Арт-терапия для детей
Арт-терапия — одно из направлений психологии и психотерапии, в основе которого лежит терапия творчеством. Такой метод позволяет деликатно работать с состоянием ребенка, не вызывая негативных эмоций и обеспечивая ребенку комфортное эмоциональное состояние, что в итоге способствует развитию способности к самопознанию, самовыражению и приводит к улучшению психологического здоровья. О терапии искусством и творчеством, принципах такого лечения и важности арт-терапии для особых детей рассказывает Елена Береговая, кандидат педагогических наук, директор благотворительного фонда «Образ жизни».
Область применения
Область применения средств арт-терапии практически безгранична. Она особенно эффективна в борьбе со стрессами, депрессиями, страхами, фобиями, а также хроническим стрессом, низкой самооценкой, высокой конфликтностью, импульсивностью, неудовлетворенностью собой и своей жизнью, навязчивыми страхами и повышенной тревожностью. Помогает в случаях проявления немотивированной агрессии и при преодолении последствий психологических травм. Арт-терапия может стать выходом для тех, кто не желает посещать традиционного психотерапевта, например, для подростков, столкнувшихся с кризисом переходного возраста.
«Творчество является неотъемлемой частью развития ребенка. Преимущество арт-терапии в том, что, созидая и создавая, дети естественным для них образом рассказывают о себе, своих чувствах, эмоциях, переживаниях, страхах. Все, что волнует ребенка, он легко может выразить через творческую деятельность», — говорит Елена Береговая.
Направления арт-терапии
Арт-терапия имеет несколько направлений, среди которых: изотерапия, библиотерапия, песочная терапия, фототерапия, сказкотерапия, танцевальная терапия, куклотерапия, музыкотерапия, цветотерапия. Направления и техники подбираются с учетом запроса, а также возможностей и желаний ребенка.
Изотерапия — распространенный метод арт-терапии, широко применяющийся для коррекции нарушений поведения, при речевых и слуховых расстройствах.
Музыкотерапия чаще всего используется для коррекции эмоциональных отклонений, навязчивых страхов, двигательных и речевых расстройств, при возникновении трудностей с коммуникативными навыками.
Куклотерапия помогает в социальной адаптации, при нарушениях поведения, заикании, страхах и эмоциональных травмах.
Использовать арт-терапию как метод коррекционной работы могут только специалисты, имеющие профильное образование, проходившие курсы повышения квалификации и с определенным уровнем подготовки. Потому что, как и любое лечение, этот метод имеет противопоказания.
Однако многие упражнения этого метода или их элементы могут применяться и в профилактических, общеразвивающих занятиях и способствовать налаживанию взаимопонимания детей и взрослых, улучшать их психоэмоциональное состояние.
К материалам, используемым в арт-терапии, относятся: бумага различного качества и размера, краски (акварельные, акриловые, гуашевые), пастель (масляная и сухая), карандаши различной твердости, фломастеры и маркеры, художественный уголь, материалы для коллажей (различные старые журналы с цветными иллюстрациями, куски текстиля, фольга, мотки шерстяных и хлопчатобумажных ниток и т. п.), а также глина, клей, скотч. В качестве инструментов могут применяться кисти для работы с водорастворимыми красками, ножницы, швейные иглы, вязальные спицы и другие инструменты, необходимые в создании тех или иных творческих продуктов.
Некоторые техники и упражнения арт-терапии для профилактической работы
Аппликация
Цель: развитие мелкой моторики, координации, пространственного мышления, творческих способностей.
Необходимые материалы: ножницы, раскраска (можно использовать заранее подготовленный рисунок, но он должен быть контурным и не раскрашенным), цветная бумага, картон, ткань, карандаши, фломастеры и другие материалы для творчества.
Предложите ребенку на выбор несколько изображений для создания аппликации и материалы, из которых ее можно сделать.
Ребенок, проявляя творческую фантазию, придает цвет и форму изображению с помощью выбранных материалов. Материал можно резать, рвать (если это возможно), складывать. Полученные детали приклеиваются на картинку, постепенно заполняя ее. Материалы можно смешивать, например, часть аппликации сделать фольгой, часть — бумагой и фломастерами.
По завершении обсудите с ребенком процесс выполнения и полученный результат. Для детей с нарушением интеллекта, речи важен сам процесс тактильной и сенсорной стимуляции. Результат выполненного упражнения можно извлечь из эмоционального отклика ребенка.
Песок
Цель: развитие навыков коммуникации, снижение агрессии и тревоги.
Необходимые материалы: песок. Для некоторых упражнений отдельно могут понадобиться: фишки, декоративные камни, ленты, кисточки, палочки.
Игра с песком — это естественная для детей форма деятельности, которая поможет выразить свои переживания, желания и страхи через игру.
Разнообразие видов игр позволяет подобрать подходящий вариант для ребенка.
- Насыпьте песок в ящик, спрячьте там несколько предметов (маленькую игрушку, декоративный камень или что-то другое) и попросите ребенка найти «клад».
- Спрячьте большую игрушку в песке, и, когда маленькая часть будет открыта, ребенок может попробовать угадать, что же там спрятано.
- Сделайте букву Л из песка и превратите ее в А (вариации могут быть любыми).
- Нанесите клей на картон в виде рисунка и попросите ребенка сверху насыпать песок. После этого стряхните излишки — получится красивый рисунок.
Игра с песком предоставляет ребенку возможность изменения дискомфортной ситуации. Играя, он понимает, что может повлиять на ситуацию и учится преодолевать трудности. Такие упражнения помогают избавиться от страхов, неуверенности и способствуют общей релаксации.
Важность лечения творчеством особых детей
Арт-терапия для детей с особыми потребностями — важная часть коррекционной работы. Когда дети рисуют, сочиняют рассказы и сказки, они учатся говорить о своих переживаниях, желаниях, чувствах. Мягко, но эффективно воздействуя на ребенка, терапия искусством приносит наслаждение процессом.
Это способ социальной адаптации. Арт-терапия особенно важна для инвалидов, которые в силу физических или психических особенностей своего состояния зачастую социально дезадаптированы, ограничены в социальных контактах. Творческий опыт, осознание себя, развитие новых навыков и умений позволяют этим людям более активно и самостоятельно участвовать в жизни общества, расширяют диапазон их социального и профессионального выбора. Развитие творческого потенциала человека способствует развитию его возможности принимать решения, более успешно строить свою жизнь.
Цель проведения арт-терапевтических занятий для детей с ограниченными возможностями здоровья — это коррекция внутренних психологических конфликтов, проблем коммуникации и социализации, стимулирование развития психических познавательных процессов, снижение тревоги и агрессии, развитие творческих способностей, эстетическое воспитание.
Социализация средствами искусства для детей с ограниченными возможностями здоровья является эффективным методом, способствующим эмоциональному развитию.
Учитывая это, в 2021 году благотворительный фонд «Образ жизни» открыл «Дом под солнцем» — пространство для людей с ограниченными возможностями здоровья. Здесь в творческих мастерских под руководством опытных наставников дети и молодые люди с особенностями развития осваивают различные художественные практики, пробуют себя в таких направлениях, как художественная анимация, мокрое и сухое валяние, мозаика, работа с полимерной глиной, лепка, роспись по керамике, флористика, танец, мягкая игрушка и многое другое. Также ребята знакомятся с основами компьютерной и финансовой грамотности, принимают участие в занятиях по ритмике и адаптивной физкультуре.
«Основная задача центра дневной занятости „Дом под солнцем“ — социализация и адаптация детей и молодых людей с нарушениями развития. И значительный акцент в своей работе мы делаем на занятиях творчеством, когда искусство выступает как средство социализации ребенка, его адаптации, стабилизации эмоционального состояния. Занятия любимым видом искусства, творческие мероприятия, проводимые в центре, позволяют ребятам быть более раскрепощенными, раскрывают новые границы и открывают новые возможности во взаимоотношениях. Занимаясь в творческих мастерских, ребята общаются, делятся эмоциями, учатся дружить и радоваться успехам друг друга», — рассказывает Инга Жгенти, руководитель центра дневной занятости «Дом под солнцем».
Немного истории
Положительное воздействие искусства на душевное состояние человека известно с незапамятных времен, но серьезно рассматривать арт-терапию стали в первой половине XX века. Термин «Арт-терапия» (терапия искусством) впервые употребил британский врач и художник Адриан Хилл в 1938 году при описании своих занятий изобразительным творчеством в санаториях с пациентами, больными туберкулезом. Он отмечал, что занятия творчеством помогают пациентам справиться с болезнью. Позже методы арт-терапии применялись для реабилитации детей с тяжелыми психологическими травмами, вывезенными из нацистских лагерей в конце Второй мировой войны.
Сегодня арт-терапия является независимой дисциплиной, в рамках которой созданы обучающие программы, выпускаются специализированные журналы, проводятся конференции, семинары и мастер-классы, она применяется в разных областях медицины.