Психолог об отличии подходов в разных возрастах
Вопрос мотивации учащихся, несомненно, продолжает сохранять свою актуальность на протяжении всей истории педагогической практики. Верно выстроенные педагогические мотивационные схемы помогают формированию зрелой личности учащегося, обеспечивают эффективное взаимодействие учащихся как в системах «учитель — ученик» и «ученик — учитель», так и в системе коммуникации между учениками. У данного процесса существует своя специфика, обусловленная в первую очередь возрастной периодизацией развития, а также особенностями познавательной активности школьников и студентов. Об этом рассказывает Станислав Никулин, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии управления факультета «Социальная психология» МГППУ.
Об отличии мотивации взрослых и детей
Сложность работы с мотивацией учащихся заключается в том, что, в отличие от работы со взрослыми, на период развития и формирования личности приходится сразу несколько возрастных периодов, качественно отличающихся друг от друга.
Так, в возрастной периодизации взрослого человека основными периодами, по Э. Эриксону, выделяются в первую очередь «взрослость, зрелость» (35–60 лет) и «старость» (от 60 лет). При этом фокус внимания работы с мотивацией взрослых, как правило, смещен именно на период «взрослости, зрелости», так как данная категория людей представляет из себя основной актив трудоспособного населения.
Что касается мотивации школьников и студентов, то в их возрастной периодизации выделяется большее количество периодов. Э. Эриксон отмечает «игровой дошкольный возраст» (4–7 лет), «школьный возраст» (7–13 лет), «юность» (13–19 лет) и «молодость» (19–35 лет). Как правило, завершение фазы обучения в вузе приходится на первую половину «молодости» (около 22–23 лет). Д.Б. Эльконин выделяет четыре периода в развитии учащихся: «дошкольный возраст» (3–7 лет), «младший школьный возраст» (7–12 лет), «подростковый возраст» (12–15 лет) и «раннюю юность» (от 15 лет). Периодизация Д.Б. Эльконина является наиболее общепринятой в российской возрастной психологии.
Традиционные инструменты мотивации взрослого населения (в первую очередь финансовая мотивация) на этапе развития учащихся демонстрируют свою несостоятельность ввиду того, что деньги для школьников не являются значимыми, а для студентов значимы в меньшей степени по сравнению со взрослыми. Чаще финансовую поддержку студентам оказывают родители, кроме того, студенты государственных учреждений высшего и среднего специального образования получают стипендию. Нельзя сказать, что везде и всегда эта финансовая поддержка в полной мере закрывает финансовые потребности студентов (учитывая также наличие обучения на платной основе). Тем не менее такие потребности студентов ниже по сравнению со взрослыми, которым необходимо обеспечивать уже свои семьи.
Специфика мотивации по возрастам
Руководствуясь периодизацией Д.Б. Эльконина, отметим на каждом этапе развития учащегося его основные особенности, связанные с мотивационными процессами.
Дошкольный возраст
В этот период для ребенка фигурой значимого другого является фигура взрослого, в роли которого выступают в первую очередь родители. Именно родители в большей степени определяют мотивы его деятельности. Такие мотивы формируются через игру, являющуюся ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Ребенок включается в новые системы взаимоотношений, появляются новые нейронные связи. В результате формируются мотивы, связанные с самооценкой, достижениями, соперничеством, морально-этическими нормами.
Как правило, на дошкольников поощрение влияет сильнее наказания.
Кроме того, в дошкольном возрасте свою значимость для ребенка начинает приобретать и фигура учителя (воспитателя в детском саду, а затем и педагога на школьных подготовительных курсах), увеличивающая свое влияние в последующие возрастные периоды.
Основной рекомендацией по обеспечению оптимального психологического развития является предоставление ребенку возможности и условий для разнообразных игр, в результате которых он сможет в упрощенном виде повторить схему взрослых взаимоотношений.
Младший школьный возраст
Здесь ведущей деятельностью ребенка становится учебная. Фигура учителя становится более значимой по сравнению с предыдущим этапом детского развития. От талантов и навыков педагога в большой степени зависит корректное формирование учебной мотивации. Следует заинтересовать школьника учебными процессами.
Р.М. Гинзбург и Д.В. Солдатов выделяют положительные и отрицательные стороны учебной мотивации младших школьников.
Положительными характеристиками выступают общее положительное отношение ребенка к школе, любознательность, широта и устойчивость интересов.
В качестве отрицательных характеристик отмечены:
- неустойчивость интересов младших школьников;
- ситуативность интересов, которые при этом быстро удовлетворяются и без поддержки учителя угасают и впоследствии не возобновляются;
- недостаточная осознанность учебных мотивов (ученик не способен объяснить, что и почему ему нравится в предмете);
- недостаточная обобщенность учебных мотивов;
- мотивационная ориентировка школьника чаще на знания как на результат обучения, а не на способы учебной деятельности.
В начальную школу учащийся чаще всего приходит с положительной мотивацией. Интерес добавляют школьные ритуалы (сидение за партой, портфель, тетрадки, правило поднятой руки и т. п.).
На этом этапе предстоит сформировать устойчивую мотивацию достижения успеха и учебных интересов, лежащих в основе учебно-познавательной мотивации.
Подростковый возраст
Период, в который с учащимися происходят значимые изменения как на физиологическом уровне, так и в плоскости социальной коммуникации. На первый план в качестве ведущей деятельности выходит общение со сверстниками. Интерес референтной группы на этом этапе во многом определяет поведения ребенка.
У учащегося формируются две коммуникативные плоскости — одна со взрослыми, другая — со сверстниками. Подростку становится важным доказать миру, что «он уже не ребенок», получить уважение сверстников и признание старших.
Данный период является одним из самых проблемных для родителей и педагога, так как становится сложнее удерживать авторитет и поддерживать мотивацию к обучению.
В качестве рекомендаций для подросткового возраста можно выделить следующие:
- поощрять самостоятельность подростка;
- сравнивать достижения подростка только с его собственными (а не с достижениями сверстников);
- не критиковать подростка в присутствии третьих лиц;
- подавать пример своим поведением.
Ранняя юность
Более стабильный период по сравнению с подростковым возрастом. Поведение учащегося стабилизируется. В качестве ведущей деятельности выступает учебно-профессиональная. Одним из главных мотивов старшеклассников является подготовка к поступлению в вузы. Намечаемая профессиональная деятельность существенно меняет мотивы поведения старшеклассников по сравнению с подростковым периодом.
На этом этапе важно максимально раскрыть школьнику его возможности и наметить потенциальные пути развития, помогать двигаться в выбранном направлении деятельности.
После поступления в высшее или среднее специальное учебное заведение и окончания процесса формирования личности учебно-профессиональная деятельность в качестве ведущей сохраняется. Студенты двигаются в направлении своей специализации. С определенного момента профессиональное направление деятельности начинает преобладать над учебным. Студенты открывают для себя взрослую жизнь.
Главная задача на этом этапе — помочь становлению будущего профессионала.
Материал подготовлен при содействии Отдела по информационной политике и связям с общественностью МГППУ.