background picturebackground picture

Могут ли дети справиться с многозадачностью?

Подростки

202

Они уже живут в новой информационной реальности, и задача взрослых — помочь им адаптироваться к ней

В новую информационную эпоху многозадачность, а особенно медиамногозадачность, неизбежна. Многим взрослым кажется, что дети и подростки лучше приспособлены к ней, чем старшие поколения. Так ли это на самом деле? Могут ли родители помочь детям в развитии тех способностей, которые необходимы для продуктивного мультитаскинга?

Использование новых информационных технологий создает у нас впечатление, что мы одновременно можем решать сразу несколько задач. На работе мы отвечаем на письма во время разговора по телефону и сидим одновременно на совещании и в твиттере. Ребенок дома делает уроки, общаясь с друзьями в соцсетях и слушая музыку. Принцип «многозадачности» прочно вошел в нашу повседневную жизнь, хотя изначально касался только работы компьютера.

Параллельно или последовательно?

Многозадачность заключается в одновременном выполнении как минимум двух задач, при котором мозг обрабатывает два потока информации в одно и то же время, утверждают ученые. Но может ли мозг на самом деле справляться с двумя задачами одновременно?

Специалисты в области когнитивных нейронаук при помощи МРТ проанализировали мозговую активность людей, работающих в многозадачном режиме. Их выводы опубликованы в журнале Science: мозг не способен выполнять несколько задач строго одновременно.

Фактически несколько зон могут активироваться в одно и то же время, но мозг все равно будет обрабатывать задачи по одной.

Префронтальная область, расположенная в передней части мозга, осуществляет своего рода координацию и планирование, подобно коммутатору, который позволяет мозгу переключаться с одной задачи на другую в течение примерно 100 миллисекунд (0,1 секунды). Это минимальный интервал, в течение которого мозг фиксирует сенсорную информацию, связанную с каждой задачей, и манипулирует ею.

Исследователи описали механизмы, отвечающие за переключение внимания. Это явление, сравнимое с морганием, происходит так же неосознанно и временно прерывает наше внимание. Таким образом, если нам нужно быстро переключаться с одной задачи на другую, есть риск какую-то часть информации упустить. Подобное происходит, например, с водителем, который сосредоточен на выполнении поворота на оживленном перекрестке, но при этом теряет нить разговора с пассажиром.

Мозг позволяет нам решать две задачи одновременно, если их выполнение стало автоматическим и неосознанным благодаря многократному повторению. Так происходит в случае, когда мы ходим и говорим. При этом мозг не нуждается в мобилизации внимания и сознания; в такой ситуации можно сосредоточиться на другом действии.

Мозг легко справляется, когда задействованные функции (например, двигательные навыки и речевые) не соревнуются друг с другом. Когда же приходится иметь дело с задачами, которые «включают» одни и те же отделы мозга, как, например, написание текста во время разговора, многозадачность невозможна, если только одна из функций не является автоматической. Например, можно напевать хорошо знакомую песню и одновременно писать смску.

То, что мы называем «многозадачностью», часто создает иллюзию одновременного выполнения нескольких действий, тогда как на самом деле мозг просто быстро переходит от одной задачи к другой. Исключение составляют случаи одновременного автоматического выполнения заученных функций.

Новая модель поведения

В любом случае многозадачность — это новая модель поведения, которая развивается в результате перемен в нашем образе жизни. Многозадачность — это важный навык в меняющемся мире. Взрослым осваивать этот навык довольно трудно, а вот цифровые аборигены — поколение Z — справляются с множественными потоками информации гораздо лучше.

«Новая способность позволяет ребенку вовлекаться в разнообразные виды деятельности, переключаться между ними, распределять свои когнитивные ресурсы и последовательно выполнять эти виды деятельности в определенный промежуток времени», — говорит доктор психологических наук, главный редактор журнала «Дети в информационном обществе» Галина Солдатова. Известно, что когнитивные, т. е. познавательные, ресурсы человека ограниченны, вследствие чего многозадачность может быть вредна для ребенка из-за перегрузки когнитивной системы. При этом наша реальность такова, что многозадачники все больше востребованы во многих профессиональных сферах.

Быстрее, гибче, точнее

Многозадачность очень сильно отличается от линейной схемы. Но в условиях повышенной сложности, скорости, неопределенности и разнообразия прежняя модель поведения оказывается менее эффективной. Поэтому детям приходится вырабатывать новую, сетевую форму поведения.

«Когнитивная гибкость мозга позволяет быстро переключаться между несколькими делами, обеспечивая работу в режиме многозадачности. Сегодня ученые считают, что чем раньше ребенок начнет развивать эту способность, тем большего он достигнет в многозадачном мире», — пишут Галина Солдатова и Алина Трифонова в журнале «Дети в информационном обществе».

Существуют доказательства того, что режим многозадачности можно тренировать. Например, развивать умение быстро переключать внимание и вербальную память. Чтобы стать успешными многозадачниками, детям понадобятся также навыки планирования, постановки целей, способность быстро реагировать на запрос, отличать важное от срочного и грамотно распределять собственные когнитивные ресурсы.

Эмоциональные сложности и когнитивные издержки

Сейчас исследователи пытаются выяснить, как дети и подростки реагируют на многозадачность, но результаты пока противоречивы. «С одной стороны, есть исследования, которые говорят о том, что практика многозадачности снижает академическую успеваемость ребенка: он начинает хуже учиться, получает плохие оценки и так далее, — рассказывает Галина Солдатова. — С другой стороны, есть целый пласт исследований, которые говорят, что умеренное занятие видеоиграми, многозадачные медиа и многозадачная деятельность приводят к более высокой результативности и эффективности в условиях цифровой среды. Данных второго типа сегодня становится все больше, потому что мы не можем отойти от реальности, в которой существуем».

Многие исследователи сходятся во мнении, что многозадачность, особенно в условиях ограниченного времени, приводит к эмоциональным сложностям, усиливает тревожность и даже повышает риск депрессии. «Фактически это стрессовая ситуация, а стресс отрицательно влияет на морфофункциональное развитие мозга», — предупреждает физиолог, академик РАО Марьяна Безруких. Кроме того, при частом переключении между задачами временные потери могут быть очень значительными и составлять до 40% рабочего времени.

Многозадачность создает повышенную когнитивную нагрузку и подходит не всем, но это явление уже вошло в нашу жизнь, став частью повседневности. И взрослые могут помочь детям легче адаптироваться к требованиям нового времени.

      

Источник:

Журнал «Дети в информационном обществе», № 28

Фото: Unsplash, Pexels.

Поделиться в соцсетях