background picturebackground picture

Как закрытие школ из-за пандемии повлияет на детей

Школьники

42

Среди возможных долговременных последствий снижение качества образования, усиление неравенства, трудности социализации

Весной 2020 года из-за пандемии школьники многих стран мира учились в дистанционном режиме. В России все школы в последние месяцы учебного года перешли на занятия онлайн. Перерывы в работе школ случались и раньше, хотя и не в таком масштабе. Как пандемия скажется на развитии детей, на их учебных успехах и благополучии в будущем?

Последствия для образования

О чем говорит мировой опыт

В 2005 году ураган «Катрина» обрушился на побережье Мексиканского залива, в результате более 370 тысяч детей были вынуждены покинуть свои дома. Более 100 школ были разрушены, а те, которые не пострадали, оставались закрытыми еще несколько недель.

Когда дети снова смогли вернуться к учебе, у некоторых из них еще долго были заметны признаки тревожности, депрессии и посттравматического стресса. Спустя 5 лет провели еще одно исследование — выяснилось, что более трети этих детей отстают от сверстников в учебе по крайней мере на год.

Самым близким к нынешней пандемии примером может служить эпидемия лихорадки Эбола 2014 года, из-за которой школы по всей Западной Африке были закрыты на 8 месяцев.

Конечно, пандемия — это совсем другой масштаб. По данным ЮНЕСКО, закрытие школ затронуло почти 1,6 миллиарда учеников в 190 странах — это 90% детей школьного возраста в мире. И родители задаются вопросом: как повлияет отсутствие офлайн-уроков и привычного общения в школе на их детей в будущем?

Ответить на него трудно, потому что ни с чем подобным человечество никогда прежде не сталкивалось — даже после стихийных бедствий большинство школьников возвращается к учебе спустя несколько недель. При этом вслед за травмирующим событием часто следует длительный период снижения когнитивных способностей.

В похожей на сегодняшнюю ситуации оказывались и аргентинские школьники. С 1983 по 2014 год в этой стране прошло полторы тысячи забастовок учителей, во время которых дети иногда не ходили в школу вплоть до 3 месяцев. В 2018 году было проведено исследование среди взрослых 30–40 лет, которые пережили этот опыт, будучи детьми. Оказалось, что они реже получали высшее образование, чаще оставались без работы и в среднем зарабатывали на 2–3% меньше, чем их ровесники — выпускники школ, не затронутых забастовками.

В чем сложность онлайн-обучения

Конечно, сейчас дети не остались совсем без уроков. Во время пандемии школы перешли на дистанционное обучение и проводили уроки через специализированные онлайн-платформы, Youtube или Zoom. В крайнем случае учителя рассылали детям задания, которые затем проверяли. Но можно ли называть это полноценной учебой? Пока что никто не рассматривает онлайн-формат как долговременную замену обычной школе.

К проблемам онлайн-обучения относятся недостаточная вовлеченность учеников в занятия, слабые навыки самоорганизации и технические сложности, считает руководитель Центра общего и дополнительного образования Института образования ВШЭ Сергей Косарецкий. В ходе опроса более 80% российских учителей отметили, что не все ученики в классе могут делать домашние задания на онлайн-платформах из-за нестабильного интернета. Почти столько же сказали, что некоторые ученики не могут подключиться к онлайн-урокам из-за отсутствия компьютера, планшета, смартфона или веб-камеры. Особенно остро эти проблемы стоят в многодетных семьях. А 68% опрошенных учителей сообщили, что у части их учеников дома вообще нет интернета. 

У детей есть собственное мнение об эффективности онлайн-обучения. Отвечая на вопросы специалистов Центра исследований современного детства, они обратили внимание на то, что многие взрослые оказались не готовы к онлайн-формату, а проблемы с переходом на новые рельсы решались медленно. Школьники стали свидетелями того, что взрослые могут испытывать растерянность и ошибаться, могут чего-то не знать и быть недовольны переменами.

В семьях с несколькими детьми, которые учатся в разных школах, дети и родители получили возможность сравнить подходы к организации обучения и умение школ адаптироваться к новым условиям. Времени на уроки у большинства детей стало уходить больше, потому что классная работа теперь становится домашней, а ученики часто отвлекаются на другие дела.

Не все дети были психологически готовы к тому, чтобы самим отвечать за организацию учебы и тайм-менеджмент. «Такое ощущение, как будто я делаю уроки весь день, но при этом я постоянно отвлекаюсь на что-то вроде фанфиков, сериальчиков», — говорит один из респондентов.

С этой задачей лучше справляются те школьники, у которых еще до пандемии были сформированы навыки самоорганизации и стремление к получению знаний. «Моя мотивация осталась такой же, — излагает свою позицию другой участник опроса. — Потому что я понимаю, что моя учеба важна для меня, и несколько дней экзаменов определят всю мою жизнь».

Пандемия усиливает неравенство

Известно, что дети за лето частично теряют полученные в школе знания. Применительно к американским детям было показано, что степень ущерба, нанесенного каникулами, зависит от социального статуса ребенка. Дети из более богатых семей за это время даже улучшали свои читательские навыки, в то время как их менее обеспеченные сверстники, как правило, теряли полученные компетенции.

Вероятно, пандемия в этом смысле мало отличается от каникул:  ее последствия сильнее всего затронут детей из бедных семей и увеличат неравенство в том, что касается образования. «Именно находящиеся в более невыгодном положении дети заплатят самую высокую цену: они часто отстают в учебе больше других, и у них гораздо меньше ресурсов, чтобы наверстать упущенное после пандемии», — говорит Ричард Армитаж, исследователь из Ноттингемского университета (Великобритания).

Другие эксперты в своих оценках заходят еще дальше — Вим Ван Ланкер, социолог из Левенского университета в Бельгии, называет нынешнюю ситуацию «зарождающимся социальным кризисом».

Нынешний формат онлайн-обучения уже продемонстрировал социальное расслоение: успех учебы из дома во многом зависит от наличия техники, надежного подключения к интернету и пространства для спокойных занятий.

Дистант также предполагает, что родители сами достаточно образованны и у них есть время, чтобы взять на себя часть работы учителя и помогать с уроками. Все это становится проблемой для многих родителей — особенно тех, у кого в семье несколько детей-школьников.

Экономический кризис, прежде всего рост безработицы, приведет к повышению уровня бедности в целом. «Чем вы моложе, тем больше вероятность того, что вы будете ощущать последствия пандемии во взрослой жизни, — говорит Ван Ланкер. — Мы знаем, что эти эффекты накапливаются с течением времени».

Есть и другое соображение в связи с массовым переходом на онлайн-обучение: специалисты опасаются, что новый водораздел пройдет между качественным и элитарным офлайн-образованием, которое смогут позволить себе далеко не все, и дешевым и общедоступным дистантом, где качество образования будет значительно ниже. 

Риски для психологического благополучия и социальных навыков

Психическое здоровье

Постоянный стресс накладывает отпечаток на состояние детей — вплоть до того, что увеличивается риск психических заболеваний у наиболее уязвимых подростков.

Подростковый возраст критически важен для психического здоровья: именно в этот период часто проявляются проблемы. Если их не заметить вовремя, в дальнейшем справиться с ними будет труднее.

Домашнее насилие

Семьи бывают разные, и в некоторых из них изоляция приводит к росту напряжения и увеличению числа случаев жестокого обращения с детьми. «Когда большие семьи вынуждены жить в стесненных условиях, вероятность домашнего насилия возрастает», — отмечает Вим Ван Ланкер. Многие такие преступления остаются невидимыми для общества из-за изоляции: когда дети не ходят в школу, учителям трудно отслеживать их состояние по картинке с веб-камеры.

Социальные навыки

В отсутствие живого офлайн-общения могут пострадать некоторые навыки социального взаимодействия детей, причем тоже в долговременной перспективе. Неизвестно, как изоляция и социальное дистанцирование повлияют на управление эмоциями и самоконтроль, на умение разрешать конфликты со сверстниками. Возможно, с меньшими потерями локдаун переживут семьи, в которых двое или больше детей. Общаясь между собой, дети быстрее развивают социальные навыки.

С другой стороны, дети без братьев и сестер могут получить выгоду в других отношениях — например, если родители уделяют им больше времени, помогая в дистанционной учебе.

Эмоциональное состояние

Взрослые стараются объяснять детям, какие последствия COVID-19 может иметь для их здоровья и как избежать заражения. Но при этом им почти не рассказывают, как справиться со стрессом, вызванным пандемией, хотя эта информация не менее важна. 

Жизнь во время пандемии вызывает у детей тревогу и страх за здоровье членов семьи — последствия этих эмоций нам еще предстоит увидеть. Часто они испытывают двойную нагрузку: на их собственные страхи накладываются тревоги родителей. Поскольку дети очень чувствительны к эмоциональному состоянию близких, они невольно «впитывают» их растерянность, раздражение, беспокойство, страхи в связи с риском заболеть и неопределенностью будущего. Поэтому психологи рекомендуют родителям учиться спокойно и бережно разговаривать с детьми о COVID-19, о том, какие положительные стороны они могут найти в домашней жизни, как могут себя поддержать, какие перемены могут ждать их в школе в следующем учебном году.  

  

Фото: Коллекция/iStock

Поделиться в соцсетях