background picturebackground picture

Музеи и поколение Z

Школьники

Подростки

Цифровая среда

508

Как пробудить интерес к музейным пространствам у зумеров?

Современное человечество живет в мире, поглощенном технологиями и социальными сетями. Любую информацию сейчас можно получить, лишь коснувшись экрана рукой, поэтому подросткам и молодым людям непривычно изучать в музеях статичные изображения и традиционные выставочные стенды, которые не пополняются сведениями мгновенно, от одного прикосновения, — они ожидают от посещения культурных объектов чего-то большего. Юное поколение жаждет ярких и захватывающих эмоций. О том, как сделать поход в музейные пространства для молодых людей по-настоящему полезным и приносящим удовольствие, рассказывает Наталья Овчарова, директор музея-заповедника «Прохоровское поле».

Цифровые технологии: интерактивные панели, проекции и QR-коды

Поколение Z, или зумеры, — это нынешние подростки, а также первое поколение, которое выросло в период развитых технологий, и традиционные музейные экспонаты их уже не привлекают. Лучшие друзья зумеров — социальные сети и гаджеты. Поколение Z часто называют цифровыми аборигенами, поскольку уже с раннего детства они активно пользуются социальными сетями и интернетом, и завлечь их в музей является достаточно сложной задачей. Но возможной.

Для большинства подростков музеи до сих пор ассоциируются с пыльными экспонатами, строгими смотрителями и скучными экскурсиями. Современный мир — мир информационных технологий, и до поколения Z важно донести, что музеи от них не отстают.

Например, сейчас все больше музеев выпускают специальные приложения для смартфонов, которые становятся новыми каналами передачи музейной истории. Установленные возле экспонатов QR-коды «общаются» со смартфонами посетителей, активируя необходимую информацию, когда посетитель приближается к конкретному экспонату.

Стоит отметить тот факт, что продолжительность концентрации внимания у подростков — 8 секунд. Молодые люди не будут надолго задерживаться возле стенда с длинным текстом. Они просто потеряют интерес. Поэтому сейчас в музеях можно увидеть множество интерактивных панелей, которые наполнены статистикой с быстро меняющейся картинкой. Такой подход позволяет лучше усвоить информацию и не потерять суть.

Полное погружение в пространство

Получение эмоций — одна из главных потребностей зумеров. Их привлекут музеи, где они смогут получить тактильные и иммерсивные впечатления. Им важно чувствовать себя частью выставки, пока они находятся там.

Для такой аудитории важна подача экспоната. Сейчас музеи используют мультимедийные технологии, проекции, подсветки и звуковые сопровождения, позволяющие сделать экспозиции ярче и понятнее, переместить гостя в любое пространство согласно тематике музея, передать настроение и атмосферу. Все эти устройства способствуют созданию лучшего опыта посещения музеев, делая даже тривиальные достопримечательности вовлекающими и интересными.

Постепенно музеи становятся местом, где можно сделать яркие и необычные фотографии, что очень ценит поколение Z, поскольку для него важно делиться моментами из жизни в социальных сетях.

Эксперименты и исследования

Зумеры привыкли создавать собственные ресурсы и чувствовать себя главными героями своего опыта, а не просто зрителями. Они открытые и любознательные. Им нравится активно участвовать в создании своих знаний, поэтому взаимодействие и активное обучение — один из лучших способов их мотивации к посещению музеев. Предложите подростку сходить в музей, который предлагает разнообразное времяпрепровождение: творческие лаборатории, исследовательские центры, тематические игры по экспозиции, квесты, фестивали и литературные вечера.

Например, сотрудники музея-заповедника «Прохоровское поле» проводят ряд интерактивных программ, в ходе которых можно не только получить новые знания, но и принять активное участие в реконструкции исторических событий. Так, в программе «Фронтовой привал» ребята узнают, чем занимались бойцы в короткие минуты передышки, во время солдатского привала. Они совершают «марш-бросок» под военные песни, затем располагаются на «привалах», знакомятся с рассказом о заветных солдатских треугольниках, а потом пишут письма «домой». Наматывают портянки, исполняют военные песни, пробуют вареную картошку из переносной солдатской полевой кухни. Такое погружение в прошлое помогает понять историю через эмоции, а полученная информация остается в памяти навсегда.

Эксперименты и исследования с целью получения собственных знаний — это то, что мотивирует молодежь больше, чем экскурсии с гидом.

Посещать музей в юном возрасте очень полезно, поскольку именно в этот период у ребят закладываются основные ценности и жизненные ориентиры. Яркие эмоции и иммерсивные впечатления отложатся в сознании и памяти. Сегодня в музее поколению Z отводится большая роль активного и деятельного участника музейной экспозиции. Новые методы работы, которые используют сотрудники музеев, направлены на то, чтобы раскрыть в молодых людях индивидуальные качества, пробудить самостоятельность в суждениях и стимулировать зумеров к познавательной и творческой деятельности.

Поделиться в соцсетях