background picturebackground picture

Котик, зайчик, солнышко…

Родители

Младенцы

Раннее детство

Дошкольники

Школьники

323

Почему мы используем такие прозвища вместо имен

Об истории появления прозвищ и о том, безобидны ли они, рассказывает Артем Шилин, старший преподаватель кафедры социальной коммуникации и организации работы с молодежью факультета «Социальная психология» МГППУ.

Давайте для начала определимся, что же такое прозвище и какие у данного понятия истоки. История у прозвищ довольно давняя, еще во времена Древней Руси люди использовали их для определения рода занятий, места жительства, особенностей внешности или характера человека. Если вспомнить прошлое, даже царские особы имели прозвища, которые сохранились в преданиях до наших дней, — например, Ярослав Мудрый, Александр Невский, Иван Грозный и т. д.

Прозвище — индикатор, позволяющий отделить конкретного субъекта от всех остальных. Имя дается ребенку родителями при рождении, прозвище же — это социальный феномен, позволяющий подчеркнуть индивидуальность каждого конкретного человека.

Так ли безобидно прозвище?

В социальной среде каждое понятие можно интерпретировать в зависимости от контекста, в данном случае само прозвище может нести как положительную, так и отрицательную коннотацию, что определяется его этимологией и значимостью для конкретных субъектов. Бо́льшая часть прозвищ возникает на основании фамилии или имени человека, однако не все так просто. Некоторые дети с идентичными именами могут иметь различные по своему значению прозвища, что определяется следующими факторами.

Групповая принадлежность

Например, если друзья вашего ребенка сокращают его имя (например, не Игорь, а Гарик, не Александр, а Саня), то это может означать, что ваш ребенок имеет принадлежность к определенной группе друзей, у которых наблюдается близкое, доверительное взаимодействие.

Если у ребенка обидное прозвище, данное ему сверстниками, это означает, что его особенности существенным образом отличают его от группы (например, многих умных детей сверстники стереотипно называют «ботаник», что, в свою очередь, означает, что данный ребенок благодаря своей эрудиции и самопрезентации отличается от остальной группы).

Межличностная коммуникация

Вы можете называть ребенка каким-либо ласковым прозвищем (например, «малыш», «зайка») или употреблять уменьшительно-ласкательную форму его имени (Сашенька, Илюшенька, Ванечка и т. д.), что, в свою очередь, определяет ваше отношение к ребенку как теплое, нежное, заботливое и участливое. Однако стоит помнить, что, если вы назовете таким образом ребенка при сверстниках (в школе, при друзьях), это может дать повод для его закрепления и употребления не только в положительном эмоциональном аспекте, но и через призму иронии, в связи с чем рекомендуется употреблять прозвища в коммуникативном пространстве тет-а-тет.

Родители часто подают пример собственным поведением в рамках межличностных отношений матери и отца. Если вы используете уменьшительно-ласкательные слова вместо имен друг друга, ребенок воспринимает данный факт как нормотипичное явление, что может привести к использованию схожих словосочетаний по отношению к дорогим для ребенка людям при интерпретации модели поведения.

Особые приметы

Очень часто окружающие, замечая наши особенности, могут именно их использовать в качестве прозвищ (например, «ушастик» — для лопоухих, «очкарик» — для людей, надевающих очки с целью коррекции зрения, «толстячок» — для лиц, склонных к лишнему весу). Данные особенности не всегда являются положительным фактом и очень часто становятся причиной стеснительного поведения и некорректной самооценки ребенка, в связи с чем рекомендуется осторожно употреблять данные прозвища по отношению к собственному ребенку и помогать преодолеть негативные последствия при возникновении таких прозвищ в среде сверстников.

Необычные увлечения или ситуации

Иногда прозвище может иметь ситуативный характер или быть связанным с увлечением ребенка. В данной классификации необходимо обратить внимание на реакцию самого ребенка и эмоциональный посыл, с которым данное прозвище произносится в среде сверстников.

Самоидентификация

Современная социокультурная трансформация и интеграция цифровых технологий в нашу жизнь часто определяют появление прозвищ в виде никнеймов, которые сами себе дают дети. Никнейм — то же прозвище, но интерпретированное ребенком по отношению к себе. Часто по никнейму можно определить уровень самоидентификации ребенка (некоторые дети могут называть себя «красавчик» или «красотка», а другие, наоборот, используют отрицательные смысловые нагрузки — «страшила» и т. д.).

Как помочь ребенку преодолеть негативное влияние прозвища

  • Объяснить ребенку, что прозвище — не столько определение его с точки зрения позитивного или негативного аспекта, а скорее способ его идентификации.
  • Определить причину появления данного прозвища — иногда это возможность скорректировать поведение (например, в случае «непоседы» помочь ребенку тренировать усидчивость, обратить внимание на гигиену, если вдруг среди сверстников он получил прозвище «грязнуля» и т. д.).
  • Провести рефлексию сложившейся ситуации и вместе с ребенком построить траекторию выхода из данного положения.

Каждый из нас является носителем культуры, каждый из нас является гарантом безопасности нашего ребенка, что, в свою очередь, обуславливает необходимость формирования гармоничных семейных отношений, которые впоследствии будут транслироваться ребенком на собственное социальное окружение.

Поделиться в соцсетях