background picturebackground picture

Как возникает привязанность

Младенцы

1736

Эмоциональная близость в младенчестве и раннем детстве определяет психическое развитие ребенка

Привязанность ребенка к матери или другому значимому взрослому развивается с момента рождения. Она основана на потребности в эмоциональной близости и определяет ход психического развития ребенка. Какие виды привязанности существуют и как они проявляются во взрослой жизни?

Младенец привязывается к значимому взрослому, который о нем заботится (чаще всего, хотя и не обязательно, это мать). И от этого взрослого ребенок ожидает защиты и поддержки, когда испытывает тревогу и вообще любой дискомфорт. Но привязанность к взрослому возникает в любом случае, даже если взрослый лишен чуткости или невнимателен.

Родителей не выбирают, поэтому ребенку приходится подстраиваться под те отношения, в которых он уже оказался. И возникшие в этих отношениях эмоциональные привычки и реакции влияют на его будущее: от этого во многом зависит, какими станут его отношения с другими людьми во взрослом возрасте. Чем теснее и ближе отношения (например, романтические), тем ярче в них проявятся черты детской привязанности. Многие психологи полагают, что без этого чувства, закладываемого в детстве, человек лишается возможности во взрослом возрасте проявлять привязанность (товарищество, дружбу, любовь), что влияет на процесс его социализации и может вызвать антисоциальное расстройство личности.

Уникальная связь

Вплоть до середины XX века общество не придавало особого значения роли матери в жизни новорожденного ребенка. Считалось, что сильные эмоции малыша по отношению к маме и плач в ее отсутствие — лишь проявление природного страха лишиться источника питания. Поэтому вполне нормальным считалось, например, с младенчества отдавать детей в ясли.

В 1960-х годах слово «привязанность» наполнилось новым смыслом. Исследования психолога Джона Боулби показали, что между ребенком и матерью (или другим человеком, который осуществляет постоянную заботу о малыше) с момента рождения формируются особые, очень важные отношения. Это отношения привязанности — глубокой эмоциональной связи между родителем и ребенком. Они закладывают фундамент будущей уверенности ребенка в себе, здоровой самооценки, а главное — способности доверять, открываться и быть близким с другими людьми.

Психолог Людмила Петрановская в книге «Тайная опора: привязанность в жизни ребенка» подробно рассказывает о формировании привязанности и о том, каким гармоничным, защищенным и психически устойчивым вырастает ребенок, привязанность которого сформирована благополучно. Трудности многих взрослых она объясняет тем, что в задуманное природой развитие отношений привязанности вмешиваются заблуждения современного общества.

Не только еда

Привязанность ребенка к матери определяется не тем, что мать является источником физического удовольствия (пищевого, например), а тем, что она обеспечивает его защиту и безопасность. Привязанность обусловлена врожденными, генетическими, архаичными механизмами. Она обращена к глубоким слоям нашей психики. Мать и у животных, и у человека выполняет прежде всего роль защиты потомства от воздействий среды. Эволюционно сложилось так, что ребенок ищет близости с матерью, особенно в ситуациях, потенциально опасных для него.

Так, важным доказательством инстинктивного стремления младенца к защите матерью считаются опыты с детенышами макак-резусов. В этих опытах обезьянкам предлагали выбор из двух искусственных «мам». Одна из них была «кормящей» (к ней был прикреплен рожок с молоком), но жесткой и холодной (сделанной из проволоки), а другая — теплой и пушистой (сделанной из меха), но не дающей никакой пищи. Оказалось, что маленькие макаки явно предпочитали пушистую маму (особенно в случае опасности), а к проволочной обращались только за пищей.

Эти эксперименты показывают, что детеныши охотнее привязываются к существу мягкому и теплому, с которым чувствуют себя в безопасности, а не к проволочному и холодному, даже если оно дает молоко.

Влияние детского опыта

Хотя тенденция к формированию привязанности имеет эволюционное происхождение, качество возникшей привязанности зависит от внешних факторов — главным образом от опыта первых отношений с матерью.

Если мать в первые месяцы жизни ребенка проявляет нежность, заботливость, чувствительность к потребностям и интересам ребенка, у него формируется надежная привязанность, которая дает чувство безопасности, возможность легко адаптироваться, способствует проявлению продуктивной активности в разных сферах. Безопасная привязанность характеризует здоровые отношения между матерью и ребенком, когда родитель ориентирован на ребенка, а тот спокоен и радостен.

Если же мать недостаточно внимательна и заботлива к малышу, если слишком холодна и строга, у него возникает ненадежная (избегающая, отстраненная) привязанность и связанное с ней чувство собственной незащищенности и уязвимости. Во взрослом возрасте такой ребенок будет сильно зависим от мнения окружающих, с трудом будет выстраивать близкие отношения.

В том случае, когда поведение матери непоследовательно, привязанность приобретает тревожно-амбивалентный характер — ребенок становится капризным, склонным к манипулированию родителями. Беспокойная небезопасная привязанность — следствие непредсказуемого поведения взрослого: он то груб, то нежен, то безразличен, может неожиданно уйти, бросив ребенка, и ребенок не понимает, от чего это зависит и чего ждать. Такие дети побаиваются чужих людей даже в присутствии родителя, сильно огорчаются, когда родитель уходит, но не радуются, когда он возвращается.

Дезорганизованная (опасливая) привязанность возникает как следствие постоянного подавления или запугивания ребенка. Такой стиль привязанности возникает у детей, которые привыкли подавлять свои чувства, не встречая помощи и одобрения, выдерживая от взрослого насмешки и угрозы. В результате он агрессивен, плохо поддается воспитанию, в будущем дезориентирован в плане личностных отношений.

Путь к автономии, но не к успеху

Теория привязанности учит тому, как младенца вырастить, чтобы он выжил и стал самостоятельной автономной особью. Теория привязанности ничего не говорит нам о том, как дать ребенку хорошее образование, сделать его успешным и всегда счастливым. Благодаря привязанности к взрослому, который о нем заботится, ребенок должен благополучно вырасти и научиться самостоятельно заботиться о себе. А в будущем — и о своих детях.

Возникшие в детстве эмоциональные привычки и реакции влияют на построение отношений с людьми во взрослом возрасте. 

Что будет, если родители нарушают законы привязанности, не заботятся о ребенке, плохо с ним обращаются, отвергают его, отказывают ему в любви? В этом случае сильно снижаются шансы на то, что ребенок будет социально благополучен. Постоянный стресс отнимает много сил у ребенка, подрывает его здоровье, иммунитет, развитие, социальные навыки, делает его более слабым, уязвимым. Мы растим ребенка в привязанности, потому что это ему необходимо и для него хорошо, а не ради того, чтобы он потом всегда нас радовал и соответствовал нашим ожиданиям.

Что делать

Формирование привязанности начинается с момента появления малыша на свет. Лучшим временем для установления связи с ребенком считаются первые сутки его жизни. Важно, чтобы родители провели с ним как можно больше времени в этот первый день, держали на руках, прикасались, смотрели в глаза. Кроме того, Людмила Петрановская обращает внимание молодых родителей на три способа поведения, которые будут полезны ребенку.

1. Донашивание

На протяжении всего первого года жизни для ребенка крайне важен контакт с мамой «кожа к коже». В первые три месяца после рождения рекомендуется, чтобы ребенок максимум времени проводил у мамы на руках. Людмила Петрановская называет этот этап в жизни ребенка «донашиванием».

2. Умиление

Не сдерживайте в себе и других близких желание «сюсюкать» и нежничать с малышом, прикасаться к нему, приговаривать, какой он прелестный и милый. Эти ласковые слова и умиление формируют в ребенке ощущение, что мир ему рад, что он хорош и любим сам по себе — просто за то, что он есть. Именно в это время у ребенка закладывается базис для будущей уверенности в себе. Наполнившись ощущением своей безусловной ценности, во взрослой жизни он сможет принимать критику, не травмируясь, а также будет меньше зависеть от похвалы и одобрения других людей.

3. «Оперативная реакция»

Еще одна задача этого этапа — формирование у ребенка доверия к его «главным взрослым». Важно реагировать на плач малыша, удовлетворять его потребность в помощи или контакте, брать на руки. Плач — единственный доступный младенцу способ подать сигнал о дискомфорте, о потребности в чем-либо. Откликаясь на него, приходя на помощь, вы снова и снова показываете ребенку, что он в безопасности.

Привязанность к значимому взрослому сформируется у ребенка в любом случае, но то, какой она будет, зависит от того, кто и как будет о нем заботиться. Если оставлять детский плач без внимания, у ребенка возникает ощущение беззащитности. Во взрослой жизни это перерастает в недоверие к близким, привычку полагаться только на себя.

В случае надежной и безопасной привязанности ребенок воспринимает себя как любимого, достойного уважения, смелого, умного, а близкого взрослого — как источник любви, защиты и уважения.

Если его привязанность ненадежна, он относится к себе как к отвергнутому, нелюбимому, ни к чему не способному, а предмет его привязанности становится источником страха и опасности. От того, как сложатся самые первые отношения ребенка с близким взрослым, зависит его представление о себе, о собственной ценности и о том, как устроены близкие отношения. Поэтому родителям в первые месяцы жизни ребенка важно помнить, как повлияет это время на будущее их малыша.

  

Источники:

Портал «Православие и мир» 

Журнал и сайт Psychologies

Людмила Петрановская «Теория привязанности и семейные войны». Фрагмент вебинара из цикла лекций

Гуманитарно-правовой портал PSYERA 

Фото: Pexels

Поделиться в соцсетях