background picturebackground picture

Киберспорт: путь в профессию будущего

Подростки

56

Современным школьникам и студентам доступна настоящая киберспортивная карьера

Киберспорт — молодой, но уже официально признанный вид спорта, который активно развивается в наши дни. Многие молодые люди хотят стать профессионалами в новой перспективной индустрии. Но ни подростки, ни тем более их родители часто не знают, с чего начать карьерный путь. На онлайн-сессиях Московского международного салона образования в апреле 2020 года профессионалы отрасли поделились своим взглядом на ситуацию.

Дать точное определение тому, что такое киберспорт, иногда затрудняются даже те, кто им сильно увлечен. Федерация компьютерного спорта (ФКС) России провела краткий опрос среди своей аудитории. Его участники ответили на три вопроса.

1. Киберспорт — игра или профессия? Результаты поделились почти поровну, но большая часть слушателей считает, что киберспорт — это игра, а не профессия.

2. Требуется ли специальное образование для работы в киберспорте? Большинство опрошенных считает, что оно не нужно.

3. Можете ли вы назвать известных личностей в киберспорте? Многие отметили аналитиков и комментаторов, спортсменов, но никто не знает о существовании киберспортивного тренера.

Что такое киберспорт

«Киберспорт — это не соревнование человека с компьютером, это соревнование между несколькими людьми, — считает директор департамента спецпроектов студии киберспортивных трансляций RuHub Игорь Бугаенко. — Компьютер здесь выступает только как некий спортивный инвентарь, так же как шахматная доска, футбольный мяч и так далее».

Чтобы игра была киберспортивной, важно, чтобы у нее были определенные свойства. Она должна иметь соревновательный элемент, быть бессюжетной и короткосессионной и обеспечивать игрокам равные изначальные условия. 

Федерация компьютерного спорта России — общественная организация, созданная 20 лет назад группой киберспортсменов, которые были увлечены любимой игрой и соревновались друг с другом. Сейчас, когда компьютерный спорт стал признанным видом спорта, у ФКС есть более пятидесяти региональных отделений, которые проводят местные соревнования. ФКС России входит в международные киберспортивные организации, формирует российскую сборную и посылает своих представителей на международные чемпионаты, где они соревнуются с лучшими игроками мира.

Чтобы получить турнирный опыт и понять принципы взаимодействия с другими игроками, нужна практика — система турниров разного масштаба, в которых игроки могли бы постепенно совершенствоваться. В этой системе, кроме игроков, задействованы судьи, комментаторы, тренеры.

Где молодые люди могут проявить себя как киберспортсмены

Проекты школьного и студенческого уровня могут быть полезны тем, кто делает свои первые шаги в компьютерном спорте. В их реализации принимают участие люди самых разных профессий.

Школьная Лига — это ежегодные соревнования среди школ. Они проводятся с октября по декабрь. В 2019 году в таких соревнованиях выступило более 1100 участников из более чем 300 школ. Первые места достались школьникам из Ульяновской области, Москвы, Алтая и Оренбурга. Это самая первая спортивная киберступень. В ней может принять участие любой российский школьник старших классов.

В 2020 году ФКС России проведет третий сезон соревнований среди сборных общеобразовательных учреждений. От каждого учебного заведения могут участвовать одна или две сборные, которые выставляют составы по видам программы, в том числе по шахматам и поиску в интернете. Подробности о Школьной лиге можно посмотреть на ее сайте.

Студенческая Лига — следующий этап профессионального развития для тех, кто интересуется киберспортом. В 2020 году осенью будет проходить четвертый турнир этой Лиги, в котором примут участие более 6 тысяч студентов более чем из 250 вузов России.

Не только гейминг

Спортивная индустрия объединяет много разных профессий: помимо самих спортсменов, это и судьи, и тренеры, и спортивные комментаторы, и аналитики. Тренер команды составляет расписание тренировок и распределяет нагрузку на игроков, разбирает с ними стратегии и тактики — индивидуальные и командные. С киберспортивными командами работают специалисты, которые определяют объем физической нагрузки, развивают их коммуникативные и иные навыки, которые необходимы для успешного участия в соревнованиях.

«Профессиональные киберспортсмены зарабатывают большие деньги: игроки топовых команд за месяц получают больше 10 тысяч долларов, — говорит Иван Возняк, продюсер киберспортивного направления Mail.Ru Group, куратор и преподаватель нового курса GeekBrains. — Киберспорт — международный бизнес и, учитывая динамику его развития, очень перспективный».

Как строить карьеру киберведущего

Как стать медийной личностью в киберспорте, какие для этого требуются таланты и навыки? «Моя работа заключается в том же, в чем и работа ведущего-аналитика в студиях традиционных видов спорта, — рассказывает ведущий студии RuHub Дмитрий Крупнов. — Ко мне приходят компетентные люди, которые разбираются в игре и готовы свою позицию и взгляд на происходящее донести до зрителей. Я им задаю вопросы, чтобы в формате беседы построить полноценный эфир».

Необходимые навыки

«Чтобы комментировать соревнования, потребуются навыки работы в кадре, понимание смысла и правил игры, умение устанавливать контакт с людьми, развитая речь, хорошая артикуляция и дикция», — говорит Дмитрий Крупнов. Не менее ценный актив — знакомства и связи. Легче попасть в индустрию, если есть рекомендации коллег или знакомые, которым можно будет сказать: я научился, я умею, вот посмотрите. Первое впечатление важно, постарайтесь произвести его так, чтобы вас запомнили. Выделяйтесь из общей массы и добейтесь того, чтобы на вас обратили внимание.

Первый опыт освещения будет не на топовых турнирах. Вам скорее всего дадут четвертую по приоритетности трансляцию, на которую будут смотреть всего 500 человек, а для киберспорта это мало. С этого начинают практически все.

В индустрии не хватает компетентных людей, так что если вы разбираетесь в предмете и умеете работать голосом, то успех вам обеспечен. Надо отдавать себе отчет в том, что работать придется много и качественно, отдавать себя работе полностью.

Варианты карьерной лестницы

  1. Киберспортивная комментаторская карьерная лестница. Начните с малого — комментируйте локальные турниры. Потом предлагайте себя в разные проекты, копите опыт, и вас заметят. В студиях периодически ищут таланты и отсматривают кандидатов.
  2. Киберспортивная некомментаторская карьерная лестница. Совершенно не обязательно приходить в индустрию изначально комментатором. Вы можете поработать менеджером или кем-то еще. Размещайте свое резюме на рекрутинговых сайтах. На таких сайтах студии ищут сотрудников бекстейджа — менеджеров, организаторов. Когда вы окажетесь в индустрии, то и у вас может появиться возможность попробовать себя в роли комментатора.
  3. Внешняя карьерная лестница — смена индустрии. Иногда профессиональные комментаторы в традиционных видах спорта пробуют себя в киберспорте.
  4. Не стоит пренебрегать случайными совпадениями. Бывает, что проводятся какие-то конкурсы или мероприятия, в рамках которых вы себя можете проявить и получить интересную вакансию. Надо активно следить за тем, когда такие случаи происходят, и не упускать свой шанс.
  5. Прямой self-promotion и поиск контактов рекрутеров/HR-менеджеров. Не сидите на месте, не ждите, что к вам придут и скажут: «Круто комментируешь, давай мы тебя наймем!» Предлагайте себя сами, ищите контакты людей из студии.

Зачем киберспортсменам поддерживать физическую форму

«Главное, чтобы дети занимались киберспортом системно, это большое и исключительно серьезное направление», — утверждает президент ФКС России Дмитрий Смит. Те, кто увлечен киберспортом, не противопоставляют себя традиционному спорту. «Киберспортсмены в полтора раза чаще занимаются обычным спортом, — рассказывает Дмитрий. — У каждого профессионального спортсмена есть свой фитнес-инструктор. Соревнования требуют от участников огромных сил; чтобы показать высокий уровень игры, нужна хорошая физическая подготовка».

Эта связь была подтверждена еще в прошлом веке шахматистами: физические упражнения повышали качество игры на 40%. «В киберспорте этот эффект еще выше, — утверждает президент ФКС России. — Поэтому мы призываем к синергии и говорим, что киберспорт — это тот вид спорта, где можно получить навыки, которые позволят молодому человеку стать успешным в современном цифровом мире».

    

Источник:

Сессии «Киберспорт: путь в профессии будущего» и «Киберспорт: игры всерьез» на Московском международном салоне образования — 2020

Фото: Коллекция/iStock

Поделиться в соцсетях