background picturebackground picture

Как говорить с ребенком об эпидемии коронавируса

Цифровая среда

86

Эксперты советуют родителям отнестись серьезно к страхам детей и научить их не поддаваться панике

Распространение коронавируса в Китае продолжается, и многие дети в других странах слышат об этом в школе и читают в СМИ. Не имея точной информации и не зная механизма заражения, они боятся заболеть — и делятся своими страхами с родителями. Как успокоить детей и одновременно использовать этот повод, чтобы научить их правилам информационной и личной гигиены? Для начала взрослым придется самим составить ясную картину происходящего, считают эксперты.

Коронавирус был официально назван ВОЗ угрозой общественному здоровью мирового масштаба. Случаи заболевания уже зафиксированы в 26 странах, число заболевших и умерших продолжает расти. Поскольку эпидемия сейчас на слуху, о ней говорят по телевидению, пишут в интернет-изданиях, ее обсуждают в соцсетях, дети часто выхватывают из этого потока самые пугающие сведения и начинают всерьез бояться за себя и своих близких.

Наш мозг устроен так, что он цепляется за все плохое и отталкивает все хорошее — так природа защищает нас и заботится о нашей безопасности. В результате мы склонны к катастрофическому мышлению и воспринимаем плохие новости как гораздо более масштабные и опасные, чем они есть на самом деле.

Паника затрагивает не только детей и подростков, ей поддаются и взрослые. Хотя новости о распространении вируса могут вызвать сильную тревогу, есть несколько способов успокоить детей и заодно объяснить им, как появляются истории в новостях, когда речь идет о горячих темах вроде коронавируса. У родителей есть удобный повод развить у детей критическое отношение к медиа, чтобы они понимали, почему так много панических репортажей, почему для журналистов это такой выгодный сюжет, почему обилие новостей об опасности не означает, что опасность реальна для них.

Как родители могут помочь детям не поддаться страху

Разговаривая с детьми об эпидемии, важно одновременно снизить их уровень тревоги и напомнить о реальных способах уменьшить риск заражения любым вирусом, не только тем, о котором сейчас все говорят.

Поднимать этот вопрос вовремя

Если дети уже выражают опасения, родителям лучше выделить время, чтобы обсудить с ними их страхи. Но если ребенок еще ни о чем таком не заговаривал, надо ли родителям самим поднимать эту непростую тему?

Тут важно понимать, что дети могут быть озабочены эпидемией, даже если не упоминают о ней. Велика вероятность того, что они говорят о коронавирусе в школе или читают в интернете. В идеале, если родители всегда открыты для разговора с ребенком, он придет к ним со своими опасениями. Но идеальные ситуации бывают не всегда, поэтому родители могут сами завести разговор о вирусе.

Разобраться самим в проблеме

К такому разговору родителям лучше подготовиться, чтобы сообщать достоверную информацию, а не слухи и предположения. Ваша задача — говорить с ребенком честно и компетентно. Например, обратить его внимание на то, что это не единственный такой вирус, он во многом схож с другими вирусами, вызывающими заболевания дыхательных путей.

Также можно обратить внимание ребенка на то, что у зараженного человека не всегда появляются симптомы, а если появляются, то могут быть как совсем незначительными, так и тяжелыми, угрожающими. Данные о том, что смертность среди заболевших составляет примерно 2%, тоже могут пригодиться в таком разговоре. Понять природу болезни поможет сравнение ее с гриппом и пневмонией.

Прежде чем говорить с ребенком, родителям стоит выяснить, не испытывают ли страх они сами. Ведь в таком случае, что бы ни говорили родители, как бы они ни успокаивали ребенка, тот обязательно «считает» их тревогу и станет бояться еще больше, даже если ему удастся спрятать свой страх.

При том что за пределами Китая риск заражения очень мал, эпидемия может стать аргументом в пользу соблюдения обычных правил гигиены. Напомните детям, что руки нужно мыть часто и делать это в течение как минимум 20 секунд; как можно меньше притрагиваться руками к лицу; чихать, прикрыв рот и нос платком или согнутой рукой.

Активно слушать

Первое правило — полностью сосредоточить внимание на ребенке, прислушиваться к его словам и чувствам, не отмахиваться от них, не объявлять страхи надуманными. В этом родителям может помочь метод активного слушания.

Позвольте ребенку выражать свои чувства, принимать их, свободно говорить о том, что его волнует. Проявляйте эмпатию, поддерживайте его. Можно сказать ему что-то вроде: «Тебе и правда страшно слушать все эти новости про вирус и про то, что люди от него умирают, и как это ужасно. Я понимаю, что ты беспокоишься, вдруг ты или кто-то, кого ты любишь, заболеет или даже умрет. Я вижу, что тебе тревожно. И это совершенно нормально, тем более что ты ребенок, я бы на твоем месте тоже боялась. Но я уверяю тебя, что мы с тобой в полной безопасности. Я всегда буду заботиться о тебе и защищать тебя в любых обстоятельствах. Если нужно будет сделать что-нибудь еще в связи с этой эпидемией, чтобы она нас не коснулась, я обязательно тебе скажу».

Если родители видят, что ребенок не успокаивается, у него случаются панические атаки из-за вируса, нужно обратиться за помощью к специалисту. Тревожного ребенка лучше по возможности оградить от неприятных новостей — это поможет улучшить его состояние.

Как построить разговор в зависимости от возраста

Дошкольники

Если вы смотрите или слушаете новости о коронавирусе при ребенке, малыш будет пытаться «переварить» увиденное или услышанное. Важно заверить его, что он в безопасности. Мир ребенка-дошкольника пока что еще маленький, и больше всего он беспокоится о своих родителях, братьях, сестрах и, возможно, домашних питомцах. Поэтому успокойте ребенка, пообещав, что никому из ближайшего окружения опасность не грозит.

В то же время старайтесь не смотреть и не обсуждать при нем новости о вирусе. Дело в том, что в этом возрасте дети еще не всегда в состоянии отличить реальность от фантазии, им трудно воспринимать информацию в контексте и определять, происходят ли описываемые события близко или далеко. Поэтому при обсуждении этой темы учитывайте возраст и возможности ребенка и, исходя из этого, дозируйте информацию и подбирайте слова.

Школьники

По сравнению с дошкольниками у детей школьного возраста гораздо больше возможностей получать информацию благодаря разговорам на игровых площадках и в классе, а еще в соцсетях. А значит, если с ними не будут говорить о вирусе родители, ребята получат информацию из менее надежных источников. Покажите детям, что вы держите ситуацию под контролем: вместо тревожных и пессимистичных мыслей выразите уверенность в том, что все будет хорошо.

Конечно, родители не обязаны знать ответы на все вопросы ребенка. Но пусть именно мама и папа будут теми, к кому школьник обратится за разъяснениями в первую очередь. При этом важно попытаться успокоить ребенка, не пытаясь скрыть негативную информацию. Попытка сделать это в разговоре со школьником — верный способ потерять его доверие. Просто постарайтесь ответить на вопросы максимально честно и при этом его успокоить.

Подростки

Снизить уровень тревоги у подростка поможет спокойный разбор ситуации и контроль его эмоционального фона. В этом возрасте уже можно поместить события в контекст, например: «Посмотри: обычный грипп тоже опасен, от него умирают от 300 до 650 тысяч людей каждый год, и мы не так много слышим об этом в новостях. Да, сейчас появилась новая болезнь, но это еще не повод для паники».

Ситуация эпидемии — это еще и возможность поработать с ребенком над развитием критического мышления, навыков фактчекинга и медийной грамотности. Попробуйте вместе отделить факты от вымысла, опираясь на проверенные данные, и научите детей скептически относиться ко всему, что они читают и видят.

Как проверить достоверность информации

Есть 5 несложных способов узнать, можно ли доверять новости.

Учитывать источник

Вы слышали об этом источнике раньше? Авторитетные ресурсы, такие как солидные информагентства, как правило, давно занимаются новостями, их названия на слуху. Хотя иногда можно «поймать» на неточностях даже, казалось бы, качественные СМИ. Такой анализ открывает глаза подростку на природу новостей и помогает формировать навыки медиаграмотности.

Проводить фактчекинг

Найдите минутку, чтобы найти первоисточник того, о чем все вокруг трубят. Это можно сделать, например, через сервис «Яндекс.Новости». Введите ключевую фразу, и он выдаст список ресурсов, написавших по теме. Самая важная ссылка на странице — «С чего все началось», она ведет на ресурс, где новость появилась первой. Действительно ли этот источник заслуживает доверия?

Обращать внимание на адрес

Ищите необычные URL, названия сайтов и доменов. Например, источник пытается выдать себя за легальный новостной сайт, но домен может отличаться на одну букву. Среди русскоязычных ресурсов популярно, к примеру, сатирическое издание ИА «Панорама», которую часто цитируют как серьезный источник информации. Никогда не помешает изучить раздел «О нас», чтобы узнать, кто издает и финансирует это СМИ.

Отмечать признаки низкопробных новостей

Смелые и при этом необоснованные утверждения, заголовки прописными буквами, орфографические ошибки — если вы видите что-либо из этого перечня в своей новостной ленте, вряд ли стоит доверять такому источнику.

Думать, прежде чем делиться

Срок жизни фейков сильно зависит от того, смогут ли они вызвать у нас гнев или страх, заставить делиться информацией. Объясните это подросткам, напоминайте им о важности распространения достоверной и полезной информации. И тогда, возможно, они сами не захотят в дальнейшем быть частью этого порочного круговорота.

  

Источники:

Онлайн-издание о здоровье Healthline

Сайт телекомпании NBC

Сайт университета Джорджии (США)

Фото: Коллекция/iStock

Поделиться в соцсетях