background picturebackground picture

Летний досуг детей

Дошкольники

Школьники

Подростки

571

«Свободное время» не равно «пустое времяпрепровождение»

Как можно решить проблемы свободного времени подрастающего поколения? Один из возможных путей — разумная и правильная организация досуга детей и молодежи в учебное время и, что не менее важно, более мудрое использование каникулярного времени. Александр Камнев, профессор кафедры социальной коммуникации и организации работы с молодежью факультета «Социальная коммуникация» МГППУ, рассказывает, на что необходимо обратить внимание родителям при выборе детского летнего лагеря и как подготовить ребенка к поездке.

Месту отдыха детей уделите особое внимание

Как быть, если вы работающий родитель и не имеете временно́й возможности полноценно уделять внимание ребенку в период каникул? Конечно, исходя из текущего положения, такую задачу берут на себя общество и соответствующие учреждения. Особое место среди структур, способных эффективно выполнять такую задачу, занимают детские лагеря отдыха, оздоровления и развития. Именно в лагере, в условиях новизны информации, проживания различных ситуаций и деятельного обучения можно восполнить пробелы воспитания и образования, особенно в области экологического мышления, здорового образа жизни, профилактики вредных привычек. При этом очень важно понимать, что воспитание в условиях лагеря должно осуществляться не стихийно, а системно и на научной основе. Именно поэтому каждому родителю стоит обратить внимание на идеологию учреждения, где предполагается детский отдых.

Как же выбрать детский каникулярный, в частности летний, лагерь? Если вас интересуют программные лагеря, то о них можно узнать на различных сайтах в интернете. Если вас интересуют вопросы о том, что нужно знать о детском лагере, предлагаем рассмотреть некоторые пункты, на которые стоит обратить внимание.

Финансовые расходы

Для начала стоит узнать стоимость путевки в ДОЛ и все дополнительные траты, включая дорогу, экскурсии, определенную сумму на личные расходы ребенка и др., а после этого оценить свои возможности. Правильнее всего рассматривать и сравнивать цену по стоимости одного дня пребывания в лагере.

Рекомендуем также сразу узнать о трансфере, если лагерь находится в другом регионе, и о том, включена ли программная часть в стоимость путевки. Более того, очень важно получить информацию о качестве программы, если лагерь позиционирует себя как программный.

Временные рамки

Необходимо узнать о временны́х рамках смены. Продолжительность смен в разных лагерях может варьироваться: 7 дней, 14 дней, 21 день и т. д. Заранее уточнить дни заезда и выезда детей, чтобы сопоставить их с планами семьи.

Неплохо заранее узнать и о режимных моментах, в частности о распорядке дня данного лагеря, чтобы для ребенка не была сюрпризом информация о том, что, например, ложиться спать ему придется в 22:00, а не в час ночи. В лагере всегда действует особый режим дня, и его соблюдение обязательно для всех участников.

Профиль, программная направленность лагеря и конкретной смены

В каждом детском лагере составляется план творческих, оздоровительных, образовательных и развлекательных мероприятий. Какие направления и программы являются наиболее распространенными в детских лагерях?

  • Лечебно-оздоровительные лагеря (программы). Здесь упор делается на оздоровление и отдых, коррекцию и профилактику заболеваний.
  • Спортивные, военно-патриотические, туристические, трудовые лагеря (программы). Эти лагеря и программы отличаются повышенной физической нагрузкой и дисциплиной.
  • Тематические лагеря (программы). Программы этих лагерей насыщены предметами, играми и мероприятиями по определенным тематикам (естественно-научные, творческие, этнографические, музыкальные, языковые и др.). Здесь присутствует общая концепция смены, связанная с темой лагеря или программы.
  • Лагеря (программы), связанные с развитием определенных личностных качеств ребенка. Программы этих лагерей ориентированы на формирование определенных качеств ребенка, например, социальных, лидерских, патриотических и др. В таких лагерях большое внимание уделяется разнообразным тренингам, включая психологические.
  • Познавательные, исследовательские, экологические, краеведческие, языковые лагеря (программы). Участвуя в этих программах, дети могут расширить диапазон своих знаний в области интересующих их дисциплин и направлений и даже получить дополнительную начальную профессиональную подготовку.
  • Существуют также лагеря религиозной направленности, а также художественные, музыкальные, театральные, компьютерные, кинематографические, танцевальные и многие другие.
Условия пребывания и отзывы

Благодаря информационной открытости, на сайтах многих лагерей имеются фотографии мест проживания, столовой, медицинского корпуса и инфраструктурных объектов. Если у ребенка есть специфические рекомендации в еде, лучше сразу уточнить, насколько возможно их соблюдение в условиях рассматриваемого лагеря. Важно отметить, что ознакомление с отзывами прежних участников программ никогда не будет лишним и подскажет вам все нюансы, с которыми может столкнуться ребенок во время отдыха.

Иные организационные моменты учреждения

Родителям важно уделить внимание информации о сотрудниках (вожатых, преподавателях, инструкторах) организации, взаимодействующих и работающих с детьми. Узнать, какую подготовку они проходят перед работой (и проходят ли вообще).

Уточнить особенности пребывания в лагере. Например, можно ли пользоваться личным мобильным телефоном или нет.

Ознакомиться с идеологией и ценностями лагеря, которые транслируются детям во время смены. Обратить внимание на то, как позиционирует себя лагерь. Есть ли у него свой сайт. Проанализировать, достаточно ли информации об этом лагере в социальных сетях, обновляются ли новости о лагере, имеются ли «живые» отзывы.

Обязательно нужно ознакомиться с разделом «Документация» и убедиться в наличии у лагеря всех требуемых для работы с детьми лицензий. При оформлении путевки необходимо внимательно изучить все пункты и сразу обсудить те, с которыми вы можете быть не согласны.

Проект «Отдых и учеба с радостью»

Приведем пример деятельности одного из программных экологических лагерей, работающих в рамках проекта «Отдых и учеба с радостью». Это необходимо для более полного понимания процесса организации детского отдыха в современном обществе.

Проект был создан командой педагогов МГУ имени М.В. Ломоносова и Российской академии наук в 1995 году. В течение многих лет он последовательно включал в себя новые и новые программы. Так, например, появились научно-приключенческая программа «ОкеаниЯ»; этнокультурная программу «Вождь краснокожих»; приключенческая программа «Храброе сердце»; программы профессиональной подготовки «Самоделкино», «JAMaica», «Lingvocamp», «Матроскин», «Маугли». На базе принципов, целей и задач проекта сформировалась единая концепция «Деятельное экологическое образование».

Основные цели программ проекта «Отдых и учеба с радостью», с одной стороны, соответствуют целям любого детского лагеря: увлечь и порадовать, укрепить здоровье детей. С другой — воспитать у подрастающего поколения ответственность за свои поступки перед обществом и природой.

Основные задачи проекта «Отдых и учеба с радостью»:

  • воспитание экологической нравственности, развитие экологической культуры;
  • непрерывное экологическое образование;
  • последовательное духовно-нравственное и патриотическое воспитание;
  • популяризация современной науки;
  • ранняя профориентация детей;
  • неназидательная профилактика вредных привычек.

С помощью программ авторы и организаторы проекта старались предоставить детям и молодежи возможность участия в реальном и ответственном деле, то есть именно в том, чего им может не хватать в обыденной жизни.

Разработка каждой программы основывалась на принципах и методах деятельного (то есть практико-ориентированного) обучения. Занятия, как и весь набор материального и методического обеспечения, составляют педагогический инструментарий разностороннего развития личности ребенка и подростка. Что важно отметить, программы деятельного образования оказывают позитивное воспитательное влияние не только на детей, но и на молодежь, студентов, которые участвуют в проекте в качестве вожатых и инструкторов разных дисциплин. Такое взаимодействие способствует самоактуализации молодых людей, дает им возможность проявить себя с разных сторон, в необычных условиях, в самых разных сферах деятельности.

Важнейшей целью программ является развитие экологической культуры в самом широком смысле. В настоящее время экологическое воспитание уже не является чем-то особенным, оно вошло в саму плоть образовательного процесса. Наряду с воспитанием физическим, патриотическим, духовно-нравственным в любом детском учреждении осуществляется и экологическое воспитание. Без обязательного экологического воспитания уже невозможно представить себе нормальное будущее человечества. И именно нацеленность в будущее определила необходимость изменить парадигму образования, шагнуть на новую ступень его в интересах устойчивого развития.

Вместе с тем речь не может идти об эффективности образования в условиях «кабинетной учебы». Современным учащимся необходимы деятельность, приключения, позитивные эмоции, радость открытия, самостоятельность и многие другие элементы, которые мы постарались включить в концепцию деятельного экологического образования. Именно поэтому в программы проекта были включены:

  • элементы научных экологических исследований с использованием настоящего научного оборудования и написание первых самостоятельных работ;
  • освоение азов туризма и альпинизма;
  • управление катером, парусными лодками, байдарками, каноэ;
  • погружения с аквалангами (в том числе для сбора проб при мониторинге);
  • конные походы;
  • знакомство со звездным небом и основами астрономии;
  • работа в стекольной мастерской, на гончарном круге.

В результате реального прикосновения к этим дисциплинам дети и подростки по-другому начинают смотреть на школьные предметы. Ребят всегда привлекают романтика, приключения, возможность попробовать то, что было недоступно раньше, то, что не всегда удается получить в обыденной жизни. Более того, вода, песок, морское дно, прибрежные скалы, ночное небо, деревья и травы, а также физическая нагрузка, ежедневная усталость, эмоциональная разрядка, масса новых впечатлений, новых знаний, которыми можно будет поделиться со сверстниками, элементы часто недостающего детям риска и экстрима меняют детей на глазах. Они взрослеют. А для кого-то новое увлечение становится профессией.

С 1995 года научно-приключенческие программы проекта «Отдых и учеба с радостью» были реализованы в крупнейших детских центрах России. В них приняло участие более 50 тысяч детей, подростков и студентов. Дети из самых разных регионов, стран и социальных слоев имели возможность близко познакомиться с удивительным миром моря и живой природы, общаться с уникальными людьми: учеными, космонавтами, деятелями культуры, путешественниками, попробовать множество интересных и необычных видов деятельности. Многим из них программы дали возможность вести настоящую исследовательскую работу, участвовать в конференциях, готовиться к поступлению в ведущие вузы страны, а затем учиться в них и вообще найти свой путь в жизни. Сотни детей и подростков приняли участие в зарубежных исследовательских экспедициях, погружениях и туристических походах повышенной сложности, получили сертификаты дайвера и туристические разряды.

Как подготовить ребенка к поездке в лагерь

Помимо выбора детского лагеря, перед родителями встает еще один важный вопрос. Предлагаем рассмотреть, что же необходимо учесть заранее, чтобы отдых ребенка прошел на ура.

Во-первых, рекомендуется выбирать лагерь вместе с ребенком (среди уже подобранных вами вариантов). Более того, стоит посмотреть фотографии смен, видеоролики, почитать статьи о лагере, рассказать о планируемых занятиях, тематике лагеря. Если у ребенка ко всему увиденному и услышанному есть интерес — вы попали в точку! Если же никакого отклика нет, а отдых в лагере совсем не выглядит заманчивым и интересным для вашего ребенка, то стоит отнестись к этому с вниманием.

Во-вторых, расскажите ребенку о распорядке дня в лагере и необходимости его соблюдения. Объясните ему, что грамотное распределение времени способствует не только продуктивной работе, но и отличному отдыху. Можно заранее, еще в домашних условиях, попробовать его соблюдать. К примеру, начать делать зарядку по утрам, ведь без нее не проходит ни одно утро в лагере.

Стоит очень коротко рассказать ребенку о том, что в каждой организации есть свои правила. Например, известно, что во многих лагерях есть правило поднятой руки, которое означает, что в момент поднятия педагогом руки вверх все присутствующие обращают на него внимание и начинают внимательно слушать. Если заранее оговорить все эти моменты, на наш взгляд, будет проще и с их соблюдением.

Во многих лагерях существует еще одно особое правило: жизнь без гаджетов. Очень важно, чтобы для ребенка это не было новостью при заезде в лагерь. Иначе впечатление от долгожданного отдыха будет сразу же испорчено неосуществившимися ожиданиями.

Если ребенок впервые едет отдыхать без родителей

Если вы отправляете ребенка впервые, то, вероятно, стоит убедиться в том, что он готов к самостоятельной жизни в детском коллективе. Для того чтобы не испортить отдых ребенку, стоит научить его:

  • ухаживать за собой (купаться, мыть голову, чистить зубы);
  • самостоятельно выбирать еду и пользоваться столовыми приборами;
  • обращаться к взрослым (вожатым) с любым вопросом за помощью;
  • одеваться, выбирать и менять одежду, знать свои вещи, разграничивать грязное и чистое;
  • самостоятельно стирать носки и нижнее белье.

Так как вас не будет рядом с ребенком в течение лагерной смены, грамотным решением будет рассказать ему, что:

  • ему важно запомнить своих вожатых и номер отряда;
  • он всегда может обратиться к своему вожатому с любым вопросом, просьбой, рассказом;
  • если ребенок почувствует недомогание, обязательно нужно сразу сообщить вожатому;
  • не стоит оставлять свои личные вещи где попало;
  • нельзя брать без разрешения чужие вещи и пользоваться ими;
  • стоит соблюдать правила общежития (не включать свет или не шуметь, когда другие спят, и др.).

Сбор детского чемодана лучше производить родителю, но при участии в этом ребенка. Важно, чтобы он знал, где что лежит и какие вещи вы кладете ему с собой.

Лучше в чемодан добавить опись вещей (так ребенку будет проще собирать чемодан при отъезде из лагеря), подписать вещи, а также можно наклеить на чемодан отличительный знак или написать фамилию и имя ребенка.

Не стоит давать в дорогу ребенку продукты, особенно скоропортящиеся. Можно дать бутылочку воды, печенье (в индивидуальной упаковке), а также банан, яблоко.

Будьте внимательны к ребенку, поддерживайте его. Помните, что лагерь — новая среда для него. И конечно же, самое главное, чтобы вы сами были готовы к такому расставанию.

На основе всего вышесказанного можно сделать следующий вывод.

Грамотный выбор места летнего отдыха детей позволит подарить ребенку настоящее радостное лето.

Материал подготовлен при содействии Отдела по информационной политике и связям с общественностью МГППУ.

Поделиться в соцсетях