background picturebackground picture

Образовательные маршруты дошкольников с нарушениями слуха

Особые дети

616

Где получить раннюю коррекционную помощь и какую группу выбрать в детском саду

Чем раньше со слабослышащим ребенком начать коррекционные занятия, тем выше их эффективность. О том, где получить помощь с самого раннего возраста и какие возможности появляются, когда настает пора идти в детский сад, рассказывает сурдопедагог, ведущий научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации и реабилитации детей с нарушениями слуха Института коррекционной педагогики кандидат педагогических наук Наталия Шматко.

Самая небольшая группа среди всех детей с ОВЗ

Развитие ребенка с нарушениями слуха во многом зависит от верного подхода к его коррекционному обучению. Государство предлагает разные формы дошкольного воспитания для таких малышей, но среди всех дошкольников с ограниченными возможностями здоровья они — самая малочисленная группа.

Поэтому во многих регионах обычно есть лишь одно государственное специализированное медицинское учреждение — центр реабилитации слуха (сурдоцентр, сурдокабинет) и несколько дошкольных учреждений, занимающихся воспитанием и обучением слабослышащих детей.

Последнее слово при выборе детского сада, безусловно, остается за родителями. Но нужно учитывать при этом особенности развития своего ребенка. Рассмотрим, какие образовательные маршруты доступны дошкольникам, пользующимся индивидуальными слуховыми аппаратами.

Ранний возраст

С момента установления факта снижения слуха нужно начинать оказывать коррекционную помощь ребенку и его семье. До 2–3 лет ребенок воспитывается в домашних условиях, но уже тогда родителям нужно проводить с ним общеразвивающие и коррекционные занятия под руководством специалиста. Коррекционная помощь может быть оказана как в медицинских, так и в образовательных организациях.

В центре реабилитации слуха (сурдоцентре, сурдокабинете), где проводится аудиологическое обследование ребенка, обязательно работает и сурдопедагог. В ходе обследования он оценивает уровень развития ребенка. С этой целью, как правило, проводятся диагностические занятия: для уточнения состояния слуха и речи малыша, адаптации к индивидуальным слуховым аппаратам, оценки уровня его общего развития.

От сурдопедагога родители получают первоначальные рекомендации по его воспитанию и обучению, а также по тому, где он может получать коррекционную помощь. Систематические реабилитационные занятия могут проводиться и сурдопедагогом центра реабилитации слуха.

Эффективная и доступная форма коррекционной помощи — посещение группы кратковременного пребывания для детей с нарушенным слухом. Она может быть открыта в детском саду, где есть группы для дошкольников с нарушенным слухом и, естественно, специалисты. В этой группе с детьми, которые по возрасту или по другим причинам не обучаются в специальных группах, организуются коррекционные занятия (1–2 раза в неделю) и обучение родителей.

В группе могут воспитываться дети с рождения до 6–7 лет, имеющие разный уровень снижения слуха и общего и речевого развития. С ними проводятся индивидуальные занятия и занятия в малой группе — по 2–3 ребенка. В открытии этих групп велика роль родителей. Ведь им нужно:

  1. получить в центре реабилитации слуха данные о детях, не обучающихся в группах для глухих или слабослышащих дошкольников;
  1. выяснить у других родителей, нуждаются ли они в такой форме помощи;
  1. связаться с детским садом, в котором обучают детей с нарушенным слухом, и предложить открыть группу кратковременного пребывания.

При наличии 8 детей (минимальная наполняемость группы) учреждение, как правило, идет навстречу.

И центр реабилитации слуха, и группа кратковременного пребывания могут оказаться далеко от дома. В таком случае можно воспользоваться услугами службы ранней помощи. Ее основное преимущество — близость к месту жительства семьи. Но при посещении группы ранней помощи важно помнить, что в основном там проводятся занятия с детьми, не имеющими проблем со слухом.

Поэтому занятия с глухими, слабослышащими и оглохшими детьми нужно сочетать с занятиями в центре реабилитации слуха или в группе кратковременного пребывания или проводить их под руководством (например, дистанционным) сурдопедагогов этих организаций.

По достижении ребенком возраста 2–3 лет родители будут решать: продолжать ли семейное воспитание или отдать его в детский сад.

Дошкольный возраст

Ребенок с нарушениями слуха может воспитываться во всех типах дошкольных групп. Направление в группу выдает психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) по месту жительства ребенка. Дошкольные группы должны комплектоваться детьми одного или близкого возраста.

Воспитание в группе для слышащих детей (общеразвивающей или оздоровительной направленности) имеет смысл для ребенка с нарушенным слухом, который уже владеет развернутой фразовой речью, хорошо понимает устную речь взрослых и детей и говорит внятно, понятно для окружающих.

При этом в заключении ПМПК должно быть отмечено, что ребенок нуждается в систематической коррекционной помощи специалистов. Эта помощь должна быть ему обеспечена учителем-дефектологом — сурдопедагогом либо в центре реабилитации слуха (сурдоцентре), либо в группе кратковременного пребывания, либо в детском саду.

Если уровень развития речи ребенка еще низок, но он не имеет выраженных дополнительных отклонений в развитии (снижение интеллекта, нарушения зрения, опорно-двигательного аппарата), наиболее эффективная форма его обучения в дошкольном возрасте — группа комбинированной направленности. В такой группе вместе воспитываются дети с нормальным слухом (7–11 человек) и глухие, слабослышащие или оглохшие дошкольники (3–5 человек). Ежедневно, помимо занятий с воспитателями и другими специалистами, с детьми занимается учитель-дефектолог — сурдопедагог.

Ребенок может воспитываться и в традиционных группах для глухих или слабослышащих дошкольников — их наполняемость соответственно 6 и 8 человек. Дети с выраженными дополнительными отклонениями в развитии могут посещать специальные группы (не более 5 человек). Во всех этих группах с детьми ежедневно проводятся занятия учителя-дефектолога — сурдопедагога.

Группы для детей с нарушениями слуха работают, как правило, в режиме пятидневного пребывания детей, но можно забирать ребенка домой и каждый день. Дошкольные группы открыты также во многих школах-интернатах для глухих или для слабослышащих и позднооглохших учеников, где обеспечивается круглогодичное пребывание детей.

Выбрать образовательный маршрут для школьника с нарушенным слухом — более сложная задача. Так что этому вопросу будет посвящена отдельная статья.

  

Фото: Коллекция/iStock

Поделиться в соцсетях