background picturebackground picture

Доверять чужим нельзя: учим школьников безопасному поведению в городе

Школьники

97

Какие маршруты выбирать, как отказаться от общения с незнакомцами и почему нужны пароли для экстренных ситуаций

Как дети обычно представляют себе преступника? Подозрительный небритый субъект, озирающийся по сторонам. Между тем преступником может оказаться и приличного вида старушка, и даже ребенок. Уменьшить риск, которому подвергаются дети в городе, можно только одним способом — научить их распознавать опасность и тренировать навыки поведения в экстренной ситуации.

Дома и в школе детей учат базовым правилам безопасности, таким как «не разговаривать с незнакомцами», «не садиться в чужую машину». Однако истории о пропавших детях и рассказы о других преступлениях против несовершеннолетних продолжают регулярно появляться в СМИ и в соцсетях.

Объяснить правила недостаточно, нужно тренировать их выполнение

Одна из причин в том, что недостаточно «пройти» правила безопасности с детьми один раз и спокойно жить дальше. Чтобы в нужной ситуации правила помогли, их нужно повторять с детьми регулярно, тогда грамотное поведение закрепится и станет почти рефлекторным.

«К сожалению, очевидные для взрослого принципы безопасности вроде „не соглашаться на подарки и не уходить с незнакомыми людьми“ кажутся ребенку довольно абстрактными, — отмечает эксперт по детской безопасности, бывший сотрудник правоохранительных органов Екатерина Шумякина, которая выступает в школах с лекциями о принципах безопасного поведения. — За три года работы с детьми я (с разрешения родителей) не раз проводила социальный эксперимент, где в роли „плохой тети“ пыталась увести ребенка с собой. К сожалению, даже после лекции по безопасности 35 детей из 50, то есть 70%, открывали дверь в квартиру, почти сразу соглашались донести вещи до машины, уйти вместе с детской площадки или уехать после школы».

Детям свойственно проявлять эмпатию и верить взрослым — особенно когда те называют ребенка по имени и ссылаются на родителей. Этим пользуются злоумышленники.

«Около школы к ребенку подходит хорошо одетая средних лет женщина, — приводит пример Екатерина Шумякина, — и приятным голосом говорит что-то вроде: „Привет, Леша, ты меня не знаешь, но мы с твоей мамой вместе работаем, я ее начальница. Она попала в больницу и попросила забрать тебя и отвезти к ней“. Если ребенок не подготовлен к такой ситуации, то ему очень сложно сориентироваться и он, скорее всего, пойдет вслед за незнакомцем».

Закрепляем паттерны безопасного поведения

Чтобы ребенок четко усвоил правила безопасности и научился устанавливать личные границы в общении с другими людьми, лучше всего учить его на конкретных примерах, разыгрывать те или иные ситуации, каждый раз обсуждая его реакцию, отмечает эксперт. Также необходимо время от времени (хотя бы раз в полгода) возвращаться к этой теме, чтобы закрепить паттерны правильного поведения.

Определяем, кто такие посторонние и как с ними (не) общаться

Первое, что нужно усвоить, — кто относится к категории посторонних людей. Правило простое: это все, кроме членов семьи. Соседи по дому или даче, милая продавщица в магазине у дома и даже дети во дворе, с которыми ребенок играл, — это посторонние.

Когда ребенок один на улице, ему лучше не вступать в разговоры с посторонними. Если общения избежать не удается, надо постараться дать минимум информации о себе.

На просьбу сообщить имя и тем более фамилию научите ребенка отвечать: «Извините, это личная информация, родители запретили сообщать ее посторонним», а на вопрос о возрасте или классе достаточно односложного «хожу в школу».

На примере конкретных ситуаций научите ребенка различать границу между общественным и личным пространством и договоритесь, что «переход» из одного в другое возможен только с ведома и разрешения родителей.

  1. Можно играть с незнакомыми ребятами во дворе, но если они зовут в гости, сначала нужно спросить родителей.
  1. Можно предложить вызвать «скорую помощь» для человека на улице, но нельзя провожать его домой или куда-либо еще.
  1. Можно объяснить дорогу и указать направление, но нельзя соглашаться провести до места или садиться в чужую машину.

Научите ребенка настороженно относиться к любым просьбам о помощи. Для этого задайте ему простой вопрос: «К кому бы ты сам обратился за помощью — к взрослому или ребенку?» Очевидно, что взрослый способен помочь лучше ребенка, и поэтому любой человек, у которого нет злых намерений (в том числе и другой ребенок), не станет обращаться за помощью к детям. Объясните, что взрослые должны решать свои проблемы со взрослыми. На просьбу о помощи всегда нужно отвечать просто: «Я не могу вам помочь, обратитесь ко взрослым».

Подумайте, что может оказаться для вашего ребенка заманчивым (игрушка, котенок), и попробуйте вместе разыграть сценки, в которых ему это могли бы предложить. Научите его никогда ничего не брать у незнакомых людей, если вас нет рядом, а на любые подобные предложения отвечать отказом и не останавливаться. Объясните, что это не грубость, а забота о собственной безопасности.

Учим говорить «нет» взрослому, кричать и сопротивляться

Мы учим детей не шуметь, быть вежливыми и слушаться старших, но в ситуации опасности эти установки только мешают. Расскажите, что при любой угрозе привлечь к себе внимание можно и нужно любыми доступными способами: кричать во весь голос, сбрасывать товары с полок магазина, барабанить во все двери в подъезде, стучать по машинам. Пусть ребенок кричит и шумит так, чтобы сразу стало ясно: происходит что-то плохое.

Потренируйте с ним этот навык где-нибудь, где вас не будут слышать другие люди. Это поможет ребенку переступить через внутреннее «нельзя», через желание быть хорошим, послушным, воспитанным. Объясните, что лучше сделать это и ошибиться в намерениях человека, чем столкнуться с возможными последствиями, и что звать на помощь, когда страшно, не стыдно.

Вырабатываем привычку использовать самый безопасный маршрут

Проработайте безопасные маршруты похода в школу, на дополнительные занятия и в другие места, где часто бывает ваш ребенок. Желательно, чтобы дорога проходила по многолюдным, ярко освещенным улицам. По возможности исключите из маршрута темные дворы и переулки, гаражи, пустыри, стройки, а также участки, которые плохо просматриваются из-за зарослей.

Не помешает несколько раз пройти по маршруту вместе с ребенком: так родителям будет проще найти «слабые звенья» (например, плохо освещенный в вечернее время участок пути). Если избежать таких мест не удается, провожайте и встречайте ребенка хотя бы в темное время суток.

Проговорите отдельно, что короткий путь — не значит безопасный и не стоит самостоятельно искать новые маршруты. Если у ребенка есть друзья-одноклассники, которые живут в соседних домах, можно договориться ходить в школу и из школы вместе.

Придумываем секретное слово для экстренных ситуаций

Договоритесь с ребенком: если вы не сможете его встретить, то человек, который придет вместо вас, скажет секретное слово или фразу. Например, это может быть имя любимого героя мультфильмов или слоган из рекламы.

Злоумышленники могут узнать имя ребенка по именному брелоку или значку или услышать, как его зовут по имени другие люди. Научите не реагировать на просьбы без кодового слова, даже если человек называет его по имени или как-то иначе создает видимость знакомства.

Вне зависимости от того, знает ли незнакомец кодовое слово, ребенок должен предупредить классного руководителя, что за ним пришли, и попросить нового человека сначала поговорить с ним. Ведь, как уже было сказано, взрослые должны решать проблемы со взрослыми.

Как снизить уровень родительской тревоги

Избежать постоянного беспокойства за ребенка поможет общесемейное правило сообщать о том, куда отправляешься, сколько там пробудешь и когда вернешься домой. Если вся семья ему следует, ребенок привыкнет поступать так же.

Приучите его брать с собой заряженный телефон, когда он уходит из дома, и периодически проверять сообщения, если он обычно выключает звук. Обязательно говорите домашним, куда пошли и когда вернетесь, и требуйте от ребенка того же.

Снизить уровень тревоги можно, если установить на смартфон ребенка приложение-трекер, которое отслеживает его местоположение по GPS. Также специальные «родительские» сервисы определения местоположения есть у мобильных операторов, они работают даже в том случае, если у школьника кнопочный телефон.

Первые шаги, если ребенок пропал

Если ребенок всегда ведет себя предсказуемо и приходит домой тогда, когда обещал, то нарушение правил (не позвонил вовремя или не оказался на месте в условленное время) — это уже основание для беспокойства.

Обзвоните всех друзей, одноклассников, позвоните учителю, руководителю кружка или секции. В таких случаях дорога каждая минута, поэтому забудьте о правилах вежливости — звоните, несмотря на позднее время, праздничный или выходной день. Если у вас нет номеров телефонов, можно написать сообщение в социальных сетях или воспользоваться мессенджерами.

Если таким образом найти ребенка не получилось, сразу же обращайтесь в полицию по телефону 102 или звоните на единый экстренный номер 112.

Заявление о том, что пропал человек, тем более ребенок, полиция обязана принять немедленно — по телефону или лично в любом отделении. Не существует срока, который надо «выждать», прежде чем сообщать о таком происшествии. В случае отказа снова позвоните 102, попросите соединить с оперативным дежурным и сообщите номер отделения полиции, где вам отказывают в приеме заявления.

  

Фото: Коллекция / iStock

Поделиться в соцсетях