background picturebackground picture

Карьерная грамотность подростка: вопросы на миллион

Родители

Школьники

Подростки

Цифровая среда

49

Нестандартный взгляд специалиста на проблему

Представьте, что у вашего подростка есть суперспособность. Не летать, не становиться невидимым, а задавать правильные вопросы. Да-да, именно вопросы, потому что в XXI веке ценность ответов резко падает: их и так подскажут интернет или нейросети. Но вот правильный вопрос может перевернуть карьеру с ног на голову. Кто-то когда-то спросил: «Почему мы отправляем письма, а не электронные сообщения?» — и создал Gmail. А кто-то подумал: «Почему библиотеку нельзя носить в кармане?» — и подарил миру электронные книжки. Сегодня хороших результатов достигают люди, которые не просто подстраиваются под готовые шаблоны, а формируют новые подходы. И в этом процессе вопросы важнее, чем ответы. Они открывают двери, заставляют переосмыслить привычное и находить новые пути. Вместе с педагогом-психологом, экспертом Центра толерантности Еврейского музея Ольгой Давыдовой разбираемся: как помочь подростку развить эту суперспособность? И почему любопытство становится главным навыком для карьеры в будущем?

Ответы больше не правят миром

Раньше миром действительно правили ответы. Обладать знаниями означало обладать властью: ты мог процитировать энциклопедию, вспомнить даты великих сражений и телефон нужного человека или найти решение уравнения быстрее остальных. Но сегодня каждый подросток с телефоном в руках может узнать за секунду то, что еще поколение назад требовало провести несколько часов в библиотеке. Интернет сделал ответы дешевыми и общедоступными. Всегда ли верными? Нет. Но настоящая ценность теперь не в том, чтобы знать, а в том, чтобы, во-первых, уметь искать, задавать правильные вопросы и понимать, куда эти ответы могут привести, и, во-вторых, оценивать эти ответы, включая критическое мышление.

Новые профессии не возникают из набора готовых знаний. Они появляются, когда кто-то задает вопросы. Почему у всех сайтов разные интерфейсы и некоторые удобнее, чем другие? Так появился UX-дизайнер. Как сделать так, чтобы люди чувствовали себя частью сообщества? Вот вам комьюнити-менеджер. Почему привычные методы изложения материала больше не работают? Послушаем спичрайтеров, использующих сторителлинг и другие методы вовлечения аудитории. Эти люди сформировали свои роли, начав с вопросов, на которые никто еще не знал ответа.

Подростки учатся запоминать правильные ответы, чтобы пройти тесты или сдать экзамены. Но жизнь — это не экзамен с готовыми вариантами. Настоящий успех приходит к тем, кто умеет видеть проблему и спрашивать: «Почему так?» или «Что, если иначе?» Этот навык особенно важен в эпоху, когда профессии быстро меняются, а многие из них не получат свою кафедру в вузах еще лет 10–15. Обучая подростков задавать вопросы, мы готовим их не просто к рынку труда, а к тому, чтобы занять там прочное место.

Создание собственных профессий: свобода выбора

Современный мир предлагает подросткам невероятную свободу в формировании уникального карьерного пути. Теперь профессия — это не просто строчка в дипломе, а процесс, в котором ваши интересы и таланты пересекаются с потребностями общества.

Это как сборка конструктора: вы начинаете с базовых деталей — способностей, навыков, желаний и нежеланий — и постепенно формируете роль, которая идеально подходит именно вам.

Первый шаг к созданию своей профессии — это осознание того, что вам действительно интересно. Подростки (вернее, их родители) часто недооценивают свои увлечения, считая их несерьезными или недостаточно важными. Но каждое хобби может стать отправной точкой для карьеры. Любите видеоигры? Это может привести к разработке игр, созданию контента для игровых платформ или изучению гейм-дизайна. Увлекаетесь фотографией? Это путь в визуальные искусства, журналистику или создание NFT. Важно понять: интерес — это только начало, за которым стоит исследование и развитие.

Причем интерес редко ведет к чему-то единственному. Например, страсть к рисованию может перерасти в:

  • иллюстрирование или дизайн персонажей для игр и фильмов;
  • создание графических романов или анимации;
  • работу в сфере моды;
  • разработку пользовательских интерфейсов.

Любовь к математике может привести к:

  • аналитике данных в IT;
  • финансовому планированию;
  • разработке искусственного интеллекта.

Каждое увлечение — это корень, из которого вырастают ветви профессий. Важно помочь подростку увидеть весь спектр, чтобы он не ограничивался одним вариантом.

Практические вопросы, которые помогут найти направление

Чтобы направить подростка на создание уникального пути, предложите ему ответить на следующие вопросы.

  • «Что я люблю делать в свободное время? Когда никто не смотрит?» Это дает представление о личных интересах.
  • «Какие задачи вызывают у меня азарт и интерес?» Здесь скрывается потенциал для профессий, которые будут вдохновлять.
  • «Как мои увлечения могут помочь людям?» Это добавляет смысл и цель. Не обязательно великую и глобальную — чтобы спасти все человечество. Просто если то, что вы делаете, не нужно хоть каким-то людям, за это сложно будет получить деньги.
  • «Какие навыки я хочу освоить?» Это открывает новые горизонты и помогает составить план подготовки и развития.
  • «Что мне нравится изучать без принуждения?» Это подскажет направление для обучения.

Создание своей профессии — это про то, чтобы задавать правильные вопросы и позволять своим интересам эволюционировать.

Подросток может начать с изучения нового навыка, создания первого проекта (И неважно, что он не очень-то качественный, пусть! Главное — свой, не из-под палки…) или даже разговора с людьми, которые уже работают в интересующей сфере.

Что такое карьерная грамотность в 2024–2030 годах?

Карьерная грамотность сегодня — это гораздо больше, чем умение составить резюме и пройти собеседование. Что значит упоминание места работы и профессии в трудовой книжке, если вы не можете четко объяснить, чем занимались, что вам в этом нравилось, какие проблемы вы решали и в чем преуспели, разительно отличаясь от коллег? Теперь нужна способность ориентироваться в постоянно меняющемся ландшафте, адаптироваться, переучиваться и, самое главное, находить свое место в мире, который не терпит застоя.

От планов к гибкости: новая парадигма карьеры

Если раньше карьерный путь можно было сравнить с прямой дорогой, то сегодня это скорее сеть извилистых тропинок. Прогнозы Всемирного экономического форума указывают, что к 2030 году большинство людей будут менять карьеру минимум дважды, а значительная часть профессий еще даже не существует.

Карьерная грамотность — это не просто способность реагировать на перемены, а умение активно их предвосхищать. Гибкость мышления становится важнее, чем следование жестким карьерным планам.

Компетенции вместо профессий

В прошлом ключевым вопросом было: «Кем ты хочешь стать?» В будущем важнее будет другой вопрос: «Какие компетенции ты развиваешь?» Карьерная грамотность теперь подразумевает умение накапливать такие универсальные навыки, как критическое мышление, адаптивность, командная работа и эмоциональный интеллект. Эти навыки — основа успеха в любом поле, будь то наука, технологии или искусство.

 

Навыки учиться и переучиваться

Скорость изменений требует от людей постоянного обновления знаний. В 2024–2030 годах успешными профессионалами будут те, кто освоит «метанавыки» — способность не просто учиться, но и переучиваться, смело отвергать предыдущее и признавать, что «раньше было раньше, теперь все иначе». Эта позиция включает умение находить информацию, быстро адаптироваться к новым инструментам и анализировать свои сильные стороны, чтобы эффективно использовать их в новых контекстах. Те же, кто критикуют новые технологии, хихикают над ошибающимися нейросетями и их умением «рисовать по семь пальцев» и даже не попробовали научиться ими пользоваться… что ж, у нас для вас плохие новости. К счастью, поколения зумеров и альфа снобизмом не отличаются.

Карьерный дизайн: создание вместо поиска

Современная карьерная грамотность — это осознание, что профессии больше не выбираются из готового списка, они создаются. Успех приходит к тем, кто умеет формировать свою уникальную роль на пересечении интересов, навыков и рыночных возможностей. Например, программист, увлекающийся музыкой, может стать разработчиком звукового дизайна, а биолог с любовью к искусству — специалистом по биомимикрии в архитектуре. Давайте более простой пример: историк, увлекающийся журналистикой, может стать редактором и сценаристом.

Важно не столько найти себя, сколько создать пространство, где можно проявить свои сильные стороны.

 

Этика, осознанность и устойчивость

К 2030 году карьерная грамотность будет включать не только технические навыки, но и способность принимать осознанные решения. Это о том, как выбирать работу, которая не просто приносит доход, но и соответствует вашим ценностям. Устойчивое развитие, ответственность и этика становятся все более значимыми для молодых специалистов, которые хотят быть частью изменений, а не просто частью системы.

Вместо вывода

В будущем, где профессии не будут статичными, а карьерные траектории — прямолинейными, главный урок для родителей: отстаньте от детей. Им действительно виднее. Да, может казаться, что их интересы хаотичны, а мечты как-то не очень серьезны, но именно это разнообразие и есть ключ к нашей хаотичной реальности.

Вместо того чтобы навязывать «надежный» выбор, подталкивайте их к изучению себя. Пусть пробуют, ошибаются, разочаровываются и вдохновляются снова. Направляйте их не к строчке в резюме, а к осмысленному выбору, где работа станет продолжением их ценностей и увлечений. Это, кстати, залог и психического здоровья.

В конечном счете дети не рождаются, чтобы реализовать ваши ожидания. Они здесь, чтобы найти свое место в мире — возможно, там, где этот мир еще даже не построен.

Много интересных креативных и полезных материалов для родителей и педагогов, авторами которых являются наш эксперт Ольга Давыдова и другие специалисты, можно найти в телеграм-канале Центра толерантности «Давай по-человечески».

Поделиться в соцсетях