О детской дружбе и ее значении в жизни ребенка
В каком возрасте начинается дружба, какое имеет значение в жизни ребенка, как она формирует личность и развивает навыки социализации, что делать, если у ребенка нет друзей, и как помочь, если вам не нравятся его друзья, — на все эти вопросы мы попросили ответить заведующего сектором психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям Университетского многопрофильного психологического центра ФГБОУ ВО МГППУ Марианну Прудникову.
Дружба в детстве
Дружба — это умение дорожить кем-либо, она реализует потребность в любви, заботе и значимости. Развитие дружбы предполагает взаимопонимание, открытость друг другу, доверительность, активную помощь, интерес к делам и переживаниям другого. Дети, как и взрослые, получают многое от близких, доверительных отношений друг с другом.
Детская дружба имеет огромное значение, так как способствует развитию межличностного взаимодействия, пониманию причин поступков других людей и их чувств и формированию самоуважения. Она также придает структуру деятельности детей в играх и укрепляет групповые нормы, установки и ценности, что важно для их социализации.
Изменение характера дружбы в течение детства
Характер дружбы у детей изменяется по мере их взросления. На начальных стадиях развития дружбы, таких как эгоцентрический характер дружбы, который присущ дошкольникам и ученикам первых классов, дружба сконцентрирована в основном на самом себе. Так что родителям не стоит беспокоиться, если ребенок играет с разными детьми, а вот постоянных друзей у него нет.
Дошкольный этап в большей степени направлен на игровую деятельность, и дети в игре могут учиться взаимодействию, но это еще не дружба, а хорошие для нее задатки.
Среди детей младшего подросткового возраста начинают формироваться более тесные и интимные отношения, чаще всего с их лучшими друзьями. Эти дружеские связи могут быть очень крепкими, но как правило, они недолговечны. Ближе к подростковому возрасту и старше наиболее распространены групповые дружбы, включая большое количество детей, часто с ядром из нескольких близких друзей, которые участвуют в различных совместных мероприятиях.
Разнообразие отношений между друзьями
Двое детей, дружащих между собой, могут удовлетворять различные потребности друг в друге. Один из них может быть лидером, а другой — последователем. Один может видеть в другом образец для подражания, а другой — наслаждаться возможностью учить своего друга. Иногда отношения между друзьями строятся на принципах равенства, где ни один из друзей не играет четко выраженную роль. Характер дружеских отношений зависит от индивидуальных потребностей каждого ребенка в доминировании, подчинении и автономии.
Дружба как средство самовыражения
Дети иногда выбирают друзей, которые отличаются от них по типу личности. Например, открытый и импульсивный ребенок может дружить с более сдержанным и замкнутым другом. Такие отношения позволяют каждому из них самовыражаться, не конкурируя друг с другом, и вместе они создают уникальную пару с разнообразными качествами личности. Обычно друзья имеют общие ценности, взгляды и мнения как относительно друг друга, так и относительно окружающих людей.
Что делать, если у ребенка среднего и старшего школьного возраста нет друзей?
Здесь поможет групповой спорт, различные кружки, которые подразумевают групповую, командную деятельность. Также помогут тренинги коммуникативных навыков, ведь дружба — это то, что нужно создавать и поддерживать. Если ребенок этот навык не сформировал в младшем школьном возрасте, придется приложить усилия к тому, чтобы сформировать его осознанно. Родители могут создать условия в виде подходящей среды и окружения, в которой ребенок может самостоятельно развиваться. Советы детям тут не помогут, а вот поддержка родителей важна в любом начинании, в том числе и стремлении ребенка дружить со сверстниками — гулять, приглашать в гости и свободно проводить с ними время.
Рекомендации родителям
- Наблюдайте за интересами ребенка: почти все дети увлекаются какими-то конкретными вещами, будь то спорт, музыка, рисование или чтение. Попытайтесь найти активности или клубы, где дети могут поделиться общими интересами.
- Включайтесь в активности после школы: узнайте о секциях, клубах или хобби-группах, которые доступны в вашем районе. Например, спортивные команды, музыкальные ансамбли, танцевальные студии и другие организации, где дети могут общаться и заниматься любимым делом.
- Организуйте детские встречи: попросите своего ребенка пригласить одноклассников или соседей в ваш дом для игры или встречи. Это может быть вечеринка, пикник или просто игровой день, где дети могут познакомиться и провести время вместе.
- Обратитесь к школе: если ваш ребенок не находит друзей в школе, поговорите с классным руководителем или школьным психологом. Они могут предложить советы или помочь вашему ребенку найти группу детей с общими интересами.
- Предложите ребенку посещать клуб общения или подростковый клуб: это могут быть любые психологические группы для детей — на развитие эмоционального интеллекта, на стрессоустойчивость, на развитие коммуникативных навыков и т. д. Любой групповой формат занятий с психологом предполагает включение всех детей в общение. Пример такого клуба есть в Университетском психологическом центре МГППУ.
- Участвуйте в местных мероприятиях: большинство городов и районов проводят мероприятия для детей и семей. Отправляйтесь на такие события вместе, чтобы ваш ребенок мог встретить других детей и наладить новые отношения.
- Поощряйте социализацию: иногда дети просто нуждаются в поощрении и поддержке, чтобы начать разговаривать с другими. Поощряйте своего ребенка включаться в разговоры, приглашать других детей на игру и проявлять дружелюбие.
- Будьте терпеливы: некоторым детям может потребоваться больше времени, чтобы найти друзей.
Если же у ребенка есть друзья, но они не нравятся родителям, важно понимать, что ребенок выбирает друзей в связи с тем, что они восполняют какой-то дефицит, какую-то психологическую потребность.
«Плохие» друзья нужны в том числе для того, чтобы был опыт разочарования, сравнения их с собой. Родители не могут, как, например, в легенде о детстве Будды, создать для ребенка идеальный мир, в котором только счастье и даже цветы не вянут. Ведь все мы понимаем, чем эта история обернулась: царевич просто сбежал из дворца отца, чтобы самостоятельно понять, в чем смысл жизни. Поэтому важно поддерживать ребенка, говорить ему, что он сам сможет понять, что для него хорошо, а что плохо, и, конечно, помочь, если ребенок сам обратится за советом.
Важно отметить, что дружба играет ключевую роль в развитии детей и помогает им осваивать социальные навыки, формировать личность и создавать значимые связи, которые могут сопровождать их на протяжении всей жизни.