background picturebackground picture

Когда рождается звук

Раннее детство

7

Ловите момент и закрепляйте результат в игре

Самый распространенный вопрос логопеду — про постановку звуков в речи ребенка. Все чаще его задают родители совсем маленьких детей. О том, как формируется система звукопроизношения у ребенка и почему не стоит торопить события, рассказывает логопед, старший научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с нарушениями речи Института коррекционной педагогики кандидат педагогических наук Татьяна Кошечкина.

Ребенок умеет произносить звуки с рождения. Сразу после первого вдоха рождается и первый звук. Он совершенно рефлекторный, непроизвольный, появляющийся в силу сделанного вдоха, необходимости выдоха и напряжения всех мышц тела малыша. По мере роста и взросления ребенка способность производить звуки развивается.

Первый этап

В период гуления крик младенца становится менее продолжительным, ему на смену приходит способность произносить плавные гласноподобные и согласноподобные звуки. Не всегда аналоги этим звукам есть в нашей речи. Вместе с тем данный период очень важен в развитии звукопроизношения, поскольку в это время происходит тонкая настройка и согласование системы дыхания, голосоподачи, в некоторой степени — развитие артикуляционной моторики, но пока еще в очень простых видах — открыть/закрыть рот и т. д.

Все звуки, произносимые младенцем, имеют физиологическую основу — самые частые согласноподобные близки к произнесению звуков «к» — «г» (малыш много лежит, в том числе на спине, язык непроизвольно оттягивается кзади), «п» — «б» (смыкание губ еще достаточно сильно, а понимание раскрытия рта пока неочевидно). В этот момент уже очень важно обеспечить ребенку свободную возможность произносить эти звуки, тренируя дыхательную и артикуляционную систему, неосознанно включаться в простейший «диалог» с мамой.

Пока все происходит неосознанно, задача взрослых — не мешать, не закрывать рот ребенка пустышкой, быть рядом, поддерживая контакт и мотивируя ребенка к произношению звуков на фоне эмоционального подъема.

Вы можете замечать, что по мере снижения тонуса мышц у малыша звуки становятся более плавными, более разнообразными.

Эксперименты продолжаются

Лепет — это период активной тренировки и экспериментирования с артикуляцией, голосом, дыханием и слухом. Если у ребенка есть возможность слышать произносимые им звуки, рано или поздно у него складывается связь между ощущениями во рту и слышимым звуком. И вот она — увлекательнейшая игра! А если поднять язык к губе? А если убрать вбок? Повторить смогу? А два раза? А пять? Конечно, эти вопросы не задаются и не осознаются ребенком, но экспериментирование с артикуляционной моторикой совершенно точно происходит.

Со временем звуки становятся более похожими на звуки родного языка, совсем уж редкие элементы постепенно выходят из употребления. Все потому, что ребенок подражает моторике и звукам, которые видит и слышит в ближайшем окружении. Но не спешите отстранять от ухода за малышом бабушку, которая картавит. Нет абсолютной прямой связи между произношением окружающих и будущим звукопроизношением ребенка. Эмоциональный контакт ребенка с бабушкой важнее недоказанных гипотез.

Как закрепить результат

В этот момент ребенок способен произносить практически любые звуки, в том числе те, которые часто не умеют произносить дети в более позднем возрасте. Большое количество детей рычит в 1,5 года, часть этих детей не рычат в 5 лет и снова начнут только в 6 лет. То есть экспериментирование со звуками иногда приводит ребенка к идеально правильному варианту звука (или не идеально правильному, но все равно очень хорошему). Получившийся случайно звук можно попробовать сохранить. Например, включить его в игру (рычит тигренок, едет машина и т. д.), создав игровой образ, подходящий к звуку.

Если звук будет повторяться множество раз, он имеет все шансы закрепиться в речи навсегда. Бывает и так, что часть звуков никак не находят своего идеального варианта в лепете. Но может существовать физиологическая основа, артикуляторная база для этого звука, чтобы мы могли попробовать вызвать звук в игре.

Пример: ребенок часто поднимает язык к губам, зубам чашечкой. Но звука в этот момент не произносит. Можно положить палец на носик, показав, как подуть с языка вверх, положить веточку, травинку, листик или любой другой вариант, который придет вам в голову. Не настаивать, не устраивать занятие! Просто показать образец и сделать так, чтобы игра стала ребенку интересна и была для него проста. Таким образом мы можем уже в раннем возрасте получить большинство звуков, которые не придется формировать в дальнейшем.

Если вы получили звук и он вам очень важен, закрепляйте его, поддерживайте его произношение в разнообразных играх с ребенком.

Поскольку в формировании произношения явно наблюдается «эффект спирали» — звук появляется, пропадает, снова появляется на более поздней ступени развития, не стоит переживать, если вы пропустили этап игры ребенка со звуком, и он успел переключиться на другие артикуляционные варианты.

По мере взросления ребенка чаще всего формируются звуки раннего онтогенеза (гласные, а также согласные «м», «п», «б», «к», «г», «х», «н», «т», «д», «в», «ф» и их мягкие пары). Часто мягкие звуки появляются раньше твердых, это вариант нормы. Остальные звуки относятся к звукам позднего онтогенеза и могут формироваться позже или появиться в периоде лепета, пропасть и вернуться уже в более взрослом возрасте.

Игра вместо занятий

Так стоит все-таки ставить звуки ребенку раннего возраста или нет? Однозначный ответ — нет. Все, что мы обсуждали выше, не относится к постановке звука, а лишь описывает игровые моменты, которые помогают ребенку в развитии его звукопроизношения. Постановка звука предполагает более или менее осознанное выполнение ребенком упражнений и инструкций. Маленький ребенок еще не обладает достаточно развитым произвольным вниманием и силой воли для таких занятий. А инструкции, предлагаемые малышу родственниками без учета артикуляционных возможностей ребенка, иногда могут даже навредить.

Часты случаи, когда звук «р», который в норме может формироваться до 5–6 лет, пытаются вызвать в более раннем периоде. И ребенок, у которого вместо этого звука был артикуляционный вариант, близкий к норме (звук, приближенный к звукам «т», «д», «л» и/или полный пропуск звука), вдруг переходит по подражанию к горловому «р». Звук закрепляется и — в отличие от указанных базовых артикуляционных замен — крайне редко самостоятельно заменяется артикуляционной нормой.

Что делать родителям

Звуки у ребенка раннего возраста формируются на основе физиологических движений. Хотите новый звук? Обеспечьте возможность спонтанной, игровой тренировки артикуляционных мышц, облизывайтесь с ребенком, корчите рожицы и показывайте языки. Если артикуляционная база звука сформирована, звук появится сам. Если вы услышали звук раннего или в особенности позднего онтогенеза и хотите закрепить его в речи малыша, включайте звук в игру, обеспечивайте его частое повторение ребенком. Но всегда помните: ребенок раннего возраста не готов к занятиям, он хочет общаться и играть, это основная деятельность его возраста.

Беседовала: Анна Демина

Фото: Коллекция/iStock, Pixabay

Поделиться в соцсетях