Выбираем сенсорные игрушки для детей с нарушениями зрения и слуха
В игре ребенок учится воспроизводить и обобщать действия с предметами, примеряет социальные роли, знакомится с социальными отношениями. Если ребенок не видит или не слышит, освоить игру ему нелегко. Как помочь такому ребенку, рассказывает старший научный сотрудник Института коррекционной педагогики кандидат психологических наук Алина Юрьевна Хохлова.
Помощь взрослого
Играть ребенок может самостоятельно, с другими детьми, при поддержке взрослого. Дети с сенсорными нарушениями самостоятельно играют меньше или не играют вообще, так как у них затруднено подражание другим людям и на этапе освоения предметных действий (процессуальная игра), и тем более подражание отношениям между людьми (ролевая, сюжетная игра). Поэтому в тех игровых действиях, которые ребенок со зрением и слухом производит спонтанно, незрячему, неслышащему и слепоглухому ребенку требуется большая поддержка взрослого.
Первое знакомство
Чтобы начать играть с игрушками, ребенок сначала должен научиться их обследовать, изучать, различать и узнавать. В этом ему могут помочь сенсорные игры. В таких играх ребенок получает непосредственное представление о физических свойствах разных предметов: текстуре, величине, весе, температуре, цвете, звуке. Он учится ощущать эффекты от действий с ними. Например, если ребенок уронит рядом с собой колокольчик или мячик, он услышит разные звуки и ощутит разные вибрации. Ребенок начинает лучше осознавать и различать свои ощущения — остаточные слуховые, зрительные и тактильные — и учится с их помощью познавать мир.
Как выбрать игрушки
Маленьким детям с частичной потерей зрения полезно играть с контрастными по цвету игрушками, например, черно-белыми или красными и желтыми. Хорошо иметь наборы мячиков или кубиков ярких цветов, причем лучше всего, если это будут парные игрушки одного цвета. Блестящие предметы тоже хорошо привлекают зрительное внимание.
Для привлечения слухового внимания и различения звуков могут пригодиться погремушки с разным качеством и громкостью звука, колокольчики, бубенчики, бубен, игрушечный барабан, музыкальные игрушечные инструменты.
Для детей, имеющих сочетанное нарушение слуха и зрения, особенно важны материалы, интересные для тактильного восприятия. Это могут быть не только специальные игрушки с разным рельефом и текстурой, но и другие предметы. Например, кусочки ткани различной фактуры (желательно парные); щетки с разной жесткостью щетины, деревянные массажеры; природные материалы (шишки, каштаны, орехи, ракушки, желуди и др.); крупные бусины и пуговицы. Хорошо, если ребенок может играть с предметами, различающимися по размеру, весу, текстуре, температуре.
Как играть
С этими игрушками можно взаимодействовать, просто рассматривая или ощупывая их, выбирая наиболее приятные, интересные для ребенка (те, которые вызывают улыбку, которые он держит в руках дольше, чем другие). Можно выбирать парные предметы — одинаковые мячики, пуговицы, кусочки ткани, бусины. Пуговицы и крупу можно наклеивать на пластилиновое поле, собирать в коробочку, пересыпать из одной емкости в другую рукой или ложкой. Бусины — нанизывать на веревочку или проволоку.
Иногда ребенок отдает явное предпочтение тактильным игрушкам с определенными характеристиками, а другими не интересуется или даже отбрасывает их. Имеет смысл предлагать ребенку не только любимые игрушки, можно дать ему несколько разных для тактильного обследования. Ориентируясь на более или менее приятные ощущения, ребенок будет сравнивать и выбирать.
Как не перегрузить ребенка стимулами
При выборе игрушек лучше избегать тех, которые стимулируют ребенка слишком сильно, вызывая перевозбуждение и нервное напряжение. Некоторые игрушки стимулируют сразу зрение, слух и тактильно-вибрационную чувствительность — резко мигающие, с громкой музыкой и вибрацией. Они развлекут ребенка, но не помогут ему развить тонкую чувствительность.
Фото:Коллекция/iStock