background picturebackground picture

Общаться с помощью игры, несмотря на изоляцию: во что поиграть друг с другом дома

Дошкольники

485

И детский опыт родителей, и современные технологии можно приспособить для коллективной игры

Когда нет возможности пойти в детский сад или хотя бы погулять на улице из-за риска заразиться или заразить других, дошкольникам приходится проводить время дома. Мультфильмы, книги, куклы, машинки и конструкторы уже успели надоесть. Как восполнить недостаток общения со сверстниками и сделать домашнюю жизнь более разнообразной? Можно по-новому взглянуть на привычные игры или обратиться вместе со старшими к семейному наследию.

В ситуации неопределенности, в которой сейчас находится человечество, способность к игре может оказаться спасением. Играя, дети учатся быть членами общества: общаться друг с другом, договариваться, решать конфликты, ставить себя на место другого, отличать важное от второстепенного.

Сейчас детям больше, чем обычно, нужна игра. Все, что могут сделать взрослые, — поддерживать и вдохновлять ребенка на игру. Об этом говорит психолог Людмила Петрановская.

У взрослых может возникнуть идея использовать время самоизоляции для развивающих занятий, обучения письму, счету. Но психолог призывает родителей дать детям возможность больше играть. В дошкольном возрасте они отыгрывают то, что чувствуют, видят вокруг, — и так адаптируются к реальности.

Если в семье один ребенок или между детьми большая разница в возрасте, то дошкольнику приходится в основном развлекать себя самому. Он может играть сам с собой, разыгрывая истории с куклами, зверями или машинами, может строить замки, рисовать, смотреть мультфильмы, слушать аудиосказки. Но все эти занятия не дают ребенку того, в чем он остро нуждается в изоляции, — непосредственного игрового общения с другими людьми. Какие есть способы устроить «многопользовательскую» игру дома?

Телефоны и видеосвязь позволяют играть на расстоянии

Один из основных видов игры в дошкольном возрасте — сюжетно-ролевая игра. Ее называют королевой всех игр. Она следует за образной игрой: когда ребенок примеряет на себя образы домашних животных («Сегодня я котик»), сказочных или мультяшных персонажей («Моя фамилия Барбоскина»), реальных людей («Я как бабушка»). Дети, играя в «котика», идут за выбранной ролью, исследуют сюжет, который она дарит.

Когда ребенок дорастает до сюжетно-ролевой игры, интерес его смещается с отдельного образа на отношения между разными ролями. В этой игре нужен второй и даже третий игрок, то есть сверстники. Если в семье нет близких по возрасту детей, ребенок приглашает поиграть родителей, но для взрослых это может быть утомительно

Есть выход: игры по видеосвязи, с помощью мессенджеров, скайпа, зума. Если ваш ребенок еще не догадался, что так можно общаться с приятелем из соседнего подъезда, с девочкой из детсадовской группы, с ребенком близких друзей, стоит его научить. 

На расстоянии можно играть в любую сюжетно-ролевую игру, которая помогает детям изучать мир взрослых, копируя его: в «больницу», «магазин», «войну», «обед», «чаепитие». На первых порах родителям стоит помогать детям, чтобы они могли приспособиться к онлайн-формату: рассказать, как направить камеру смартфона на игровые предметы (детскую посудку, куклы, пластмассовый пистолет), которые задействованы в сюжете, научить детей взаимодействию друг с другом.

Сверстники для игры могут и не понадобиться, если есть бабушка или дедушка, которые живут отдельно и с которыми у ребенка налажен контакт. При желании они могут «приходить в гости» в зуме, разыгрывать маленькие сценки на экране с помощью пальчиковых игрушек, читать детям книги и даже играть с ними в прятки. Для этого понадобится помощь родителей: ребенок прячется, бабушка старается угадать, куда именно. Мама (или папа) с телефоном показывает. Если ребенок не нашелся, бабушка угадывает снова.

Старшие дошкольники, которые уже умеют играть в настольные игры, тоже могут соревноваться с друзьями по скайпу. Для этого нужно одно — чтобы камера у одного из игроков, которого назначают ведущим, показывала игровое поле. Ведущий будет передвигать фишки за всех игроков, а игроки на своей стороне будут бросать кубик и выполнять задания.

Родители могут научить детей играм из прошлого

Можно поделиться с детьми знаниями об играх, в которые вы играли в детстве. «Эти игры были придуманы на узких городских улицах, в маленьких дворах, в подворотнях, — объясняет Людмила Петрановская. — Они легко впишутся в пространство небольших городских квартир». Конечно, если детей в доме немного, в играх придется принять активное участие взрослым.

Резиночка

Девочки (а иногда и мальчики) очень любили попрыгать через бельевую резинку, у которой связаны концы. Ее натягивали в две параллельные линии между расставленными ногами двух участников игры или между стульями, лавочками. Начиналась игра с уровня щиколоток, а недостижимый идеал — прыгать через резинку, поднятую до уровня шеи. Тот, кто прыгает, не должен задевать за резинку; если заденет — прыгает следующий участник. Фигуры и схемы игры можно посмотреть в YouTube — скучающие по прошлому взрослые записывают видео и выкладывают в сеть. 

https://www.youtube.com/embed/BNdaIup_o8M

Классики

И «резиночка», и «классики» могут стать испытанием для ваших соседей снизу, но если вы живете на первом этаже или соседи у вас понимающие, попрыгать детям будет полезно. Классические «классики» чертились мелом на асфальте, домашние «классики» можно обозначить лейкопластырем или бумажным скотчем. Основное правило — не попадать при прыжках на черту — не меняется.

Колечко

В эту игру лучше всего играть всей семьей, особенно если она большая, — так интереснее. Игроки садятся в ряд и вытягивают вперед сложенные лодочкой руки. Ведущий прячет между сложенными ладонями колечко (пуговицу, монетку), подходит по очереди ко всем игрокам и старается незаметно передать колечко кому-то из них. При этом нужно приговаривать: «Я колечко ношу и кому-то подарю». Когда ведущий, обойдя всех, выкрикивает «Колечко-колечко, выйди на крылечко!», тот, кому оно досталось, должен попытаться выйти вперед из ряда, а остальные — его удержать. Веселая возня и шутки гарантированы.

Море волнуется раз…

Тут тоже нужны команда и ведущий. Ведущий произносит такие слова: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура, на месте замри!» Вместо морской фигуры можно заказать игрокам любую другую: спортивную, ночную, странную, сказочную.

Пока слова повторяются, игроки двигаются, а когда ведущий произносит «Замри!» — замирают. Ведущий обходит все «фигуры», выбирает одну из них; игрок должен показать в движении, кого или что задумал. 

Если ведущий не угадает, кого или что показывает игрок, идет к следующей фигуре. Если угадал, игрок становится ведущим.

«Съедобное и несъедобное», «да и нет не говорить», «фанты», «морской бой» — есть много полузабытых игр, с которыми можно познакомить детей. Стоит взглянуть на игру иначе — и помочь ребенку сориентироваться, подарить ему старые игры в новых обстоятельствах. Людмила Петрановская считает, что детям будет полезен новый опыт, а для взрослых игры их детства могут стать отличной перезагрузкой в стрессовых условиях. Желание увлечь ребенка тем, что любили вы сами, удовольствие, с которым вы будете объяснять ему правила и сами поучаствуете в игре, станут лучшим аргументом в пользу того, чтобы ее освоить.

Фото: Коллекция/iStock

Поделиться в соцсетях