background picturebackground picture

Нарушения чтения и письма у младших школьников

Родители

Школьники

Особые дети

566

Формируем и развиваем навыки грамотной письменной речи

Если ребенок испытывает какие–либо трудности в овладении чтением и письмом, его родители автоматически выступают в роли самых непосредственных участников психолого-педагогического сопровождения ребенка вместе с учителями, логопедами и психологами. О том, как помочь ребенку справиться с проблемами письменной речи, рассказывают старшие научные сотрудники лаборатории образования и комплексной абилитации детей с нарушениями речи ИКП РАО Алевтина Дымкова и Татьяна Кошечкина.

Помощь взрослых

Если случилось так, что у ребенка обнаружились нарушения чтения и письма, не стоит отчаиваться. Не нужно относиться к данным нарушениям как к неизлечимой болезни. На современном этапе разработаны достаточно эффективные методы и приемы как предупреждения, так и коррекции этих нарушений, представленные в специальной литературе.

Участникам психолого-педагогического сопровождения ребенка (учителю, логопеду, психологу и родителям) при организации коррекционно-развивающих занятий с ребенком важно правильно выбирать те приемы и упражнения, которые нужны именно данному конкретному ребенку и именно в данное конкретное время.

Самостоятельно, без помощи специалистов, родителю довольно трудно разобраться в существующем на сегодняшний день обилии специальной литературы. Но и специалисту, в свою очередь, требуется помощь родителей.

Помощь родителей при взаимодействии со специалистом (логопедом/психологом) базируется на трех китах: информация, контроль и поддержка.

Психолого-педагогическое сопровождение подразумевает создание системы специальных условий обучения ребенка, которые базируются на его особых нуждах — особых образовательных потребностях. Такие специальные условия создаются для ребенка для того, чтобы помочь ему успешно осваивать школьную программу, преодолевать трудности формирования навыков чтения и письма с учетом индивидуальных особенностей его развития.

Участие родителей крайне необходимо ребенку в преодолении возникающих у него трудностей овладения письменной речью.

В фокусе внимания данной статьи — младшие школьники с сохранным слухом и интеллектом, однако те или иные фрагменты могут быть полезны и для родителей детей с более глубокими проблемами. Ведь нарушения чтения и письма могут проявляться у ребенка самостоятельно, при отсутствии других нарушений в развитии, а могут быть частью более сложных нарушений (например, сопровождать задержку психического развития и др.).

Показываем пример

Воспитание интереса к чтению и письму начинается с наблюдения за действиями читающих и пишущих родителей. Сначала ребенок копирует саму деятельность: внимательно рассматривает книжку или даже сложенный лист бумаги, «пишет» закорючки на листе, делая «как мама».

Затем, в ходе совместного чтения или наблюдая за родителями, ребенок усваивает, что чтение может быть способом отдыха, досуга, в процессе которого можно получать новую информацию, переживать с героями книг разные приключения и эмоциональные ситуации. Неотъемлемая часть этого процесса — воспроизведение одного и того же полюбившегося ребенку фрагмента книги, то самое, зачастую выматывающее родителей, требование «Прочитай про…».

Развиваем мотивацию

Аналогичным образом ребенок может воспроизводить действия родителей при заполнении бланков, подписании документов, написании писем, сообщений кому-либо. По сути, здесь ребенок копирует не чтение и письмо, а, скорее, пытается подражать взрослым в их «взрослой» деятельности.

Поддержка и мотивирование попыток ребенка имитировать чтение и письмо приведет к повышению социального статуса ребенка как «читателя и писателя», создаст дополнительную положительную мотивацию к обучению письменной речи.

Не стоит забывать и про практическую значимость письменной речи, которую достаточно легко продемонстрировать в семейных условиях. Например, подписи имени и фамилии ребенка на верхней одежде, внутренней стороне ботинок, подписи на тетрадях, раскрасках. Важно, чтобы ребенок мог выполнять эти подписи вместе с родителями, на начальных этапах это можно делать с помощью специальных стикеров, затем могут использоваться несмываемые маркеры или любые другие приемлемые для семьи средства. Подписывать можно любимую чашку, в том числе каждого члена семьи (как вариант, чашки с надписями «папа», «мама», «Оля» и т. д.).

Демонстрацией практической значимости письменной речи может быть и написание сообщения в мессенджере с просьбой, например, купить мороженого.

Для того чтобы повысить мотивацию ребенка к чтению и письму, очень важно приобретать для ребенка книги, альбомы, энциклопедии на интересующие его темы, можно посещать библиотеку.

Наличие постоянного доступа к бумаге, письменным принадлежностям, сообщениям в мессенджерах, почте, в том числе электронной, обеспечивает ребенку доступ к общению с помощью письменной речи, повышая ее значимость для него.

При этом важна грамотная организация рабочего места ребенка: письменный стол, удобный стул, правильное освещение, порядок на столе и т. д.

При необходимости важно организовать для ребенка коррекционно-развивающие занятия с рекомендованными ему специалистами, обеспечить доступ к коррекционному оборудованию (это могут быть, например, специальные держатели для ручки, а также различное оборудование и компьютерные программы, облегчающие восприятие письменного текста и т. д.).

Обучаем через игру

Ежедневный досуг ребенка принесет больше пользы, если вовлекать его в интересные и полезные игры. На первых этапах эти игры предлагают взрослые и создают веселые, позитивно заряженные моменты, которые мотивируют ребенка использовать предложенные действия одновременно как для закрепления или приобретения новых знаний, умений и навыков, так и для отдыха и развлечения. Постепенно такие игры будет предлагать сам ребенок.

Положительную мотивацию к чтению и письму поможет сформировать и развить соответствие используемых при занятиях с ребенком пособий и дидактических игр его интересам и потребностям.

Функциональный базис чтения и письма формируется в процессе ежедневной бытовой и игровой деятельности ребенка, в ходе развивающих занятий, межличностного («ребенок — ребенок», «ребенок — взрослый») и внутригруппового общения (при общении в группе сверстников или разновозрастной группе).

Начинаем с устной речи

Большое значение для формирования письменной речи имеет правильно сформированная устная речь. Не будем забывать о том, что роль семьи в формировании и развитии устной речи не ограничивается сопровождением ребенка на занятия к логопеду, семья в коррекции и развитии устной речи — решающий фактор. Для эффективного результата можно использовать следующие действия.

1. Создание в семье системы мотивации к контролю за речью и в целом выполнения домашних заданий и рекомендаций, исходящих от родителей или вместе с родителями. Часто родители видят, что ребенок отлично выполняет рекомендации педагогов и начинает капризничать и отказываться от рекомендаций родителей. Но необходимо помнить о том, что готовность работать вместе с родителями — мощнейший фактор развития и поддержки в учебе на многие годы. Попробуйте начать с малого, начните хвалить ребенка за небольшие достижения, предлагайте несложные (а затем и сложные) интересные задания и речевые игры, положительно оценивайте их выполнение ребенком.

2. Введите в практику домашнего досуга речевые игры. Например: «Кто найдет больше слов на звук […]», «Кто знает больше слов из двух (трех, четырех…) слогов», «Угадай слово», «Найди ошибку», «Рифмы», сочинение смешных стихов и сказок, рассказывание страшных, смешных и курьезных историй. Условно к речевым играм можно отнести и игры, которые мотивируют ребенка к объяснению смысла слова: «Крокодил», «Покажи, кто…» и т. д. Для развития речи очень полезно совместное чтение книг, особенно если вы объясняете ребенку смысл непонятных ему слов и словосочетаний. Соревнования в произнесении скороговорок, игры на повторение сложных фраз и слов тоже могут быть способом проведения совместного досуга и очень эффективно тренируют речь ребенка. Умение формулировать замысел письменной речи складывается в процессе развития устной речи. Ребенок учится выбирать нужные слова и фразы для выражения своих мыслей и чувств, а также учится слушать и понимать речь других людей.

В процессе различной деятельности (предметной и игровой, в процессе конструирования, рисования, самообслуживания и т. д.) ребенок учится сравнивать объекты зрительно, на слух, на основе двигательных ощущений. Сравнивая, научается выделять общие и различающиеся свойства и элементы предметов и объектов, конструировать предметы и объекты из различных элементов.

Опыт деятельности помогает ребенку сформировать способность видеть закономерности и последовательно выполнять определенные действия в определенных условиях.

Игровая деятельность формирует способность к символизации — способность заменять нужный предмет другим предметом, чем-либо похожим на нужный, а затем — символическим движением или знаком (например, когда ребенок изображает телефон, поднося раскрытую ладошку к уху, или рисует «каляку», превращая кусочек бумаги в «денежку»).

Кроме того, ребенок тренируется передавать информацию или считывать ее в графической форме: например, при восприятии и использовании картинок на шкафчиках в детском саду, наклеек/стикеров, этикеток на одежде и обуви и даже используя «рисунок имени» (когда ребенок еще не знает букв и не умеет читать, но уже пробует воспроизвести графически, «нарисовать» свое имя) и т. д.

Тренируем слуховое внимание

Важную роль для формирования и развития письменной речи играет развитие высших психических функций (памяти, внимания, мышления и др.).

Речь здесь идет о развитии слухового внимания и способности слышать речевые ошибки, а значит, постепенном формировании способности замечать их и у себя. Исправление чужих ошибок предшествует развитию способности замечать и исправлять свои.

Развитию слухового внимания способствует и прослушивание аудиосказок, песен. Часто детям, привыкшим к мультфильмам (где речь сопровождается видеорядом, что облегчает понимание смысла), сложно слушать аудиосказки. Тогда начинать лучше с чтения детям самим родителем, где он может подстроить скорость и выразительность чтения под потребности ребенка.

Великолепно помогают развитию слуховой памяти разные речевые задания. Например: «Раскрась домик синим, а дорожку красным», «Положи хлеб на полку, а помидоры в корзину». Заучивание стихов, рассказывание историй и анекдотов — также хорошие тренировки для развития речевой памяти.

Конструирование, рисование, изготовление поделок и другие виды творческой и игровой деятельности развивают и совершенствуют мышцы кисти и пальцев, подготавливая их к удержанию письменных принадлежностей и выполнению графических движений при письме.

Подготовительную роль играют и простейшие графические упражнения: раскрашивание, штриховка, прохождение лабиринтов карандашом (когда ребенок учится вовремя останавливать движение карандаша, чтобы не пересечь «стену» лабиринта) и другие.

Развиваем движения рук и глаз

Формирование ритма движений рук и пальцев происходит также в процессе двигательной, игровой и творческой активности. Этому способствуют считалки, прыжки со скакалкой, вязание, плетение, игра на музыкальном инструменте и т. д.

Зрительно-пространственный компонент письма формируется в процессе деятельности, включающей прослеживание глазами: те же лабиринты, но без карандаша, задания с перепутанными дорожками (ниточками, подземными ходами), задания на сличение похожих фигур и выбор пар, поиск отличий на практически идентичных изображениях, поиск и выделение (раскрашивание) скрытых или зашумленных изображений.

В результате ребенок учится выделять и сравнивать детали изображения, отличать схожие изображения по незначительным признакам, развивает наблюдательность и готовность к восприятию и различению буквенных изображений.

Все двигательные, игровые и творческие виды деятельности ребенка также развивают у него зрительно-пространственные функции, если требуют зрительного сосредоточения для качественного выполнения.

Для формирования зрительно-пространственного компонента чтения также важно развитие глазо-двигательных мышц и координация их работы (те же лабиринты, запутанные дорожки, игры-мемо с поиском пары среди карточек, расположенных рядами, и т. д.).

В результате действий родителей ребенок, начиная изучать грамоту, уже имеет в достаточной степени развитое внимание, способность удерживать его на объекте и потому, что интересно (непроизвольное внимание), и потому, что нужно (произвольное внимание), различные виды памяти, необходимые в процессе чтения и письма. У него на достаточном уровне развития находятся зрительно-пространственные представления, волевые функции и система мотивации.

Полезные советы

Постарайтесь начать все с чистого листа: не нужно упреков, назиданий и нагнетания нервозной обстановки. Успокойтесь сами и настройте ребенка на спокойную работу. Обеспечьте положительный эмоциональный настрой занятий.

Воспитывайте у ребенка исследовательское отношение к языку. Как известно, лучший способ воспитания — это личный пример. Интересуйтесь вместе с ребенком историей возникновения слов, способами их образования, правилами написания. Думайте о языке, читайте и анализируйте вместе с ребенком детскую литературу о языке. Сознательное, вдумчивое отношение к родному языку и к самим занятиям с ребенком — залог успеха.

Забудьте об оценках, о темпах работы класса, в котором обучается ребенок. Важно только одно: правильность выполнения конкретных заданий в доступном для ребенка темпе. Со временем вы незаметно для себя приблизитесь к темпу работы класса. А на начальном этапе работы морально подготовьте себя и ребенка к временному возвращению назад.

Определите для себя и для ребенка конкретную цель каждого занятия, например, преодоление замен букв С — Ш. Сосредоточьтесь только на этих двух буквах и соответствующих им звуках. Все остальные ошибки сознательно оставьте за кадром, исправляя их мимоходом, не фиксируя на них особого внимания. Помните о важности строгой целенаправленности занятий.

Обязательно отмечайте успехи ребенка похвалой. А успехи не заставят себя долго ждать, если будет обеспечена строгая целенаправленность занятий и их общий добрый тон.

Достижение убедительных для ребенка успехов поднимет его настроение, укрепит уверенность в своих силах и мобилизует на дальнейшую работу.

Правильно подбирайте речевой материал для занятия. Например, материал должен быть насыщен теми изучаемыми в данный момент буквами (орфограммами), работа над которыми обозначена как основная цель данного занятия. По максимуму исключите все другие трудности. Начинайте с простых слов, усложняя речевой материал постепенно, добавляя сложные слова лишь после исчезновения буквенных замен в самых простых словах.

Занятия с ребенком могут быть непродолжительными, но обязательно должны быть частыми (на первых порах лучше ежедневными) и систематическими. Систематично подкрепляйте навык правильного письма, не давайте ребенку возвращаться к прежнему неправильному написанию уже отработанного материала.

Поделиться в соцсетях