Не использовать технологии для слежки за ребенком
Не успели мы привыкнуть к маленьким детям с планшетами в руках, как в нашу повседневность уже вошли новые устройства, которые позволяют родителям следить за своими детьми. Такой постоянный контроль может полностью изменить детско-родительские отношения, но так ли он необходим?
Еще не так давно основным способом контроля был звонок на домашний телефон, позже — на мобильный, с вопросом: «Ты где?» Теперь есть устройства, позволяющие узнать ответ на этот вопрос, не обращаясь к ребенку напрямую. Детские умные часы с функцией геолокации дают родителям полную информацию о месте пребывания ребенка без его согласия.
Под надзором
Стандартный набор функций таких гаджетов, помимо GPS-трекера, — телефонный звонок, кнопка SOS (передача координат местонахождения пользователя и голосового сообщения на телефонные номера родителей) и даже прослушка (возможность установить одноканальное аудиосоединение с часами и услышать все, что происходит вокруг ребенка без его ведома и согласия). Одни модели снабжены дополнительными функциями фото- и видеосъемки, калькулятором, шагомером и играми, на других отсутствует функция прослушки.
Продажи детских GPS-локаторов год от года растут: за 2018 год их доля в объеме продаж носимой электроники в России выросла с 16 до 19%, при том что весь этот рынок тоже вырос — в 3 раза. Производители заявляют о планах по наращиванию объемов производства детской носимой электроники, а продавцы цифровой техники отмечают особенный рост спроса на эти устройства перед началом учебного года.
Кстати, британский принц Гарри носил GPS-трекер на ноге до 17 лет. В пенитенциарных (исправительных) системах многих стран такие браслеты используются для мониторинга передвижений преступников, осужденных по «легким» статьям, бывших заключенных или находящихся под домашним арестом. Быть принцем вообще ответственно и нелегко, но аналогия напрашивается.
Влияние контроля на поведение детей
Технологии контроля перемещений и детские мониторы в сочетании с родительской тревожностью укрепляют наше желание постоянно наблюдать за детьми, знать о них как можно больше. До появления умных часов родители не могли проследить, каким маршрутом идет их ребенок из школы домой, а теперь школьная система СМС-оповещения может сообщать, что ребенок покинул детское учреждение, умные часы рисуют маршрут ребенка в смартфоне родителей, и они узнают, что он идет 2 часа там, где можно дойти за 15 минут. Возможно, эти 2 часа нужны ему, чтобы рассмотреть витрины магазинов, городские афиши, помечтать, поговорить с приятелями — словом, пожить своей детской жизнью.
Родители — пользователи смарт-часов и приложений-трекеров — часто рассказывают на форумах истории о том, как, обнаружив «отклонения от маршрута», они указали на эту странность ребенку, и тот стал приходить на 1,5 часа раньше. Осознав все тонкости своего нового положения, дети (даже если они сами хотели такие гаджеты) начинают вести себя как «подконтрольные». Это роднит их с людьми, выполняющими условия домашнего ареста, которые никогда не знают точно, в какой момент времени за ними наблюдают.
Приватность как условие психического здоровья
С точки зрения психологии личности приватность как баланс закрытости и открытости информации о человеке — один из важных аспектов психического здоровья. В исследованиях детства прослеживается идея ценности приватности детского мира, которая рассматривается как ключевой фактор в развитии личности ребенка. Она формируется через самостоятельность в отношениях с родителями, сверстниками и другими взрослыми. Причем способность выстраивать и регулировать личные границы в отношениях с окружающими развивается только в том случае, если с раннего детства ребенок встречает уважение к своему личному пространству.
А современная «зарегулированность» детского времени, отсутствие свободного и самостоятельного досуга и постоянный мониторинг сказываются на психическом и социальном самочувствии детей не лучшим образом. Педагог Эда Ле Шан в книге «Что делать, если ребенок сводит вас с ума» пишет, что дети, лишенные приватности, чувствуют, что им не доверяют, они вырастают скрытными и учатся подавлять свои чувства.
В то же время возможность побыть в одиночестве и свободно передвигаться специалисты в области детства считают одним из самых сильных факторов, влияющих на социальное, познавательное и эмоциональное развитие детей. Самостоятельное блуждание по городским тротуарам, стихийные дворовые игры, пустая болтовня со случайно встреченным приятелем — все те занятия, которыми не нужно заниматься по плану, — это именно та активность, благодаря которой ребенок учится устанавливать социальные связи и взаимодействовать с окружающей его средой.
Что же в итоге? Постоянный контроль и звонки в случае «шага влево — шага вправо» губят детскую самостоятельность. Зачем чему-то учиться и принимать решения, если все на свете и так контролируют мама и папа? Гиперопека не дает опыта, а за неопытного и беспомощного ребенка мы беспокоимся еще больше — получается замкнутый круг родительского контроля и бесконечной детской инфантильности.
Забота о безопасности и здравый смысл
Рекламные тексты «умных» устройств для детей часто обращаются к теме извечных родительских страхов. В этих текстах родителям «продают» возможность контролировать поведение ребенка и тем самым якобы обеспечить его безопасность. Но если мы знаем, где находится ребенок, это еще не обеспечивает его безопасность, а слежка еще не означает возможности контролировать его поступки.
На самом деле ребенок в опасности не только тогда, когда он может потеряться или нарваться на преступника. Никакие гаджеты и приложения не помогут, если ребенок, к примеру, не смотрит по сторонам перед тем, как перейти дорогу, или не приучен обходить канализационные люки с ненадежными крышками. Ему нужно самому заботиться о безопасности, но научиться этому он сможет, только если будет многое делать сам, без родительского надзора. Поэтому родителям предстоит найти компромисс, при котором они не будут хвататься за сердце по поводу и без, а ребенок не будет чувствовать себя поднадзорным и лишенным всякой свободы. Можно оставить себе контроль за тем, где сейчас находится ребенок (особенно лет до 12) и возможность экстренной связи, но довериться ребенку в других вещах. Например:
- вы дарите ему трекер-часы, но разрешаете самому собирать портфель и вместе вырабатываете маршрут (или несколько) до школы и обратно;
- вы договариваетесь, что включаете отслеживание местоположения, но не прослушку и разрешаете после школы некоторое время гулять с друзьями;
- вы просите на вечеринке найти минуту и позвонить, чтобы рассказать, как дела, и быть дома в оговоренное время — иначе оставляете за собой право в также заранее оговоренное время включить удаленное прослушивание, чтобы убедиться, все ли в порядке;
- вы учите ребенка нажимать на тревожную кнопку, но разрешаете остаться на ночь в гостях; вы четко оговариваете время, когда будете созваниваться в течение дня, — например, после окончания уроков и перед выездом из кино или из гостей домой;
- вы состоите в друзьях в соцсети, но не знаете пароля от его аккаунта и не читаете переписку;
- вы отслеживаете обновления в соцсетях, но не ругаете за не всегда приличный юмор и перепосты шуток про то, как не хочется идти в школу. Иначе он заведет новую страницу с этими шуточками, но только вы о ней уже не будете знать.
Чем старше ребенок, тем больше можно ему доверять. Вряд ли найдутся здравомыслящие родители, которые захотят (и смогут) закрыть интернет от подростка или повесить маячок на выпускника. Чтобы к этому времени ребенок мог вести себя разумно и ответственно, лучше начать воспитывать в нем эту ответственность заранее, еще в начальной школе.
Источники:
Издание «Лайфхакер»