background picturebackground picture

Кризис 7 лет: переход на новый уровень

Дошкольники

Школьники

695

Что происходит в развитии психики младшего школьника

Переходный возраст в жизни ребенка встречается несколько раз. Один из важнейших этапов — трансформация дошкольника в школьника, которая сопровождается кризисом. О том, как ребенку и родителям пережить этот, безусловно, трудный момент, рассказывает доцент кафедры «Возрастная психология им. проф. Л.Ф. Обуховой» факультета «Психология образования» МГППУ Юлия Кочетова.

Что меняется в жизни ребенка

Между дошкольником и школьником существует огромная разница. В возрасте 6–7 лет дети начинают терять свою детскую непосредственность. Раньше малыш не умел, да и не имел потребности скрывать свои чувства и мысли и вел себя естественно, не сдерживая эмоций.

К 7 годам ребенок приходит к осознанию своих переживаний и чувств. Он начинает понимать, что значит «я радуюсь», «я злой» и т. п, у него возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях. С этим связаны некоторые особенности, характеризующие кризис 7 лет.

Переживания приобретают смысл, благодаря чему у ребенка возникают такие новые отношения к себе, которые были невозможны до обобщения переживаний.

Причиной кризиса 7 лет является становление социального «Я» ребенка, зарождение новых социальных отношений с окружающими людьми, где он выступает уже не как дошкольник, а как взрослый человек.

Адаптация к школе

Поступление в школу подводит итог дошкольному детству, позволяет ребенку занять значимую социальную позицию и становится «стартовой площадкой» для дальнейшего перехода к подростковому возрасту.

С первых дней в роли ученика ребенок встречается с многочисленными трудностями:

  • освоение нового школьного пространства;
  • выработка нового режима дня;
  • вхождение в новый, нередко первый, коллектив сверстников;
  • принятие множества ограничений и установок, регламентирующих поведение;
  • установление взаимоотношений с учителем;
  • построение новой гармонии отношений в домашней, семейной ситуации.

Вместе с тем школьник получает и новые права: право на уважительное отношение взрослых к своим учебным занятиям, на рабочее место, учебные принадлежности.

Период освоения, принятия учебной ситуации, адаптации к школе при благоприятных условиях длится около 2–3 месяцев.

Как помочь адаптироваться к школе

Нельзя бросить ребенка в трудной ситуации, рассчитывая, что он полностью самостоятельно с ней справится, но вредна и другая крайность — перехватывание, удушение инициативы ребенка.

Родительская поддержка может быть оказана в форме повышенного интереса к тонкостям школьных заповедей, в придании сбору портфеля, подготовке к следующему школьному дню статуса ритуала.

«Вспышка конформизма», стремление выполнить все в точности так, «как сказала учительница», связана как раз с особой ценностью правил и норм для новоиспеченного школьника и должна быть принята с пониманием.

Сетования и опасения по поводу несовершенства учителей и школьных программ следует отложить до более подходящего времени.

Нужно обратить внимание на характер тех ценностей, тревог и эмоциональных акцентов, которые транслируются ребенку в свободном общении: «Тебя сегодня не ругали?» — ценность послушания, «А кто еще в классе получил пятерку?» — ценность престижа, «Из окон не дует?» — бытовые ценности и др. Ребенок усвоит именно то, что вы будете ему передавать.

Новая манера поведения

Как указывают возрастные психологи, в этот период у детей появляются новые поведенческие характеристики, хорошо заметные в домашней ситуации:

  • возникновение паузы между обращением к ребенку и его ответной реакцией («Как будто не слышит!», «Надо сто раз повторить!»);
  • появление оспаривания со стороны ребенка необходимости выполнить родительскую просьбу или отсрочивание времени ее исполнения;
  • непослушание как отказ от привычных дел и обязанностей;
  • хитрость как нарушение сложившихся правил в скрытой форме;
  • демонстративная «взрослость», иногда вплоть до карикатуры манеры поведения;
  • обостренное внимание к своему внешнему облику и одежде, главное, чтобы не выглядеть, «как маленький».

Ребенок становится упрямым, требовательным, капризным, остро реагирует на критику и чаще обычного ждет похвалы.

Желая скрыть свои эмоции, но еще не умея с ними справляться, семилетка может начать манерничать, паясничать, кривляться. Если вы замечаете эти новые проявления у своего ребенка, значит кризис начался.

Позитивные моменты

Прежде всего помните, что кризис 7 лет — важный и необходимый этап в развитии. Он знаменует собой рост ребенка и его переход на следующий уровень становления личности.

Критический период — это нормально, и за негативными симптомами кроются позитивные изменения и появление новых личностных качеств.

У переходного возраста есть и положительные стороны:

  • заинтересованность в общении со взрослым и привнесение в общение новых тем для разговора (о политике, о жизни в других странах и на других планетах, о морально-этических принципах, о школе);
  • самостоятельность в занятиях (хобби) и в выполнении отдельных обязанностей, взятых на себя по собственной инициативе;
  • рассудительность.

Рекомендации родителям

Возрастной кризис 7 лет становится кризисом воспитательной системы родителей. Прежние меры воздействия, применяемые к ребенку, перестают быть эффективными. Поэтому вам, как родителям, важно проявить гибкость и пересмотреть свои взгляды на воспитание вчерашнего дошкольника. Помогите ребенку прожить трудности кризисного периода.

  1. Разъясняйте причины требований (почему надо делать что-то именно так, а не иначе).
  2. Предоставляйте школьнику новые формы самостоятельной деятельности, не подавляйте инициативу ребенка, если он хочет сделать что-то сам.
  3. Напоминайте о необходимости выполнить поручение, при этом выражайте уверенность в способности ребенка справиться с ним.
  4. Придерживайтесь базовых рекомендаций (которые имеют значение не только в кризисные периоды).

Важно не забывать:

  • разговаривать без давления, упреков;
  • критиковать не личность, а действия, поступки;
  • аргументировать отказы и замечания;
  • учить обсуждать проблемы, разбирать причины и следствия ситуации;
  • разбирать эмоциональные составляющие ситуаций;
  • обсуждать прошедший день, интересоваться действиями учителя, одноклассников, а также узнавать мнение ребенка о произошедшем;
  • составить четкое расписание, в котором будет время на выполнение домашних заданий, помощь родителям по дому, хобби, а также обязательно на отдых и любимые детские игры;
  • поддерживать связь с учителем, реагировать на любые сложности и проблемы в школьной жизни.

Если родители помогут пережить кризисный период, ребенок успешно преодолеет важный переломный момент, усвоит новые правильные психические реакции, обретет и освоит социальные навыки и роли.

Это позволит ему сформировать ответственное отношение к учебе, правильное понимание и восприятие учебного процесса. Ребенок сможет обрести новые эмоциональные навыки, осознать свое место в социуме, занять желаемую роль среди одноклассников, найти новые увлечения и интересы.

Младший школьный возраст — очень ответственный период школьного детства, от полноценного проживания которого зависит уровень интеллекта и личности, желание и умение учиться, уверенность в своих силах. Если родители будут рядом на этом этапе, помогут ребенку и себе, то кризис будет успешно преодолен и станет ступенью к новым приобретениям и свершениям.

Вебинар Юлии Кочетовой можно посмотреть по ссылке.

Поделиться в соцсетях