background picturebackground picture

Маленькие молчуны: почему ребенок не говорит

Младенцы

Раннее детство

Особые дети

1037

Что нужно малышу для развития речи?

О том, от чего зависит развитие речевых навыков и на что стоит обратить внимание родителям, рассказывает кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии и коммуникативных технологий Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета Татьяна Гирилюк.

Что такое задержка речевого развития?

Сегодня более 80% детей раннего возраста нуждаются в логопедической помощи, поскольку имеют различные речевые нарушения. Как правило, это задержка предречевого и речевого развития. В таких случаях родители замечают, что малыш не использует вербальную речь, чаще пользуется жестами, для того чтобы показать тот предмет, который его интересует. Иногда этот жест может сопровождаться каким-то звуковым комплексом или звукоподражанием, но слов как таковых ребенок для общения не использует.

При этом он все понимает: смотрит мультфильмы, слушает сказки, осознает смысл происходящего, только не отвечает словом.

У родителей часто бывает надежда на то, что ребенок заговорит, когда пойдет в детский сад. Но количество неговорящих детей в группах сейчас очень велико, и иногда достигает 80%. Почему происходит задержка речевого развития и что она означает?

Задержка речевого развития (ЗРР) — это отставание в развитии речи у детей раннего возраста (до 3 лет).

Именно в этот временной период ребенок осваивает речь как систему. В 3 года нормотипичный малыш уже способен изъясняться на родном языке, строить сложные предложения, использовать монологическую и диалогическую формы речи. К этому моменту усваиваются основные грамматические категории. Поэтому возраст в 3 года считается условной границей в формировании речи.

Если ребенок до 3 лет имеет проблемы в речевом развитии, мы говорим о задержке речевого развития. После 3 лет в случае речевых нарушений специалисты ставят другие логопедические диагнозы, такие как общее недоразвитие речи, дизартрия, алалия и др. Это достаточно серьезная процедура, которая предусматривает комплексное обследование и выяснение причин задержки развития.

Виды ЗРР

Специфическая (органическая) — возникает вследствие нарушения структур и функций нервной, дыхательной, опорно-двигательной систем организма.

Неспецифическая (функциональная) — темповая задержка в развитии речи, не связанная с ее нарушением. Она может быть обусловлена более длительными сроками созревания нервной системы и мозговых структур, которые отвечают за развитие речи. Еще она встречается у часто болеющих детей с ослабленным организмом.

Неспецифическая ЗРР встречается гораздо реже, поэтому не стоит надеяться на то, что вот придет время, и ребенок сам заговорит. Важно вовремя заметить возможные нарушения и отклонения и начать заниматься проблемой как можно раньше.

Причины ЗРР

Биологические — неблагоприятные факторы, воздействующие на ребенка в перинатальный период развития (вирусные инфекции, гипоксия, стресс, тяжелые роды, кесарево сечение, родовые травмы).

Социальные — факторы окружающей среды (влияние близких взрослых, социальная депривация).

Очень часто можно наблюдать сочетание этих факторов. Причем социальные условия, неблагоприятные для развития речи, встречаются не обязательно в неблагополучных семьях. Родители могут тщательно заботиться о малыше, кормить, опекать его, но не общаться. А общение — это главное в развитии и формировании речи.

Ребенок слушает, что говорит взрослый, всматривается в его лицо, наблюдает артикуляцию, изучает, как взрослый открывает рот, как движутся его губы, как издается звук. Постепенно по принципу подражания малыш учится так же двигать губами, издавать звуки, прислушиваться к собственному голосу. И когда у него накапливается достаточно слухового, вербального, зрительного и тактильного материала, он начинает осваивать речь.

Если малыш все время проводит перед экраном и очень мало общается со взрослыми, это означает, что его речь развивается в неблагоприятных условиях. Просмотр видеоматериалов как таковой для речевой системы не дает ничего. Более того, мультфильмы в младенческом и раннем возрасте могут негативно отразиться на процессе формирования речи.

Речь не развивается без взаимодействия со взрослым. Дети, которые растут в условиях социальной депривации при недостаточном контакте со взрослым, серьезно задерживаются в своем развитии.

Определить, есть ли у ребенка проблемы в развитии речи, можно по нормотипичным показателям, соответствующим каждому возрасту.

Возрастные этапы развития речи

Для того чтобы понять, отстает ли ребенок в развитии, можно ориентироваться по показателям нормы и симптомам, на которые стоит обратить особое внимание.

Новорожденный

При рождении малыш своим криком сигнализирует миру о себе и своем появлении, и по качеству крика уже можно оценить речевые возможности ребенка, узнать, есть ли какие-то показатели, которые могут говорить о благоприятном течении дальнейшего развития. Нужно посмотреть, насколько громко кричит ребенок. Если крик слабый, глухой, монотонный, если он пропадает, это должно насторожить. Возможны признаки повреждения структур, которые отвечают за качество голоса, подвижность голосовых связок, состояние дыхательной сферы.

2–3 месяца

Норма: «комплекс оживления» при виде взрослого, гуление («гу», «агу»), улыбка в ответ на общение, двигательная активность.

Должно насторожить: отсутствие гуканья и гуления, нет сосредоточения на лице взрослого, отсутствие улыбки в ответ на эмоциональное общение взрослого.

6 месяцев

Норма: лепет (отдельные слоги или цепочки слогов — типа «ня-ня-ня»), ребенок начинает лепетать в «разговоре» со взрослым.

Должно насторожить: отсутствие лепета, не прислушивается к речи взрослого и к своим вокализациям, не наблюдает за артикуляцией взрослого.

9 месяцев

Норма: модулированный лепет (лепетные цепочки удлиняются, усложняются, появляется интонация).

Должно насторожить: отсутствие лепета, невнимание к речи взрослого, отсутствие подражаний речи взрослого.

12 месяцев

Норма: первые слова (типа «мама», «папа», «дай», «на», «дядя», «би-би»), многозначность слов, слово сопровождает жестом.

Должно насторожить: отсутствие первых слов, отсутствие жеста, не откликается на свое имя, не различает «своих» и «чужих».

18 месяцев

Норма: «лексический взрыв» (увеличение активного словарного запаса до 50 слов, усложнение слов до 2–3 разных слогов), появление однословных предложений («Бух!», «Дай!», «Пить!»).

Должно насторожить: отсутствие первых слов или наличие всего нескольких слов (типа «мама», «няня»), использование жестов без слов или только со звукоподражанием.

24 месяца

Норма: легко повторяет и употребляет простые фразы (типа «Мама, стой!», «Дай пить сок!»), активное увеличение словаря (более 200 слов), усвоение грамматического строя речи (число и род существительных), задает такие вопросы, как «Что это?» и т. п.

Должно насторожить: ограниченное количество слов, звукоподражаний, отсутствие фразы, преобладание жестов над активной речью.

36 месяцев

Норма: самостоятельная речь из сложных предложений, словарь состоит из более чем 1000 слов, активное усвоение частей речи и грамматики (словообразование, словоизменение и др.).

Должно насторожить: ограниченное количество слов, звукоподражаний, фраза есть, но речь невнятная или отсутствие фразовой речи.

Не надо откладывать!

Если вы замечаете отставание от нормативных показателей, не следует ничего ждать, стоит лишний раз проконсультироваться со специалистом. Пусть лучше сейчас он не найдет никаких отклонений, чем потом вам придется наверстывать упущенное время.

Важно помнить, что в любой ситуации с задержкой в развитии речи необходимо комплексное обследование, поскольку речь — это одна из самых сложных функций человеческого организма. И любые проблемы в состоянии здоровья могут непосредственно ухудшать условия для развития речи. Специалисты, которых необходимо посетить: педиатр, невролог, логопед, психиатр, оториноларинголог, дефектолог, окулист, психолог, ортопед, ортодонт.

Если у вас появились вопросы, вы можете обратиться к логопеду, в поликлинику, в службу ранней помощи, в консультационный пункт в детском саду, в Службу оказания услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи по месту жительства. Консультант Службы совместно с родителями найдет решение возникающих проблем, подскажет, куда обратиться за помощью. Получить бесплатную консультацию можно очно или дистанционно (по телефону или посредством письменного обращения).

Для получения консультации необходимо позвонить по номеру «Горячей линии по оказанию помощи родителям» 8 (800) 444-22-32 и/или обратиться в Службу на портале Растимдетей.рф, выбрав нужный регион.

Поделиться в соцсетях