, нервная система ребенка очень пластичны, и с наступлением пубертата некоторые способности настолько трансформируются, что то, что изначально было ценно для взрослых, оказавшихся рядом с ребенком, практически теряется. Ну, например, музыкальные, певческие способности, голос, который в подростковом возрасте начинает очень сильно меняться. Взрослые возлагали огромные надежды на ребенка, а взросление внесло коррективы, и подросток оказывается к этому не готов и может воспринять происходящее как личную трагедию. В этом смысле первая концепция оказывается уязвимой.
А вот в теории развития индивидуальности большое внимание уделяется не только раскрытию и совершенствованию способностей, но и формированию личности.
Личность — это не просто почва для каких-то социально значимых достижений, это целостный человек со своими особенностями, радостями, печалями.
В условиях жесткой конкуренции, особенно в нежном возрасте, ребенок может сломаться, начать сильно переживать. Поэтому родителям важно знать и помнить об этом. Надо наблюдать за самочувствием ребенка, обращать внимание на мотивацию, на желание продолжать учиться. Причем если раньше в оценке одаренности основной акцент делался на интеллектуальное развитие, на так называемую академическую одаренность, то теперь не меньшее внимание уделяется практическим компетенциям, умениям что-то делать руками.
Кроме того, большое значение имеет развитие креативности. Поддерживая креативность, стремление экспериментировать у детей с раннего возраста, родители развивают индивидуальность, веру в себя, желание познавать окружающую действительность и в ней как-то проявляться. Наиболее подходящие для этого сензитивные периоды — раннее и дошкольное детство.
Главная роль — у родителей
Вообще, главным действующим лицом в развитии индивидуальности своего одаренного ребенка является родитель. На нем лежит ответственность, от него зависит, как он наладит коммуникацию со значимыми специалистами, которых необходимо приблизить к ребенку, как организует учебное время, как поможет ребенку раскрыть потенциал, заложенный природой. Главное — обнаружить признаки одаренности у своего ребенка и сопровождать его на пути к успеху. В этом поможет психосоциальная теория одаренности Абрама Танненбаума.
Пятифакторная модель одаренности
Абрам Танненбаум рассматривает взаимодействие пяти факторов, определяющих достижение одаренного человека.
- Общие умственные способности, превышающие средний уровень. Интеллект как общая способность адаптации к различным условиям жизни, имеющий как биологический, так и социальный уровни обучения.
- Высокий уровень специальных способностей в определенной области. Очень важно в выборе индивидуальной траектории развития одаренности ребенка посмотреть и изучить, какие у него есть склонности, задатки, предрасположенности.
- Неинтеллектуальные компоненты, подходящие для определенной области специальных способностей (личностные, волевые): самооценка, особенности Я-концепции, мотивации проявлять себя или не проявлять из-за страха быть белой вороной или не экспериментировать, чтобы не совершить ошибку. В этой связи очень важно, чтобы родители транслировали ребенку эмоциональную личностную поддержку в плане веры в себя. Если родители формируют в ребенке Я-концепцию, в которой одними из основных составляющих являются утверждения «ты хороший, умный, красивый и способный», это в большой степени определяет успех и продвижение ребенка как одаренного. Очень важно усиливать ребенка родительской любовью, поддержкой и верой.
- Стимулирующее окружение (семья, школа, сверстники). Средовые факторы могут быть как укрепляющими, так и деструктивными. Когда родители замечают склонности ребенка и мотивацию заниматься определенной деятельностью (даже если это малыш, долго рассматривающий карандаши), им следует организовать пространство для занятий и создать все условия для реализации этих склонностей.
- Фактор случая или удачи. Управлять им весьма затруднительно, но исключать его воздействие не следует. Иногда этот фактор оказывается решающим.
Родительское участие, родительская поддержка и правильная расстановка акцентов имеют судьбоносное значение для проявления одаренности. Выявление у ребенка определенного дара не должно стать самоцелью, но помощь в раскрытии и развитии детских способностей — задача близких взрослых.