Постарайтесь понять, какой педагог подойдет вам и вашему ребенку
Первый учитель — очень значимая фигура в жизни первоклассника. Если у родителей есть возможность выбирать школу и класс, нужно заранее подумать о том, какой учитель подойдет вам и вашему ребенку.
Какие качества вы хотите видеть в учителе
Родителям нужно подумать, посоветоваться с педагогами, к которым ходил ребенок до школы (детский сад, кружки) и понять, какой школьный учитель подойдет их ребенку. Какими качествами, желательно, чтобы он обладал, а каких, желательно, чтобы не было.
У кого-то из детей недостаточно развита саморегуляция: в этом случае необходимо, чтобы педагог удерживал дисциплину и контролировал детей. Кому-то из детей наоборот нужно, чтобы давали больше свободы и возможности проявить себя. Для некоторых ребят бывает важен голос педагога: если он слишком громкий, это может вызвать дискомфорт. Если вашему ребенку важны высокие достижения, необходимо, чтобы педагог был заинтересован в участии детей в различных конкурсах (как правило, это можно понять по новостям на сайте школы: как часто дети из класса этого педагога получают грамоты).
При этом помните: ожидания должны быть максимально приближены к реальности — сказочного волшебника с нужными качествами сразу ни в одной школе найти не получится.
Как только вы решили, что самое главное в хорошем учителе для вашего ребенка, можно отправляться на поиски.
Послушайте отзывы
Можно довериться своим знакомых и друзьям — у кого учились их дети? Возможно, их вариант подойдет и вам. Если есть хотя бы пара рекомендаций, можно рассчитывать, что учитель по крайней мере профессионал, любящий детей, а это уже немало. Если нет личных знакомств, можно изучить отзывы на местных сайтах и в родительских сообществах, посмотреть информацию об учителе на сайте школы.
Очень полезно посмотреть со стороны, как учитель общается с детьми и понять, подойдет ли это вашему ребенку. Это можно сделать во время прогулки с продленкой, открытых праздников (как правило информация о них есть на сайте школы) или каких-то мероприятий.
Иногда родители отдают детей в ту школу, где учились сами, или даже к своей первой учительнице, но, учитывая современную мобильность, так бывает редко. Не всегда желание видеть в качестве первого учителя немолодого человека оправдано: с годами многие учителя выгорают, а молодой выпускник вуза может быть энтузиастом своего дела, который еще в вузе получил опыт преподавания в школе, на подготовительных курсах или как репетитор.
Запишитесь на подготовительные занятия
Лучший способ знакомства — очный. Хорошо, если есть возможность записаться на подготовительные курсы, которые ребенок сможет посещать до поступления в первый класс. На курсах он познакомится с учителем, почувствует симпатию, восхищение или страх, стеснение, поймет, насколько ему нравится с ним общаться, выполнять его задания. Занятия будут проходить несколько раз в неделю, и за это время вполне можно сделать выводы об учителе, его характере, уровне преподавания, отношении к детям. Имеет смысл прислушаться к мнению ребенка: если ему неприятен учитель, лучше не отправлять его в этот класс только потому, что у учителя высокая категория. Должна быть взаимная симпатия учителя и ребенка, иначе ребенок просто не сможет учиться продуктивно.
Родители также переживают, в какой класс попадут их дети — «А» или «Б». Так сложилось, что класс «А» считается престижнее, сильнее и успешнее, чем «Б» или «В». Некоторые родители всерьез выбирают класс по этому принципу. На самом деле детей в первом классе не делят на сильных и слабых, а качества учителя никак не зависят от того, в классе с какой буквой он работает.
Познакомьтесь с педагогом
Если вы выбрали учителя для своего ребенка, найдите возможность пообщаться с педагогом (день открытых дверей, подготовительные курсы, открытые мероприятия). Постарайтесь понять, как вы себя чувствуете во взаимодействии с этим человеком. Важно, чтобы вам было комфортно. Если ваш ребенок будет учиться у него в классе, в течение четырех лет вам придется общаться.
Когда семьи и учитель подходят друг другу
Самое главное — чтобы родители, учитель и ребенок совпали по темпу, характеру, ценностям и ожиданиям. По мнению психолога Анны Быковой, учителя (а также родители и дети) применительно к школьной жизни делятся на четыре типа: правильные, дружелюбные, звездные и творческие.
Правильные взрослые требуют подчинения, у них все должно быть по правилам. Такие учителя строго следят за соблюдением регламентов, сколько клеточек ребенок отступил от начала строки, в каком виде пришел в школу, как поздоровался и куда положил портфель..
Творческому педагогу, скорее всего, будет трудно работать в традиционной школе, и он может уйти в какую-либо альтернативную школу, где ему дадут возможность решать нестандартные задачи и заниматься развитием творческих способностей детей.
Звездные педагоги нацелены на высокие результаты. Им интересно работать с теми, кто подает надежды, будет участвовать в олимпиадах, конкурсах и получать награды.
И, наконец, дружелюбные учителя своей базовой ценностью выбирают отношения в своем классе: «Главное, чтобы детям было хорошо». Такие учителя много внимания уделяют именно отношениям в коллективе. Качество отношений в детском коллективе для такого учителя может быть даже выше, чем успехи в учебе отдельно взятых звезд.
Если родители хотят, чтобы их ребенка всячески поощряли и уделяли внимание его способностям — они могут не найти общего языка с дружелюбным педагогом.
Понять заранее, к какому типу относится педагог, не всегда возможно. На родительских собраниях обращайте внимание, на какую тему он чаще всего говорит. Звездный педагог будет говорить, сколько он выпустил отличников, сколько побед на олимпиадах и какой у него рейтинг по конкурсам. Дружелюбный учитель будет говорить о хорошей атмосфере в классе, о внеклассных мероприятиях, походах в кино и походы. Правильный педагог обязательно отметит, какие именно тетради нужны для контрольных работ и как в точности должна выглядеть парадная форма или школьная прическа.
Творческого педагога видно сразу — он обычно не такой, как все. Во внешнем виде у него может быть легкая небрежность, он даже может приходить в школу в джинсах. Если от такого педагога требуют соблюдения всех правил, он начинает отстаивать свои права. Такому учителю будет не просто в школе — он может быть изгоем среди других учителей, но своим среди детей. У него будет своя методика преподавания — например, на уроке литературы он поведет детей на экскурсию по местам, описанным в книге, или в музей писателя. Также он может давать необычные задания на уроках, придумывать собственные задачи и упражнения.
Чистых типов учителей практически не бывает, обычно мы видим смешанные типы: творческий и звездный, правильный и звездный, творческий и дружелюбный одновременно.
Доверьтесь интуиции
Собрав всю возможную информацию, родители ее могут проанализировать и принять решение. Стоит перечитать свой список требований к идеальному учителю — совпадает ли он с реальностью? Можно посмотреть профили педагога в соцсетях, изучить его станицу, высказывания, группы.
Но в конечном счете придется довериться интуиции. Если с человеком легко и приятно — он ваш. Если возникло смущение, непонимание, отторжение, если вам неуютно в его присутствии — стоит задуматься. От учителя зависит не только успешная учеба и здоровая обстановка в классе, но и настроение вашего ребенка каждый день. Впрочем, даже если вам не повезло с учителем, всегда можно найти выход из положения, например, перевести ребенка в другой класс или школу. Школа — важная часть жизни детей, но, к счастью, не вся их жизнь.
Источники:
Портал «Православие и мир»