Обучаем ребенка навыкам преодоления трудностей. «Я не брошу» вместо «С меня хватит»
Сдувая с детей пылинки, мы лишаем их опыта самостоятельного поиска решения и преодоления трудностей. Другая крайность — совсем не помогать им в этом поиске и преодолении, оставить детей наедине с их задачами. Как найти золотую середину? Как воспитать в детях достойное уважения упорство и нацеленность на результат? Об этом в своей книге «Самое ценное. Чему на самом деле важно научить ребенка, чтобы он вырос успешным и счастливым» пишет детский психолог Мэдлин Левин (Madeline Levine). Мы публикуем выдержки из книги, которая готовится к выходу в издательстве «Манн, Иванов и Фербер».
Неоправданно часто вмешиваясь и «защищая», будучи неспособными терпеть их ошибки и неудачи, мы лишаем детей способности развивать и укреплять навыки преодоления трудностей, необходимые для хорошего ориентирования в задачах развития и для понимания их внутренней сущности. Консультанты по поступлению в колледж называют таких кандидатов «лишенными неудач» и знают, что они вряд ли преуспеют в сложных обстоятельствах.
Как узнать, способны вы на что-то или нет, если у вас не было возможности попробовать, потерпеть неудачу и снова взять себя в руки?
Как еще вы выясните, как восстановить равновесие после тяжелого испытания, если вас не оставили в покое, дав возможность обдумать разные варианты? Легко понять, как самовосприятие ребенка ухудшается при благонамеренном, но чрезмерно оберегающем и даже навязчивом стиле воспитания, ставшем сегодня нормой. Конечно, мы обращаем внимание, советуем при необходимости, снижаем риск, когда нужно, и никогда не бросаем детей один на один со своими эмоциями. Но мы должны предоставить им достаточно внутреннего пространства и жизненного опыта, чтобы они учились сами себя оберегать, что, как известно, ведет к благополучию и высокой сопротивляемости — признакам истинного успеха.
*****
Ниже говорится о том, как нам помочь детям развить собственные навыки преодоления трудностей. Иногда мы «передаем» наши любимые навыки, просто показывая их на личном примере. Но, хотя дети учатся наблюдать, как мы реагируем на вызовы и оправляемся от кризиса, они — не мы. Генетика и темперамент играют некоторую роль в определении того, какие навыки преодоления трудностей даются нам легче всего. Мы естественным образом опираемся на свои сильные стороны. Сначала родитель-экстраверт может прибегнуть к энтузиазму, тогда как ребенок-интроверт может выбрать творческий подход. Оба могут быть одинаково эффективны в решении проблем.
Чем больше навыков преодоления трудностей, тем выше сопротивляемость.
Важно, чтобы мы понимали, что сопротивляемость — это не то качество, которое либо есть у ребенка, либо нет. Как отмечает Кен Гинзбург, один из ведущих специалистов по устойчивости в США: «Сопротивляемость — это не черта характера».
Один и тот же ребенок может демонстрировать отличную сопротивляемость при одних обстоятельствах («Мои оценки по математике довольно плохие, придется заниматься гораздо больше») и не слишком хорошую при других («Подруги не позвали меня сегодня на шопинг; мои отношения с ними рухнули, я полная неудачница»).
Степень сопротивляемости всегда колеблется. Это зависит от темперамента, поддержки и обстоятельств. Мы повышаем устойчивость наших детей, защищая их от чрезмерного риска и обеспечивая поддержку и обстоятельства (сюда следует включить предоставление детям возможности справиться с управляемыми и соответствующими возрасту проблемами), которые способствуют развитию навыков преодоления трудностей.
Мы чрезмерно сосредотачивались на «проблемах» детей, особенно подростков. Кажется, советов, как им говорить о том, чего не следует делать, великое множество. Не принимай наркотики. Не занимайся сексом. Не пей за рулем. Не пренебрегай школьными уроками. Но я бы сказала, что самое лучшее для наших детей — когда мы не просто говорим, чего не следует делать, но и помогаем им понять, что делать следует. «Не принимай наркотики» не слишком поможет, если человек хочет испытать новые и рискованные переживания. Но, развивая самоконтроль, демонстрируя его на личном примере, замечая и одобряя его в наших детях, мы повышаем вероятность того, что они смогут позаботиться о себе в череде проблем и соблазнов, которые уготовила им жизнь.
Каковы же основополагающие навыки преодоления трудностей?
Находчивость
Находчивость активна, а не реактивна. Вместо того чтобы ждать последнего дня, когда можно записаться на курсы вождения при школе, находчивый ребенок записывается заранее, обеспечивая себе место в группе. Находчивые дети планируют свою деятельность так, чтобы не быть перегруженными и не оказаться одновременно записанными на курсы подготовки к выпускному экзамену и в баскетбольную секцию. Изобретательность помогает детям не только решать проблемы, но и избегать их. Находчивые дети знают, как максимально использовать ситуацию и имеющиеся в их распоряжении ресурсы.
Одна из причин, затрудняющих развитие находчивости, — быстрый темп нашей жизни. Находчивость по определению означает пробу разных подходов к ситуации с целью найти наиболее эффективное решение.
Одним из величайших подарков, какой мы можем дать своим детям, является время на развитие навыков преодоления трудностей. Помните, что детство — это прогулка, а не гонка. Находчивому ребенку нужна возможность повозиться, экспериментируя и со временем, и с имеющимися возможностями для поиска оптимального решения.
Что делать
Придумайте какую-нибудь небольшую задачу. Например, перед тренировкой по футболу вы всегда привозите своей двенадцатилетней дочери еду для перекуса. Время от времени не делайте этого. Скажите ей накануне вечером, что она должна будет сама приготовить себе еду. Пусть она выяснит, как раздобыть банан и сок (принести из дома, купить). Следите, чтобы такие задачи соответствовали возрасту. Покажите, как вы довольны, когда она придумает решение.
Рассказывайте детям о решении своих повседневных проблем. Если вы в последний момент узнаёте, что костюм, который вы планировали надеть на важную презентацию, все еще в химчистке, в нескольких словах сообщите им, что вы чувствуете (вероятно, разочарование) и как решили проблему (глубоко вздохнули, а потом нашли что-нибудь другое в гардеробе). Пусть дети знают, что незначительные разочарования — часть повседневной жизни, но, если зацикливаться на них, это мешает находить решения.
Учите детей тому, что для большинства проблем не существует единственно верного решения. Иногда быть находчивым значит повозиться над чем-то, иногда — сделать перерыв, иногда — придумать что-нибудь самому, а иногда — посоветоваться с кем-то еще.
Научите ребенка успокаиваться (закрыть глаза, сделать вдох, сосчитать до десяти, выйти на улицу и прогуляться), чтобы выбор не был продиктован эмоциями.
Неумение контролировать эмоции — враг находчивости. Холодный ум способен распределять ресурсы гораздо лучше, чем взволнованный.
Чего не делать
Не вмешивайтесь слишком рано. Конечно, вы гораздо изобретательнее своего ребенка. Но сейчас вы пытаетесь научить изобретательности его. Это требует времени и терпения. Часто намного проще самим все исправить: «У тебя нет чистой пары носков? Вот, возьми мои». Конечно, так можно поступать лишь изредка.
Если переборщить, вы упустите возможность научить свою дочь класть грязные носки в корзину для белья, а вместо этого укрепите ее убеждение, что о ней всегда кто-нибудь позаботится.
Не подвергайтесь сами сильному стрессу, чтобы ваша собственная находчивость не дала сбой. Мне трудно сосчитать, сколько подростков говорили мне, что начали пить, потому что их родители тянулись к выпивке в стрессовом состоянии. Поскольку у всех нас регулярно наблюдается достаточно высокий уровень стресса (кстати, стоит об этом задуматься), расслабляйтесь полезными для здоровья способами. Лучше сеанс йоги, чем слишком большая доза мартини.
Не выходите из себя из-за ограниченных ресурсов ребенка. Усталый ребенок, который просит старшего брата доделать за него домашнее задание по математике, пытается решить проблему противоречивых требований. Он знает, что учитель ожидает выполнения домашней работы, вы ожидаете, что он хорошо выспится ночью, а он хочет быть и ответственным, и отдохнувшим.
Ваша задача состоит в том, чтобы установить ограничения («Заставлять брата делать уроки нехорошо, это обман») и, что не менее важно, научить ребенка видеть более широкий выбор возможностей внутри себя — например, делать уроки во время обеда в школе или поговорить с учителем о дополнительном времени после занятий. Вы не делаете этого за ребенка, но делитесь с ним мудростью.
Правильное отношение к труду (трудовая этика)
Родители, разочарованные отметками своих детей, задают мне одни и те же вопросы: «Мой ребенок очень умный, но ему неинтересно учиться. Что мне делать?»; «Мой ребенок очень умный, но его больше интересуют друзья, чем оценки. Что мне делать?»
Вопрос «Что делать?» хороший, он ориентирован на решение. Но обычно направлен не на ту проблему. Большинство родителей предполагают, что если бы они только сумели побудить детей больше думать о своих отметках, то отметки наверняка улучшились бы. Может быть. Иногда отметки отражают знания и свидетельствуют о качественном обучении. Но иногда они отражают поверхностные и легко забываемые знания.
Наши дети плохо учатся не потому, что не уделяют достаточно времени подготовке к тестам, а потому, что в некоторых случаях чрезмерная подготовка к ним мешает тому, что мы традиционно делаем лучше всего: обучаем, увлекаем учеников, поощряем любознательность, ценим креативность и инновации.
Дети хорошо учатся тогда, когда они полностью вовлечены в процесс обучения.
Под вовлеченностью я имею в виду заинтересованность, вкладывание души и внутреннюю мотивацию. У вовлеченных студентов более высокие оценки, лучшее психическое и физическое здоровье, и они лучше умеют работать усердно, слаженно и с оптимальными усилиями. Другими словами, вовлеченность в учебный процесс и правильная трудовая этика идут рука об руку. Старание и настойчивость, необходимые для успешного обучения, проистекают из интереса к самому материалу и к его значению для их самовосприятия.
Люди с правильной трудовой этикой обычно позитивно относятся к себе, умеют справляться с поставленными задачами, основательны, не нуждаются в постоянной положительной оценке со стороны окружающих и налаживают хорошие отношения со сверстниками и коллегами. Обладая качествами, составляющими правильную трудовую этику, при столкновении с проблемами дети сосредоточены на решении и не бросают попыток раньше времени.
Мы мыслим слишком узко, когда думаем о трудовой этике только с точки зрения школы или отметок; трудовая этика является частью того, что делает нас успешными в самых разных сферах деятельности, от садоводства до игры в скраббл и воспитания детей. Это наш основной подход к неизбежным жизненным вызовам. Речь идет о том, чтобы не отступать и делать все возможное.
Мир полон возможностей — найдите те, что соответствуют способностям и интересам вашего ребенка. Если это какой-то школьный предмет, поговорите с учителем. Попробуйте точно определить проблему, прежде чем она превратится в позицию «просто я не способен к математике». Будьте на стороне своего ребенка, даже когда устанавливаете планку и следите, чтобы он ее взял. «Я знаю, что трудно тренироваться каждый день, но я восхищаюсь твоим упорством. Оно окупится сполна». Как я уже говорила выше, дети, как правило, оправдывают наши ожидания. Держите планку высоко. Терпите гнев, который может быть направлен на вас, когда вы знаете, что они могут добиться большего, и настаивайте на большем старании. И самое главное, убедитесь, что они знают, что в конечном счете их успех определит их отношение к труду, а не просто то, насколько они умны или талантливы.
Что делать
Показывайте на личном примере энтузиазм по поводу какой-нибудь тяжелой работы. Некоторые родители настолько переутомлены, что их дети думают, что любая тяжелая работа влечет за собой стресс и усталость. Кто же захочет вступить в этот клуб? Пусть ваш ребенок знает, что, усердно потрудившись, вы испытываете чувство выполненного долга и гордость. Не постоянно, но достаточно часто, чтобы видеть в тяжелом труде смысл.
Убедитесь, что объем работы, который должен выполнять ребенок, разумен. Если задача трудоемкая и никакие усилия не помогут ему ее выполнить, тогда пользы от затраченных усилий не будет.
Многие дети обливаются слезами, часами сидя над домашней работой, совершенно невыполнимой ни по содержанию, ни по объему. Поговорите с учителями ребенка, если объем его домашней работы кажется чрезмерным.
Помимо сосредоточения на усилиях, настойчивости и дисциплине обязательно обратите внимание на другие компоненты правильной трудовой этики, такие как порядочность или умение общаться и сотрудничать. Часто дети с хорошими социальными навыками считаются просто популярными, и родители умоляют их меньше общаться и больше учиться. Но эти же дети, как правило, прекрасно умеют сотрудничать и обладают отличными коммуникативными навыками. Они наверняка будут востребованы как работники.
Обращайте внимание на то, в каких занятиях ваш ребенок готов приложить усилия и какие решения хорошо ему подходят. Пусть он знает, что многие навыки можно перенести из одного вида деятельности в другой. «Я заметила, что ты идешь в свою комнату и включаешь музыку, когда тебе нужно сосредоточиться на трудных задачах по математике. Может, тебе стоит попробовать то же самое с испанскими глаголами, с которыми у тебя проблемы?»
Чего не делать
Не ожидайте, что все ваши дети будут стараться одинаково. Интенсивность и настойчивость усилий — свойства темперамента, поэтому у каждого ребенка они разные. Правильное отношение к труду состоит из множества компонентов. Сосредоточьтесь на развитии тех, что легче даются вашему ребенку.
Не беспокойтесь, что ваш ребенок будет злиться на вас, когда вы призываете его к дисциплине. Ни в коем случае не унижайте и не применяйте грубых, произвольных наказаний. Но имейте в виду, что ваша способность дисциплинировать ребенка гарантирует, что он научится самодисциплине. Дети не рождаются с запрограммированным пониманием правил и норм. Их учат тому, что и как ценить, их родители и окружающее сообщество посредством сочетания похвалы либо поощрения и демонстрации разочарования или дисциплинарных мер. Ваша любовь помогает детям укреплять связь с вами; ваша дисциплина помогает им управлять собой. Нам часто легче любить детей, чем дисциплинировать их. Но и то, и другое — важнейшие составляющие хорошей трудовой этики.
Не настаивайте на максимальных усилиях ребенка абсолютно во всем. Мы почему-то стали думать, что у детей должны хорошо получаться многие вещи, хотя большинство людей в мире по-настоящему хороши в чем-то одном и не отличаются особыми достижениями в других областях. Талантливые люди занимаются тем, что у них получается лучше, а другими сферами интересуются на уровне хобби, где стандарты не так высоки.
Сосредоточьтесь на вещах, наиболее важных как для вас, так и для вашего ребенка. Слишком часто хороших детей критикуют за то, что они не вкладывают максимальные усилия в самые тривиальные вещи.
Источник:
Мэдлин Левин «Самое ценное. Чему на самом деле важно научить ребенка, чтобы он вырос успешным и счастливым» (Манн, Иванов и Фербер, 2021)
Фото: Коллекция / iStock