Психолог о том, как не допускать скандалов в магазине
«Ма-а-ма-а, купи-и-и!» — в магазине на полу лежит малыш лет трех-четырех и отчаянно кричит. Рядом — испуганная и растерянная мама, которая пытается его уговорить. Такую картину практически каждый день можно наблюдать в любом отделе игрушек. Именно поэтому многие родители обычно стараются не брать детей в магазины. Но что если попытаться предотвратить подобные ситуации? Договориться заранее можно с любым малышом, даже очень ранимым и впечатлительным, уверена педагог-психолог Екатерина Болдырева, руководитель социально-психологической службы Центра развития творчества детей и юношества (г. Воронеж), призер конкурса «Педагог-психолог России — 2021». Сегодня она расскажет о том, как избежать скандалов и истерик в магазинах и объяснить ребенку, что всего на свете не купишь.
Он постоянно требует что-то купить: почему?
Давайте начнем с того, что нервная система у ребенка еще до конца не сформирована, поэтому и желания у него возникают спонтанно. Часто бывает так, что малыш просто не может их контролировать. И просьбы что-то купить как раз из этой области.
Как обычно ведут себя родители, когда слышат требования о покупке? Чаще всего сначала пытаются договориться. Но потом, услышав крики и поняв, что вот-вот начнется истерика, сдаются и идут к кассе. Мало кто готов выдержать «позор» до конца — и уйти с пустой тележкой и кричащим ребенком под мышкой под осуждающие взгляды.
Психологи называют несколько причин, по которым большинство детей чаще всего постоянно требуют новых покупок.
С ребенком не договорились
Обычно такое происходит, если родители не договорились заранее с малышом, за чем конкретно идут в магазин. И ребенок понимает, что может брать на полках все, что угодно. А потом скандалить погромче, чтобы купили обязательно.
Очень большой соблазн
Когда вокруг так много игрушек или сладостей, что глаза разбегаются, так и хочется что-то себе забрать. Это вполне нормально для малыша, такие чувства и эмоции контролировать сложно.
Манипуляция
Если походы в магазин со скандалами — это частая ситуация для семьи, то крик и требования становятся манипуляцией. Ребенок точно знает, что мама или папа обязательно сдадутся.
Родители не выполняют обещания
Иногда бывает так, что, планируя поход в магазин, родители четко определяют цели, а придя в супермаркет, меняют свое мнение и разрешают купить игрушку или шоколадку. Тогда малыш понимает, что все сказанное до этого не имеет никакого значения.
Я тебя люблю = я тебе куплю
Большинство родителей сегодня работают так много, что им не удается уделять достаточно времени ребенку. И поэтому они компенсируют недостаток внимания подарками и различными покупками. Так они выражают свою любовь. А дети привыкают к такому типу внимания и требуют все новых и новых подарков.
Хочу и всё тут!
Психологи всегда говорят о том, что нужно хвалить ребенка. Однако никто из специалистов не рекомендует использовать слова «самый (самая)». Сообщая малышу о его исключительности и о своей готовности сделать для него буквально все, мы растим ребенка, который не будет считаться ни с чьим мнением и будет постоянно требовать внимания и подарков.
Обрати на меня внимание!
Недостаток внимания тоже может стать причиной требовательности ребенка. Так малыш пытается установить хоть какой-то контакт с родителями, которые все время заняты.
Когда покупки действительно нужны
Планируя покупки, обязательно нужно учитывать и основные потребности ребенка, заранее определиться, что действительно нужно, а что может подождать.
Чаще всего говорят о трех типах потребностей у ребенка.
Безопасность
Первый тип — потребность в безопасности. Обычно речь о том, что ребенок просит купить что-то для защиты. Это может быть милый ночник или мягкая игрушка, с которой можно будет спать и не бояться монстров под кроватью. К этому же типу покупок относятся и модные игрушки, которые могут придать определенный статус в детской компании, например, такая же кукла, как у самой популярной девочки, или машинка, которую рекламируют. Просьбы, которые продиктованы потребностями безопасности, не нужно просто молча игнорировать или безапелляционно отвергать. Постарайтесь поговорить с ребенком, выяснить все его мотивы и дальше уже принять решение, стоит ли покупать или отложить покупку. Но свое решение нужно обязательно объяснить и договориться. Например, сказать, что в другом магазине эта игрушка будет дешевле или что лучше купить ее во время распродажи.
Внимание
Второй тип — потребность во внимании. Очень часто очередная покупка может служить для ребенка доказательством того, что его любят, на него обратили внимание. В таких ситуациях лучше заменить покупку игрушки настоящим вниманием и провести время с ребенком — куда-то сходить, поиграть, порисовать. Вы удивитесь, но чаще всего ребенку нужно именно это, а не новые куклы или роботы.
Развитие
Третий тип — потребность в развитии. Чаще всего это желание попробовать или сделать что-то новое (необычный вкус мороженого, жвачки, новый аттракцион, катание на коньках или роликах и т. д.). Обиднее всего для родителей, когда новинка ребенка разочаровала, и получается, что деньги потрачены впустую. Поэтому не потакайте мимолетным просьбам сразу, попробуйте выждать некоторое время, и если желание сохранится и усилится, то постарайтесь его выполнить. Или замените чем-то, что вам по силам.
Устанавливаем правила
Конечно, нельзя объяснить дошкольнику за один раз, что кошелек у родителей не бездонный, и всего сразу не купишь. Это долгий и кропотливый труд, постоянная работа, которая требует терпения и установления определенных правил. Как только малыш научится принимать эти правила, поймет их, так и необходимость закатывать истерики и скандалы в магазинах пропадет сама собой. Даже до трехлетнего ребенка можно донести, что у каждой семьи есть свои потребности и возможности, с которыми обязательно нужно считаться.
Договаривайтесь с ребенком заранее
Постарайтесь планировать походы в магазин с ребенком заранее и перед выходом проговорите все условия. Если у вас есть возможность купить какую-то игрушку или сладость, обсудите это тоже. Или договоритесь, что сделаете это в следующий раз. Важно проговорить все нюансы: цену, выше которой вы не сможете купить, размер шоколадки или игрушки, поведение ребенка в магазине и т. д. И обязательно попросите малыша повторить все ваши договоренности.
Составьте список покупок
Заведите блокнот, в котором будете составлять список покупок, и берите его с собой. Заранее напишите весь перечень, обсудив его с ребенком, объясните, что и зачем вы будете покупать. Если вы готовы, добавьте туда и покупки для ребенка.
Разговор, а не скандал
Это правило должно быть самым важным и непреложным: в магазине нельзя истерить, требовать, кричать и топать ногами. Такое поведение означает только то, что родители уходят из магазина без покупок вообще. Любую проблему можно решить словами и договором заранее.
Обязательно будьте последовательны в своих действиях. Если вы договорились, не отступайте от своих слов, как бы тяжело ни было, как бы вас ни уговаривали и ни упрашивали. Сдадитесь один раз — и ребенок будет знать, что можно будет «прогнуть» вас снова. Постарайтесь рассмотреть каждую просьбу, объяснить свое решение, а не отмахиваться.
Умение договариваться, устанавливать правила и соблюдать их, находить компромиссы — залог хороших отношений.
Материал подготовлен при содействии Центра родительской компетентности ВГПУ.