background picturebackground picture

Навыки персональной безопасности

Раннее детство

Дошкольники

Школьники

Подростки

260

Как защитить ребенка от преступника

На занятиях в детском саду и на уроках в школе детей учат, как действовать в экстренных ситуациях в быту и в социуме, но не уделяют достаточного внимания тому, что нужно предпринять в случае физического или психологического насилия. Обучить ребенка приемам сохранения личной безопасности — задача родителей. Рекомендации по этому вопросу дает девиантолог, кандидат педагогических наук, психолог-консультант высшей квалификационной категории Наталья Кий.

Не стать жертвой

Дети и подростки подвергаются большому риску стать жертвой преступника из-за повышенной виктимности. (Виктимность — это такое психологическое качество личности, которое либо способствует, либо препятствует ее попаданию в положение жертвы.) У маленьких детей уровень виктимности повышается в силу отсутствия жизненного опыта, безусловной веры в слова взрослого, любознательности, доверчивости, установки социума на подчиненную позицию ребенка по отношению к любому взрослому. У подростков — из-за чрезвычайной самоуверенности: «Со мной такого не произойдет!»

Кроме того, в сознании детей существует много мифов относительно встречи с опасностью.

  • «Преступника я узнаю по внешности».
  • «Я обману преступника».
  • «Я применю оружие (газовый баллончик, ножик и т. п.)».

Снижение уровня виктимности ребенка уменьшит риск стать жертвой преступления. Для того чтобы снизить виктимность, необходимо обучить его навыкам персональной безопасности (НПБ). Начинать обучение следует с самого раннего возраста — с 3 лет.

Разные стратегии

Раньше для обучения безопасности применялась запугивающая и запрещающая стратегия. Она называется «Опасный незнакомец» и заключается в следующем.

Программа «Четыре НЕ»
  • Не отвечай незнакомцу!
  • Не ходи никуда с незнакомцем!
  • Не садись в машину незнакомца!
  • Всегда говори незнакомцу «Нет!»

Эта методика приучает ребенка к тому, что мир опасный и враждебный, незнакомцы — это те, «кого не знаю я и не знают мои родители, и они опасны». При формировании навыков используются запреты, запугивающие слова, тон и мимика.

Со временем ученые выяснили, что у стратегии «Опасный незнакомец» есть неприятные последствия.

  • Невротизация ребенка.
  • Незащищенность, так как много преступлений совершают знакомые люди (друзья семьи, отчимы, сожители, соседи, дальние родственники и т. д.), а не незнакомцы.
  • Боязнь обращения за помощью к незнакомым людям.
  • Новые способы совершения преступлений возникают быстрее, чем конкретные запреты.
  • Усвоенный НПБ работает только в учебной ситуации, страх, испытанный при обучении, блокирует воспроизводство в реальности.

В наши дни специалисты советуют использовать другую стратегию, которая называется «Уверенность + осторожность».

Стратегия «Уверенность + осторожность»
  • Мир дружелюбный, но в нем есть опасности.
  • Опасности можно избежать, если соблюдать правила.
  • Любой человек (знакомый, незнакомый, малознакомый), если он не член семьи (для дошкольника), не входит в безопасный список (для старшего дошкольника, младшего школьника), не знает семейный пароль (для школьника), — чужой.
  • Чужой = посторонний.
  • Общее «Правило зонтика» при общении с чужими: на любые слова, предложения, просьбы постороннего (даже если хорошо известная соседка тетя Лена предлагает банан) ребенок должен ответить: «Мне надо спросить разрешения у мамы».

26 полезных навыков

Навыки персональной безопасности состоят из умений. Каждое из них можно тренировать с раннего возраста.

1. Определение чужого
  • Определять и называть членов своей семьи (3–4 года).
  • Различать понятия «семья» и «чужой» по принципу: «чужой — не член семьи» (3–4 года).
  • Не объединять понятия «чужой» и «плохой» (3–4 года).
  • Включать в круг семьи близких родственников, которым родители передают свои полномочия (4–5 лет).
  • Понимать, что «плохие» могут казаться «хорошими» (4–5 лет).
  • Знать наизусть безопасный список членов семьи, родственников на правах членов семьи, близких друзей семьи, которым доверяют родители и сказали ребенку об этом (5–6 лет). 
  • Понимать, что чужие бывают «плохие» и «хорошие» (5–6 лет).
  • Различать людей из безопасного списка (семью, родственников, друзей, знакомых, которым родители делегируют свои полномочия) и других чужих (незнакомых, знакомых, малознакомых — всех, кому не доверяют родители) (6–7 лет).
  • Понимать, что у чужого из безопасной полезной группы можно попросить помощи (6–7 лет).
  • Понимать, что большинство чужих людей — хорошие и придут на помощь ребенку (6–7 лет).
  • Понимать, что бывают некоторые «плохие чужие», которые могут обидеть ребенка и причинить ему вред (6–7 лет).
  • Помнить, что люди безопасной группы знают семейный пароль, им доверяют родители и сказали ребенку об этом (6–7 лет).
2. Общение с чужим
  • Брать от чужого угощение только с разрешения родителей (3–4 года).
  • Не позволять чужим «плохих» прикосновений (3–4 года).
  • Не бояться проявить непослушание чужому (3–4 года).
  • Уходить из детского сада, развивающего центра, бассейна только с членом своей семьи или с тем, с кем разрешили родители (3–4 года).
  • Разговаривать с чужими только в присутствии членов семьи или людей из безопасного списка (5–6 лет).
  • На любые предложения чужого отвечать готовой фразой: «Я спрошу разрешения у мамы» (5–6 лет).
  • Вести себя с любым человеком, не входящим в безопасный список, одинаково, независимо от возраста, пола, внешности (5–6 лет).
  • Избегать контакта с чужим с помощью молчания, готовых фраз, ухода в сторону людного и освещенного места (6–7 лет).
  • Не поддаваться на уговоры, угрозы, провокации, просьбы о помощи (6–7 лет).

3. Быть на виду
  • Находиться в границах послушания, установленных родителями и воспитателями: играть и бегать в непосредственной близости (3–4 года).
  • Не отходить в сторону от родителей (3–4 года).
  • Не прятаться, держаться в зоне видимости (5–6 лет).
4. Словарь тела
  • Назвать все части тела свои и людей, усвоить, какие из них «только мои» (3–4 года).
  • Держать интимные части тела закрытыми, понимать, что показывать их можно только родителю одного пола, маме или врачу с разрешения родителей (4–5 лет).
  • Позволять ухаживать за своими интимными местами только родителю или старшему члену семьи своего пола (5–6 лет).
  • Назвать свободно интимные части тела свои и других людей определенными словами, принятыми в семье («только мое», «мои местечки», «укромные места», «тайные места», «запретные местечки», «интимные места») (5–6 лет).
5. Спросить разрешения
  • Спросить разрешения у родителей, прежде чем взять что-то от чужого, не члена семьи или куда-то пойти с ним (3–4 года).
  • Спросить разрешения, прежде чем взять что-то от любого человека вне безопасного списка или куда-то пойти с ним (5–6 лет).
6. Идентифицирующая информация
  • Знать наизусть свое имя, фамилию, возраст, имена родителей (3–4 года).
  • Знать наизусть домашний адрес, телефон (4–5 лет).
  • Уметь писать печатными буквами свое имя, адрес (5–6 лет).
  • Описать место, где находится твой дом (6–7 лет).

7. Забота о своем имуществе
  • Свои игрушки из сада забирать домой (3–4 года).
  • Убирать на место игрушки после игры (3–4 года).
  • Не хвастаться вещами, игрушками (5–6 лет).
  • Молчать о том, какие вещи есть дома (6–7 лет).
  • Не носить открыто сотовый телефон, ключ (6–7 лет).
8. Плохие и хорошие прикосновения
  • Протестовать в случае дискомфорта от касаний (3–4 года).
  • Позволять объятия только членам семьи (3–4 года).
  • Различать «плохие» (объятие крепкое и долгое, непрошенный поцелуй, щекотание после просьбы перестать, прикосновение к укромным местам) и «хорошие» (обнять, когда ребенок этого хочет, подержаться за руки, нежно поцеловать в щеку перед сном, покачать на руках малыша) прикосновения (4–5 лет).
  • Позволять объятия только членам семьи по своему желанию и членам безопасной группы (6–7 лет).
9. Готовые фразы
  • Отвечать одной и той же фразой на любой вопрос или предложение по механизму «заезженной пластинки»: «А вам зачем?»
  • При «плохом» прикосновении: «Не трогай!» (3 года).
  • На любые предложения чужого: «Спрошу разрешения у мамы» (4–5 лет).
  • При попытке чужого увести с собой: «Я вас не знаю!», «Помогите, чужой!» (4–5 лет).
  • По телефону, когда дома один: «Мама в ванной, позвоните позже», «Папа спит, позвоните позже» (5–6 лет).
  • В случае новых звонков и попытки продолжить разговор: «Я кладу трубку» (5–6 лет).
  • При попытке установить контакт: «Я спешу, меня ждет мама» (5–6 лет).
  • При попытке завести разговор: «Я не разговариваю с чужими» (5–6 лет).
  • При настойчивом приставании: «Ты чужой, я с тобой не пойду. Буду кричать, позову полицию» (5–6 лет).
  • При обращении за помощью: «Помогите, меня уводит чужой» (5–6 лет).
  • В туалете: «Мама, я уже иду» (6–7 лет).
  • При звонке в дверь: «Папа вышел в подвал за картошкой, зайдите позже» (6–7 лет).
  • При входе в подъезд: «Мама, догоняй!» (7 лет).
  • При преследовании около дома, глядя в окна: «Мама, я иду, открывай дверь, выпускай собаку, я с ней погуляю!» (7 лет).
  • При попытке увести или увезти насильно: выкрикивать свое имя, адрес, телефон (7 лет).
10. Сообщение о необычном
  • Сообщить воспитателю о незнакомом человеке на участке (3–4 года).
  • Сообщить родителям о том, что старший ребенок или взрослый предлагает тебе странную игру (5–6 лет).
  • Сообщить родителям о том, что старший ребенок или взрослый предлагает тебе что-то в секрете от родителей или других людей (6–7 лет).
11. Доклад о передвижениях

Сообщать ответственному взрослому о каждом своем новом передвижении или действии (4 года).

12. Закрывай и запирай
  • Понимать, что дверь должна быть всегда закрытой (4–5 лет).
  • Пользоваться ручкой двери для закрывания (4–5 лет).
  • Не бежать к двери и не открывать ее раньше родителей (4–5 лет).
  • Открывать и закрывать дверь, пользуясь замком, задвижкой (6–7 лет).
  • Прежде чем открыть дверь и самостоятельно выйти на улицу, посмотреть в глазок (6–7 лет).
13. Пользоваться телефоном
  • Не отвечать на звонки, когда дома один или рядом нет родителей (4 года).
  • Набрать телефоны экстренных служб, родителей (5–6 лет).
  • Сказать краткой фразой, что ты дома не один (5–6 лет).
  • Прекратить разговор готовой фразой, не вступая в беседу (5–6 лет).
  • Не рассказывать любому позвонившему никакой информации о квартире, имуществе и времени возвращения родителей (6–7 лет).
  • Позвонить по телефону соседям (6–7 лет).
14. Никаких тайн от родителей
  • Понимать, что у детей и родителей должны быть общие тайны и секреты (4–5 лет).
  • Рассказывать родителям о новых событиях, встречах, о том, что непонятно, необычно (4–5 лет).
  • Понимать, что «хорошие чужие» не будут уговаривать хранить тайну от родителей (5–6 лет).
  • В случае угроз и запугивания немедленно рассказать родителям (5–6 лет).
  • Понимать, что угрозы чужих в этом случае ложные (7 лет).
15. Безопасная полезная группа
  • Отличить по одежде человека помогающей профессии: полицейского, врача, военного, пожарного, охранника (5–6 лет).
  • Отличить человека на рабочем месте: продавец, кассир, аптекарь, группа людей, занятых одним делом (дорожные рабочие, бригада строителей), водитель служебной машины, водитель такси (5–6 лет).
  • Отличить машину со знаками отличия: «Скорая помощь», «Пожарная», «Полиция», такси, ремонтная (5–6 лет).
  • В случае отсутствия людей в форме или на рабочем месте выбрать женщину с ребенком, бабушку, группу людей (5–6 лет).
16. Безопасный список
  • Знать наизусть безопасный список людей, с которыми можно уйти из детского сада и из школы, которые могут присмотреть за ребенком в случае отсутствия родителей, к которым можно позвонить и обратиться за помощью (5–6 лет).
  • Уметь прочесть безопасный список, висящий в коридоре (6–7 лет).

17. Обращение за помощью
  • Определить человека из безопасной группы (5–6 лет).
  • Подойти к человеку из безопасной группы (5–6 лет).
  • В случае отказа проявить настойчивость в поиске помощи и обратиться к другому человеку (5–6 лет).
  • Попросить о помощи готовыми фразами (5–6 лет).
18. Если потерялся
  • Выбрать человека (людей) из безопасной группы, настойчиво обратиться к нему (ним), назвать адрес, имя, телефон родителей (5–6 лет).
  • Выйти на хорошо просматриваемое открытое место (лучше, где потерялся), ждать родителей и громко их звать (5–6 лет).
  • Не реагировать на предложения посторонних людей увести с места, где потерялся, или отвезти к родителям, отвечать готовой фразой: «Я жду маму» (5–6 лет).
  • Вести себя в соответствии с местом, где потерялся (на улице обратиться к человеку из безопасной группы, зайти в безопасное место; в магазине обратиться к кассиру, охраннику, выбрать открытое место, лучше место, где потерялся, и ждать родителей; в парке обратиться к охраннику, вахтеру, кассиру, дежурному аттракционов, зайти в павильон, кафе; в транспорте обратиться к контролеру, водителю) (5–6 лет).
19. Семейный пароль
  • Запомнить наизусть и пользоваться кодовым словом, известным только членам семьи, — любая просьба или поручение от имени родителей должна сопровождаться этим словом (6–7 лет).
  • Хранить пароль в тайне (6–7 лет).
  • Соотносить безопасный список и пароль: помнить, сколько человек могут знать семейный пароль (7 лет).
20. Безопасный дом
  • Пользоваться глазком, чтобы удостовериться, что за дверью тот, кто стучит (6 лет).
  • Отвечать, что ты дома не один (6–7 лет).
  • Отвечать хором с друзьями, братьями, сестрами готовыми фразами (6–7 лет).
  • Позвать на помощь из квартиры в случае прямой опасности (постучать по батарее, кричать в окно, с балкона, позвонить родителям, соседям) и сказать об этом тому, кто пытается проникнуть в дом (6–7 лет).
  • Не поддаваться на просьбы, провокации, угрозы открыть дверь (6–7 лет).
  • Оставаться дома одному на краткое время (6–7 лет).
21. Безопасные места

Уметь находить на улице места для укрытия в случае опасности: учреждения, аптека, полиция, больница, школа, почта, сберкасса, магазин, пожарная часть (6–7 лет).

22. Кричать, бежать и рассказывать
  • Не теряться, не пугаться в опасной ситуации (6–7 лет).
  • Действовать уверенно по отработанному сценарию: громко кричать готовыми фразами; бежать в другую сторону от движущейся машины; бежать в сторону людного места; применить любые активные способы защиты (врать, грубить, кусаться, лягаться, кричать); сразу рассказать о случившемся; при насильном уводе кричать свое имя, телефон родителей (6–7 лет).
23. Безопасное поведение в транспорте
  • Знать маршрут (6–7 лет).
  • Садиться ближе к водителю (6–7 лет).
  • В случае нахождения одного в автомобиле не опускать стекло (6–7 лет).
  • В случае нахождения одного в автомобиле, при опасности уметь нажать гудок (6–7 лет).
  • В случае, если ребенок остался на остановке, а родитель уехал, ждать на остановке родителя, пока он вернется за ним (6–7 лет).
  • В случае, если ребенок уехал, а родитель остался, выйти на следующей остановке и ждать родителя (6–7 лет).
24. Не ссориться
  • Не грубить (6–7 лет).
  • Объяснять причины отказа (6–7 лет).
  • Не дразнить (6–7 лет).
  • При обращении использовать «Я-высказывание»: говорить «я» вместо «ты» (6–7 лет).
25. В туалете
  • В общественном туалете не задерживаться (6–7 лет).
  • Не вступать в разговоры, не отвечать на вопросы (6–7 лет).
  • Громко сказать готовые фразы (6–7 лет).
  • Закрываться в кабинке (6–7 лет).
  • Вещи не класть на виду, вешать на крючок в кабинке (6–7 лет.).
  • В туалет в спортивных, учебных учреждениях входить на переменах, когда в нем кто-то есть (6–7 лет).
26. Безопасный маршрут
  • Соблюдать границы, установленные родителями для прогулки (6–7 лет).
  • Держаться в группе (6–7 лет).
  • Не поддаваться на уговоры и провокации старших детей, взрослых, сверстников пойти в незнакомое место (6–7 лет).
  • Держаться на безопасном расстоянии от проезжающих машин, идти навстречу движущемуся транспорту (6–7 лет).
  • Самостоятельно выбирать безопасный путь от места прогулки до квартиры (6–7 лет).
  • Вместе с сопровождающими выбирать безопасный путь от детского сада до дома (6–7 лет).
  • Выбрать благоприятные места для игры во дворе (6–7 лет).
  • Входить в подъезд с соседями, друзьями (6–7 лет).
  • Выбирать освещенные улицы, людные открытые места (6–7 лет).
  • Избегать сокращения пути по опасному месту, мимо подвалов, гаражей, кустов, сооружений (6–7 лет).

Материалы предоставлены Центром родительской компетентности ВГПУ.

Поделиться в соцсетях